Швейцарские банки пошатнулись: как проблемы Credit Suisse повлияют на мир и Украину

После того как в воскресенье стало известно, что крупнейший швейцарский банк UBS поглощает своего многолетнего конкурента Credit Suisse, мировые фондовые рынки и цены на топливо начали резко падать. 

Все опасаются нового мирового экономического кризиса, и спорят разве что о том, будет ли он похож на кризис 2008 года.

Что происходит, почему это произошло и когда и как это может повлиять на Украину?

Что произошло

Проблемы, постигшие Credit Suisse – “Швейцарский кредит” – второй крупнейший в Швейцарии и по совместительству 30-й банк в международной иерархии, обсуждались на самом высоком уровне. В прошлую среду банк получил от правительства страны срочную кредитную линию на 54 млрд долларов.

Однако этого оказалось недостаточно, и уже в воскресенье стало известно о слиянии Credit Suisse с USB, за которое тот заплатил более 3 млрд. долларов, и получит еще 100 млрд. долларов от швейцарского центробанка в поддержку стабильности.

Хотя переговоры шли уже некоторое время, понедельник 20 марта стал первым рабочим днем после того, как о соглашении сообщили официально.

Именно ему предстояло показать, воспримут ли инвесторы соглашение о поглощении как решение проблемы доверия к банковской системе и конец истории о начале нового кризиса.

Первые звоночки о возможности такого кризиса стали поступать из США с банкротством двух банков, обслуживавших ИТ-сектор – Silicon Valley Bank и Signature Bank.

Учитывая, что мировой финансовый кризис 2008 г. начался с банкротства инвестиционных банков, сейчас доверие инвесторов к стабильности банковского сектора пошатнуть очень легко. А тем более, когда речь идет о двух крупнейших швейцарских банках – символах надежности этого бизнеса, как и швейцарских часах.

Похоже, что слияние, которое задумывалось как решение проблемы, стало триггером ее распространения.

По крайней мере, так показали торги на азиатских фондовых рынках, а впоследствии и на европейских. В Гонконге биржевой индекс упал на 3%, в Токио – на 1%, равно утром на 1% упали и фондовые рынки в Германии и Франции, хотя уже днем европейские рынки вернулись к положительным котировкам.

Акции самого Credit Suisse обвалились на 60%, а купившего его банка UBS на 13%.

Кроме того, к 15-месячному минимуму упали и цены на нефть. И все это из-за опасений, что проблемы в мировом банковском секторе могут повлечь за собой рецессию, которая приведет к снижению спроса на горючее.

О серьезности ситуации свидетельствует решение шести ведущих центробанков мира – США, Еврозоны, Британии, Японии, Канады и Швейцарии – о совместных действиях, которые позволят поддержать стабильность.

Почему это происходит?

В течение прошлого года центробанки многих стран пошли на резкое повышение учетных ставок, пытаясь обуздать столь же высокую инфляцию (это сделал и НБУ).

Одним из главных факторов высокой инфляции в мире стало российское вторжение в Украину, из-за которого мировые цены на топливо и продовольствие резко выросли.

Высокие учетные ставки повлекли за собой рост стоимости заимствований для клиентов, жизнь стала дороже, и они начали забирать средства из банков. Чтобы отдать деньги, банки были вынуждены быстро продавать свои активы, вложенные в ценные бумаги, – преимущественно с убытком для себя.

Когда дело вышло за пределы небольших банков, и коснулось гигантов с мировым именем, начал раскручиваться маховик паники.

Оказалось, что банальное выражение “потеря доверия” в случае с банками до сих пор работает и является значительным фактором, – СМИ сообщали, что в последнее время клиенты снимали со счетов второго банка в Швейцарии миллиарды франков ежедневно.

Как это может повлиять на Украину?

Сейчас российская агрессия является настолько мощным фактором, что проблемы на мировых финансовых рынках вряд ли сильно коснутся Украины, считает глава аналитического отдела Dragon Capital Елена Билан.

А вот косвенные последствия, например, падение цен на топливо, могут повлиять. Если это не временное явление и снижение мировых цен на нефть будет продолжаться, то для Украины это может быть даже позитивом, потому что нефтепродукты составляют существенную долю импорта – около 20% или миллиард долларов ежемесячно. Кроме того, говорит экономистка, снижение цен на нефть – это негатив для российской экономики, а значит, “двойной позитив” для Украины.

Но если мир и прежде всего западные партнеры Украины погрузятся в кризис, не повлияет ли это на их способность помогать Украине?

Нынешние проблемы в банковской системе вряд ли спровоцируют большой мировой кризис, считает Елена Билан. Но даже если и так, то Украине, конечно, будет несколько сложнее получать финансовую помощь, но вряд ли она существенно уменьшится.

“Думаю, есть понимание, что победа Украины и ее финансовая стабильность является важным фактором, – говорит экономист. – И никто не хочет провоцировать дополнительные проблемы в финансовой системе из-за Украины”.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-03-21