Подземные богатства Украины. Сколько из них захватила Россия и почему они могут быть потеряны навсегда

dobicha_kombayn

За годы войны и аннексии Крыма, начиная с 2014 года, Россия захватила сотни украинских месторождений. По самым скромным подсчетам их стоимость может составлять от 12,5 трлн до 15 трлн долларов. 

Нефть, газ, уголь, соль, железная и титановая руда, золото, уран, гранит, марганец и литий – доступ к ним Украина теряет из-за агрессии РФ.

Каковы последствия этих потерь и сможет ли страна восстановить добычу после освобождения территорий?

BBC Украина получила эксклюзивные данные Института геологических наук НАН об объемах потерь.

Война за сырье

Еще в начале 2023 года, когда россияне захватили богатый залежами каменной соли Соледар, расположенный вблизи Бахмута, звучали предположения, что руководителю ЧВК “Вагнер” Евгению Пригожину они нужны ради ископаемых. О возможном интересе к украинским соли и гипсу писало агентство Reuters со ссылкой на представителя администрации США.

О значительных запасах полезного ископаемого в областях, которые Россия оккупировала, пишут и российские государственные СМИ, обсуждая с экспертами перспективы этих территорий.

Ученые говорят, что в Украине сосредоточено около 120 видов ископаемых, имеющих промышленное значение. Кроме того, есть месторождения 21 редкоземельного элемента из перечня 30 веществ, определенных Евросоюзом как “критическое сырье”. Она необходима для развития “зеленой” энергетики. Это литий, кобальт, скандий, графит, тантал, ниобий и другие.

“Приблизительно пять процентов мировых запасов “критического сырья” – в Украине, которая занимает лишь 0,4 процента поверхности Земли”, – об этом заявляла заместитель министра защиты окружающей среды и природных ресурсов Светлана Гринчук на заседании Европейской экономической комиссии ООН.

РФ, лишив Украину доступа к своим природным ресурсам, нанесла ущерб в миллиарды долларов.

Институт геологических наук НАН подсчитал, что Украина сейчас не контролирует более 700 месторождений из более 2 160. То есть почти треть. Они расположены на оккупированных территориях или у линии фронта.

Что украдено на юге?

Институт оценивает потери Украины, начиная с аннексии Крыма Россией в 2014 году.

На полуострове и акватории остались месторождения углеводородов, железных руд, а также известняков, необходимых для производства соды.

За годы независимости Украина только начала осваивать запасы природного газа в Крыму и южных областях. Их запасы оценивают по меньшей мере в 2-3 триллиона тонн, еще в триллион оценивают запасы нефти с конденсатом, рассказывает директор Института геологических наук, академик Стелла Шехунова.

Эти ресурсы могли бы обеспечить энергетическую независимость страны и создать новые статьи экспорта.

Шехунова предполагает, что Украина могла бы стать вторым в Европе государством-экспортером природного газа.

Зеленым цветом отмечены месторождения углеводородов на юге Украины.

Россия захватила не только акваторию месторождений и скважины, но и инфраструктуру: хранилища, суда, подводные газопроводы, буровые установки “Таврида”, “Сиваш” и платформы “Петр Годованец” и “Независимость”.

Хуже всего – с углем

“Наибольшие потери, которые понесла Украина, это месторождения горючих полезных ископаемых: углеводородов и угля”, – говорит ВВС Украина академик Шехунова.

Почти четверть украинских месторождений нефти и газа – на оккупированных российской армией территориях, но ситуация с углем еще хуже: Украина не контролирует 80% своих угольных месторождений.

Кроме того, по словам министра энергетики Украины Германа Галущенко, среди захваченного – четверть государственных угольных шахт.

Железная руда

Считается, что именно в Украине самые большие в мире залежи железной руды, рассказывает директор Института геологии.

В 2014 году в Крыму захватили месторождения Керченского железорудного бассейна, на базе которых работал Керченский железорудный комбинат.

В 2022 году Россия захватила месторождения Белозерского и Приазовского железорудных районов в Запорожской и Донецкой областях. Запасы руды только Приазовского района оценивают в три миллиарда тонн.

Еще в 2014 году Украина потеряла почти 100% доломитов для металлургии, 100% карбонатного сырья для производства карбоната натрия, 90% пиленного камня, более 80% месторождений флюсового сырья, более 95% месторождений огнеупорных глин, а также сырьевую базу , оксида магния, соды, гафния и т.п.

На оккупированных территориях разведаны месторождения золота. Они разные по уровню освоения и происхождения, в частности это Бобриковское месторождение на Луганщине, Сурожское – недалеко от Бердянска Запорожской области, а также несколько месторождений в Донецкой области.

Критическая ситуация с солью. Все привыкли, что Украина снабжена каменной солью на сотни лет. На балансе государства 15 месторождений, треть из которых лицензированы. Но последние десять лет все нужды обеспечивало одно Артемовское месторождение в Соледаре. Еще до оккупации добычу соли в Солераре остановили, и это повлекло за собой дефицит.

Пока соль на внутренний рынок поставляет только одно Дрогобычское месторождение на Львовщине, рассказывает Стелла Шехунова. Уникальное Солотвинское месторождение на Закарпатье затоплено из-за прорыва воды в 2010 году и потеряно.

Украина традиционно считалась страной со значительными запасами марганца, важного для развития металлургии. На оккупированных территориях сейчас оказалось Велико-Токмацкое месторождение марганцевых руд в Запорожской области.

Под постоянными обстрелами – Никополь и Марганец на Днепропетровщине, где добывают марганец.

Драгоценный литий

Запасы лития в Украине, по данным правительства, составляют около 500 тыс. тонн. Его добычу не наладили, но планы таковы были.

Россия оккупировала по меньшей мере два месторождения: Шевченковское Донецкой области и месторождение комплексных руд Крутая Балка в районе Бердянска. Под контролем Украины остаются рудопроявления лития в Кировоградской области.

Для России литий – лакомый кусок, поскольку на ее территории его не добывают. Еще год назад чиновник минпромторга РФ Владислав Демидов называл “гигантской” проблему лития в Россию, поскольку Аргентина и Чили остановили экспорт, а единственным поставщиком оставалась Боливия.

Россия также импортирует каолин и до войны Украина была на первом месте среди поставщиков. Сейчас месторождения в Донецкой области захвачены, а “руководители” самопровозглашенной “ДНР”, как сообщают сепаратистские интернет-ресурсы, говорят о планах возобновить добычу.

Какие стратегические запасы не захвачены

Украина до войны входила в десятку крупнейших уранодобывающих стран.

На неподконтрольных территориях Николаевской, Харьковской, Донецкой и Луганской областей есть месторождения урана, еще не разрабатываемые Украиной.

Но самые большие из них все же расположены на подконтрольной территории в Кировоградской области. Если бы России удалось оккупировать крупнейшее в Европе месторождение урана, она значительно укрепила бы свое положение на рынке ядерного топлива, отмечает Стелла Шехунова.

Многие годы Украина дешево продавала свою руду в Россию, откуда получала ядерное топливо для АЭС. С первых лет независимости были планы построить предприятия по переработке руды и производству топлива, это снизило бы зависимость от российских производителей ТВЭЛов.

Последствия. Что в будущем?

Министр энергетики Галущенко заявлял, что добыча угля упала на 40%. В сентябре 2022 года правительство полностью запретило его экспорт.

Минувшую зиму Украина держалась на внутренних запасах угля, но удастся ли это сделать следующей? Дефицит угля возник еще в 2014 году, когда пророссийские силы оккупировали часть Донецкой и Луганской областей.

Украина также прекратила экспорт газа и импортировала его осенью и зимой. По данным консалтинговой компании GMK Center, на 42% сократился экспорт титановых руд.

Директор спецпроектов научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев считает, что полномасштабная война ставит под вопрос перспективы, а кое-где и целесообразность добычи полезных ископаемых. Даже после освобождения территорий.

Во-первых, возобновить в полном объеме работу, например, угольных шахт, многие из которых и до войны были заброшены, невозможно. Во-вторых, говорит эксперт, возникнут проблемы с обработкой сырья, ведь значительная часть предприятий металлургического комплекса на Донбассе разрушена, а около половины украинских тепловых станций, работавших прежде всего на угле, остановлены.

В-третьих, как говорит Рябцев, возобновлять добычу и разработку ископаемых для экспорта может быть невыгодно из-за высокой конкуренции в мире.

Будет иметь смысл добыча только тех ископаемых, которые пользуются очень большим спросом в мире или стратегически важны для Украины на несколько десятилетий вперед.

“Война нанесла чрезвычайно сильный удар по всей национальной экономике и, скорее всего, из-за невозможности восстановить ее в полном объеме возникнет потребность в развитии других отраслей промышленности, в частности пищевой и перерабатывающей, ИТ, отрасли услуг”, – заключает Рябцев.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-05-31