Кого Россия ставит руководить на оккупированных территориях Украины

Российская армия с начала вторжения в Украину оккупировала несколько городов, где сейчас не происходят активные боевые действия. Там россияне пытаются установить свою оккупационную власть с помощью местных помощников. 

Общая схема россияне выглядит так – сначала они склоняют к сотрудничеству фактор руководителей, а если те отказываются, находят коллаборантов среди пророссийских политиков.

При этом представителей местного самоуправления, отказывающихся от тесного сотрудничества, часто угоняются.

Офис президента Украины заявил, что по состоянию на 31 марта 24 представителя местного самоуправления находятся в плену россиян.

Прокуратура Украины в случае выявления фактов сотрудничества должностных лиц с россиянами открывает дела о государственной измене.

Большинство коллаборантов имеют или имели отношение к пророссийским партиям, таким как Партия регионов, “Оппозиционный блок”, ОПЗЖ или коммунистов. Их деятельность во время военного положения запретили.

ВВС изучила, как устроено российское управление на захваченных территориях и кто помогает Москве устанавливать свой контроль в украинских городах.

Оккупация без оккупации? 

“Мы не планируем оккупацию украинских территорий, мы никому и ничего не собираемся навязывать силой”, – сказал Владимир Путин 24 февраля, когда объявил о вторжении в Украину.

Его слова тогда же подтвердил пресс-секретарь Дмитрий Песков: “Россия не собирается оккупировать украинские территории во время военной операции”.

Первый украинский город, Геническ, двадцатитысячник на берегу Азовского моря, русская армия захватила уже через несколько часов после начала вторжения.

Оккупацию территорий регулирует третий раздел Женевской конвенции от 12 августа 1949 о защите гражданского населения во время войны.

Советский Союз ратифицировал его 17 апреля 1951 года. В конвенции указано, что ее подписанты обязаны соблюдать ее положения, “даже если один из них не признает состояние войны”.

Третья глава подробно регулирует жизнь на оккупированных территориях: в частности, говорится, что “оккупационное государство обязано с помощью всех имеющихся средств обеспечивать население продуктами и медицинскими материалами, если ресурсов оккупированной территории окажется недостаточно”.

В военных конфликтах с ролью русской Федерации обычная схема, описанная в конвенции, нарушилась.

Так было во время аннексии Крыма в 2014 году, так происходит и сейчас при вторжении в Украину и захвате ее городов.

Колаборантка из партии Януковича

24 марта Великобритания ввела очередные санкции против России из-за войны в Украине. Попавшая к нему никому не известная Галина Данильченко, бывшая заводская бухгалтерша из украинского Мелитополя. В российской печати ее теперь называют “народным мэром Мелитополя”.

А в Украине против нее уже было возбуждено уголовное дело по обвинению в государственной измене.

Мелитополь – самый трагический пример появления пророссийской власти в захваченных городах. Мэра города Ивана Федорова, отказавшегося сотрудничать с оккупантами, угнали российские военные.

Его история прозвучала на весь мир, об угнанном мэре неоднократно в обращениях к Западу вспоминал Владимир Зеленский.

Находясь в фактическом плену, Федоров подписал постановление о передаче власти Галине Данильченко.

Об этом он теперь рассказывает сам – Федорова обменяли на российских срочников, попавших в плен в результате боевых действий.

Общается с журналистами и Данильченко: недавно она дала интервью RT, где заявила, что Федоров “отказался продолжать работать” и назначил ее “исполняющим обязанности мэра”. “Распоряжение есть, подпись есть, все легитимно и законно”, – рассказала она.

Именно так 57-летняя Данильченко и оказалась в списке санкций – Британия напрямую называет ее поступок коллаборационизмом.

Когда Федоров был в плену, в его поддержку выходили митинги, а городской совет не признавал самопровозглашенную руководительницу. Сейчас он находится на подконтрольной Украине территории и даже встретился во Франции с президентом Макроном.

Данильченко – многолетняя депутат мелитопольского городского совета: сначала она избиралась к ней от пророссийской “Партии регионов”, потом от такого же пророссийского “Оппозиционного блока”.

В России она была и после событий “крымской весны”: по меньшей мере, один раз летом 2015 года она могла летать в Москву через Симферополь (по действующему законодательству Украины, это считается незаконным пересечением государственной границы, за что украинского гражданина могут привлечь к административной ответственности).

Связаться с самой Данильченко не удалось. Но, по версии советника главы украинского МВД Антона Геращенко, Данильченко – не главный человек во временной администрации Мелитополя. Ее возглавляет запорожский предприниматель и бывший депутат Верховной Рады от Партии регионов Евгений Балицкий.

Балицкий – владелец “Мелитопольского завода подшипников скольжения”, директором которого давно работает Данильченко (данные системы YouControl). Для российских и белорусских грузовиков и тракторов, но после аннексии Крыма в 2014 году завод “начали обвинять в том, что мы сотрудничаем с Россией, поэтому все контакты были разорваны”.

Но теперь, говорит Данильченко, “при администрации города работает межведомственная комиссия, разрабатывающая схемы возобновления сотрудничества с предприятиями России, Беларуси, ДНР и ЛНР”.

Евгения Балицкого в 2018 году внесли в российские санкционные списки, но при этом его сыновья живут в Крыму, о чем он сам рассказывал в интервью.

И не просто живут там: старший сын Александр имеет ресторанный бизнес на полуострове. Ему принадлежит кафе французской кухни Bouquet Garni, а к середине февраля он владел еще и баром под названием “Кьюбар”.

Балицкий-младший получает финансовую поддержку из российского бюджета: в 2020-2021 годах он как субъект малого предпринимательства получил около 3 млн рублей (более 1 млн грн) (данные “СПАРК-Интерфакс”).

Теперь он вместе с жителями Мелитополя смотрит одни телепередачи: после прихода российских войск в городе снова заработали российские телеканалы. “Многие люди радуются, здесь скучали по русскому языку. Восемь каналов запустили – или даже больше”, – рассказала в интервью Данильченко.

Федоров же настаивает, что Мелитополь и так был русскоязычен, этот язык здесь никто не притеснял, а русскую пропаганду разрешения русского языка называет фарсом.

Для ретрансляции российского сигнала используют мощности принадлежащего Балицкому мелитопольского канала. Последний заявил BBC, что это произошло без его воли: в здание телеканала просто вошли российские военные и сами включили российское телевидение.

Впрочем, критического отношения ко многим действиям украинской власти он не скрывает, употребляя любимое слово российских телеканалов “бендеровский” (именно так, а не “бандеровский”, как, собственно, правильно называть сторонников наследия украинского националиста Степана Бандеры).

“Я горжусь такими людьми, как Данильченко, которая взяла на себя тяжелое бремя [руководства] в такие времена”, – заявил он ВВС, добавив, что не имел к ее назначению никакого отношения, хотя она и работала на него много лет.

“Народный мэр” Данильченко отвечает за все хозяйственные вопросы, при этом в городе действует российская военная комендатура, –  утверждает Балицкий.

После того как в город вошли российские войска, комендатура собрала предпринимателей и политиков и предложила им сотрудничество. Но есть и противоположная информация: комендатура все же занимается хозяйственными вопросами, рассказывал военный в репортаже российского прокремлевского канала НТВ.

Балицкий, по его словам, помогает завозить в город продукты из Крыма. За порядок в Мелитополе, по его словам, отвечает какая-то полиция, собранная из мелитопольцев: украинская полиция город оставила.

“Российские военные – такие же нормальные люди, как все, если не бросаться на БТРы с бессмысленными лозунгами. Я сказал им, что нужно помочь возить гуманитарные грузы из Крыма. Они этот вопрос как-то решили, как именно – меня не интересует”. Люди [предприниматели] за свои деньги едут, покупают продукты или ГСМ и привозят в Мелитополь. По дороге никто не грабит, вот какая от них [российских военных] нам нужна помощь”, – рассказывает Балицкий ВВС.

В городе продолжают собираться проукраинские митинги, на которых люди выступают против российской оккупации.

Как говорит Федоров, оккупационные власти вынуждают учителей выходить и начинать учебный процесс по российским программам, а учителя массово от этого отказываются.

Слова “военная комендатура” раздаются еще в одном оккупированном городе, Херсоне. Пока что городом руководит старый мэр Игорь Колыхаев.

В разговоре с журналисткой российской “Новой газеты” Еленой Костюченко он назвал происходящее в городе “оккупацией”, а своей задачей – обеспечение жизнедеятельности Херсона.

Военные заняли здание обладминистрации, и хотя никаких заявлений о создании оккупационной администрации сделано не было, херсонцы называют это “военной комендатурой”.

Два жителя Херсона, которые попросили не называть их имена, подтвердили, что именно комендатурой теперь в городе называют здание обладминистрации.

“Не то чтобы нам сказали – “вот здесь сидит ваш мэр, вот здесь сидит русский комендант, в случае необходимости записывайтесь на прием”, – иронизирует один из них. – Просто все знают, что да, здесь сидят русские военные, именно они и управляют городом”.

Бывшие “регионалы” 

27 февраля, на четвертый день войны, мэр украинского города Купянск Геннадий Мацегора обратился к жителям через страницу горсовета в фейсбуке.

Купянск расположен у границы с Россией, между Харьковом и Луганском. В преддверии обращения мэра в город вошли русские войска.

“Сегодня на телефон дежурной части полиции поступил звонок от командира батальона российских войск с предложением переговоров. Иначе город будут штурмовать со всеми вытекающими последствиями. Я решил принять участие в переговорах”, – рассказал Мацегора, сидя в кабинете в худые со словами winner и respect на ней. Он положил руки на папку в цвете украинского флага.

В результате российские войска вошли в Купянск без боя, а украинская прокуратура заявила, что подозревает Мацегору в госизмене.

Через месяц, в конце марта, Мацегора через тот же фейсбук заявил, что его дочь якобы задержала СБУ на западе Украины, куда она уехала на время войны.

В СБУ ВВС пообещали прокомментировать это заявление, однако на момент публикации ответа не последовало.

Мацегора – типичный представитель местных украинских властей, пошедший на сотрудничество с российской армией.

В 2020 году он был избран мэром от пророссийской “Оппозиционной платформы при жизни”, а до этого он принадлежал к такой же пророссийской “Партии регионов”, которая была провластной в годы президентства Виктора Януковича.

А вот в Энергодаре Запорожской области местный мэр Дмитрий Орлов отказался от сотрудничества, и в городе появился “общественный совет самоорганизации города”.

Ее возглавил депутат горсовета от той же “Оппозиционной платформы” Андрей Шевчик, работающий ведущим инженером на Запорожской АЭС.

На видео от 27 марта, на котором Шевчик сообщает о создании параллельной властной структуры, он сидит за пустым столом, на котором лежит только шариковая ручка.

Уроженец Красноярского края, еще до аннексии Крыма, он избирался в горсовет Энергодара от партии “Сильная Украина” предпринимателя Сергея Тигипко, который был вице-премьером в правительстве Януковича.

Шевчик читает сообщение BBC с просьбой о комментариях, но не отвечает и трубку не берет.

Однако членство в пророссийских партиях не всегда автоматически означает сотрудничество с российскими властями.

Геническ не пошел на сотрудничество

Так, например, было в Геническе – городе Херсонской области: его мэр Александр Тулупов, ранее избиравшийся в местный совет от “Партии регионов”, ушел в отставку вместе со своей командой после прихода российских войск.

“Нас поставили в такие условия, когда мы не можем работать и осуществлять полномочия как представители украинского органа местного самоуправления”, – пояснил Тулупов свое решение.

Тулупов остается в городе и занимается гуманитарной помощью для его жителей.

Один из предпринимателей Геническа, отказавшийся назвать свое имя из соображений безопасности, пояснил BBC: “Тулупов раздает то, что местные предприниматели и жители принесли, но он уволился, поэтому возможностей у него немного”.

И он, и еще несколько собеседников в Геническе говорят, что никакой официальной информации об управлении городом нет: “Управляют военные, они себя никак не называют и официальной информации не дают. Российскую помощь выдают в формате “получите у кого-нибудь десять тысяч рублей”, за ими очереди”.

В местных группах жители обмениваются едой и лекарством самостоятельно.

Власть в Бердянске

В Бердянске “временное исполнение обязанностей мэра” взял на себя 59-летний Александр Сауленко, который в своем обращении к жителям употребляет любимое изречение российской пропаганды “киевский режим”. Он не ответил на звонки BBC.

Сауленко, в отличие от других “народных мэров”, на первый взгляд – загадочный “ноунейм”. Однако и за его спиной стоят опытные местные политики.

Горный инженер по образованию Сауленко сотрудничал по вопросам коммунального бизнеса с бывшим депутатом Запорожского областного совета и бывшим членом запрещенной в Украине Коммунистической партии Александром Боровковым.

В 2020 году Боровков чуть не стал управляющим делами бердянского исполкома, но тогда местные депутаты вспомнили его участие в пророссийских митингах в 2014 году и спросили, что он думает о присвоении городской улице имени Бандеры (тот ответил отрицательно).

Выдвигал бывшего коммуниста на должность управляющего делами, тогдашний мэр Бердянска Валерий Баранов – член партии “За будущее”. Именно от этой партии баллотировался в сельсовет одного из окрестных сел и нынешний “народный мэр” города Сауленко.

Баранов ушел с поста мэра в конце 2021 года, причем его партия обвиняла в этом местные “прокремлевские силы”, которые “на фоне скопления российских войск на границе начали беспрецедентное давление на украинских патриотов”.

Но Баранов заверил ВВС, что не только не имеет никакого отношения к выдвижению Сауленко на должность “народного мэра”, а считает его “проходимцем” и “подлецом”.

“Откуда он взялся, никто не знает”, – сказал он, добавив, что ничего не слышал о нем до войны. Сам бывший мэр уехал из Бердянска еще до начала боевых действий и теперь публикует в фейсбуке сообщения в поддержку украинской армии, мемы с Лукашенко и карикатуры в Россию, на одной из которых президент Путин изображен в лаптях и шапке-ушанке.

Сам Баранов в мэрстве был депутатом парламента от Блока Литвина, но в 2010-2012 годах был в коалиции с Партией регионов.

В Каховке – пророссийский политик

В Каховке жизнь городом долго организовывала местная власть. Однако 1 апреля россияне поставили руководить своего человека.

Как сообщил городской совет Каховки, 1 апреля всех работников горисполкома, которые на то время были на рабочих местах, собрали в зале заседаний, отобрали мобильные телефоны и сообщили, что городские власти, которые организуют всю работу в обществе, не справляются со своими обязанностями.

“Военные РФ сообщены, что с сегодняшнего дня управлять городом будет Павел Филипчук”, – сообщили в совете.

Филипчук ранее призвал в своем фейсбуке смириться с оккупацией города Каховки, его уже подозревают в государственной измене.

Сейчас Филипчук является депутатом облсовета от пророссийского “Оппозиционного блока”, ранее работавший депутатом каховского городского совета от Партии регионов, а в парламент пытался попасть от пророссийской “Оппозиционной платформы при жизни”.

В 2020 году он пытался стать мэром – однако выборы провалил и даже не вышел во второй тур.

Господин Филипчук занимается строительным бизнесом.

Церковь и несогласные

ВВС известны истории, когда в части захваченных россиянами селах главными коммуникаторами являются представители УПЦ Московского патриархата, как было в селе Катюжанка Киевской области.

Иногда россияне не заходят в сам город, а стоят в окрестностях, а управлять позволяют местным властям.

Так произошло в городе атомщиков Славутиче, где город и дальше жил своей жизнью, а россияне ставили блокпосты на окраинах.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-04-01