Катастрофа может быть еще более масштабной. Как подрыв Каховской дамбы повлияет на ЗАЭС

zaes9

С подрывом Каховской ГЭС начался новый этап в войне России против Украины. Украинские эксперты и бывшие чиновники предостерегают, что это, возможно, пролог к еще более масштабным катастрофам. 

“Прямых рисков для ядерной безопасности нет”, – докладывал через несколько часов после подрыва дамбы руководитель Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэль Гросси. Впрочем, в своем докладе он также выразил обеспокоенность падением уровня воды в резервуаре, откуда поступает вода для охлаждения реакторов. И уделил много внимания рискам, которые могут появиться, если эти реакторы не охлаждать.

Он также заявил, что хочет посетить станцию, которую с марта 2022 контролируют россияне. Позже президент Зеленский подтвердил, что визит руководителя МАГАТЭ согласовали в Киеве.

Между тем, в украинском Энергоатоме заявили, что ситуация на Каховском водохранилище не несет прямых рисков для Запорожской АЭС. В частности, и для пруда, из которого поступает вода для охлаждения реакторов ЗАЭС.

Как заявил президент компании Петр Котин, возможность понижения уровня в водохранилище была предусмотрена при строительстве АЭС. Ситуация удерживается “в пределах проектной”, у персонала есть план действий на этот случай.

По словам руководителя Энергоатома, уровень в ставке-охладителе не снижается. Он напомнил, что блоки крупнейшей в ЕС станции остановлены, а потому потребности в их охлаждении меньше.

“Энергоблоки ЗАЭС не работают, поэтому активного испарения воды из пруда-охладителя не происходит и пока не было необходимости его подкармливать. И даже если в Каховском водохранилище вообще не будет воды, проект предусматривает меры его подпитки”, – пояснил он.

Приблизительно то же самое говорят и в Госатомрегулировании. Снижение уровня водохранилища не должно влиять на состояние безопасности Запорожской АЭС. Но в регуляторе напоминают условия: выполнение мер и остановленные блоки.

В то же время глава ведомства Олег Кориков отметил другую проблему.

“Сложно спрогнозировать состояние ядерной и радиационной безопасности в условиях оккупации ЗАЭС террористами с оружием в руках, пребывание на промышленной площадке нелегитимного персонала, так же как сложно спрогнозировать дальнейшие цели и действия окупантов”, – говорит он.

Российские военные и власти заверяют, что они зашли на ЗАЭС после начала полномасштабного вторжения в Украину как раз для безопасности станции.

Преступление объявлено заранее?

Именно эти риски, а не сугубо технические проблемы, связанные с водой на ЗАЭС, отмечают украинские эксперты.

Так, все блоки ЗАЭС сейчас остановлены, для их охлаждения нужно меньше воды, говорит Ольга Кошарная, директор по информации ассоциации Украинский ядерный форум.

Так, в пруду есть вода, должны быть и мобильные насосы, приобретенные после аварии на Фукусиме и которые должны качать воду из других источников в случае, если пруд будет терять воду. Если они не украдены.

“Мои источники из персонала пишут, что ночью с промышленной площадки станции выходят Камазы, и мы уже подтверждаем, что полностью разворовано оборудование учебно-тренировочного центра, который был общим проектом с ЕС – с манипуляторами, компьютерными кодами, программами”, – рассказывает эксперт.

В то же время она отмечает: мародерство россиян и угон оборудования АЭС и технологий – “цветочки” по сравнению с тем, что может произойти дальше на станции.

“Россия действует по принципу “преступление объявлено заранее”. Так, как это было с минированием дамбы Каховской ГЭС”, – говорит Кошарна и напоминает, как российский президент Путин говорил о якобы желании украинцев создать грязную ядерную бомбу и связал это с желанием Киева демилитаризовать ЗАЭС.

Она также обращает внимание, что 30 мая российское правительство приняло постановление о запрете расследования до 2028 года техногенных катастроф на оккупированных территориях Украины, которые Россия считает своими.

А члены миссии МАГАТЭ, считает эксперт, скорее могут стать заложниками россиян, чем фактором, который помешает им осуществить свои планы. Она напоминает, как во время недавней “эвакуации” из Энергодара МАГАТЭ заявляла, что не может оценить ее масштабы, потому что не может добраться до города атомщиков.

Такие совпадения не случайны, считает эксперт по ядерной безопасности:

“Идет подготовка информационной среды для предстоящей провокации на ЗАЭС. Следующий инцидент – я надеюсь, что не будет, но уверена, что будет, – на ЗАЭС”.

Каховская ГЭС как пролог в ЗАЭС?

Несмотря на то, что последствия подрыва дамбы – для населения, экологии, экономики – масштабны, по их анализу есть опасность не увидеть еще большую возможную катастрофу, считает бывший министр экологии и ядерной безопасности Юрий Костенко.

Он отмечает, что на протяжении всего времени российской агрессии против Украины наибольшим страхом мира было применение оружия массового уничтожения РФ. Но с подрывом Каховской ГЭС, именно это и произошло, что стало новым этапом в войне против Украины.

“То, что сделала Россия, я называю принципиально новым этапом войны против человечества – не только против Украины”, – говорит Костенко.

Экс-чиновник также обратил внимание, что за разговорами о возможности использования Москвой ядерного оружия из поля зрения политиков и экспертов ускользнула более реальная, но не менее опасная перспектива. “Россия держит в заложниках атомную станцию, взрыв которой может привести к гораздо большим последствиям, чем использование ядерного оружия в Японии перед завершением Второй мировой”, – говорит бывший министр.

По его мнению, международные организации, такие как ООН и МАГАТЭ, недостаточно тщательно оценили факты военного захвата россиянами Чернобыльской и Запорожской АЭС как нарушение международного права и ряда соглашений, связанных с ядерными технологиями и безопасностью.

А реакция на подрыв Каховской ГЭС может привлечь Россию к дальнейшим действиям.

“Как специалист по ядерной безопасности, к большому сожалению, могу сказать, что все дороги дальше будут вести в Запорожскую АЭС”, – говорит бывший чиновник. Он объясняет, что технология подрыва Каховской ГЭС была известна еще тогда, когда в октябре россияне начали завозить туда взрывчатку. Теперь, говорит Юрий Костенко со ссылкой на неофициальную, но, на его взгляд, достоверную информацию, то же самое, вероятно, происходит и на ЗАЭС.

“В турбинных залах и других помещениях россияне завозили взрывчатку”, – утверждает он.

“Происходит минирование. Масштабы никто не знает, кроме генштаба России”, – уверяет эксминистр, ссылаясь на свои источники. По его версии, экспертов МАГАТЭ, присутствующих на станции, допускают не все помещения, а также ограничивают общение с работниками.

У ВВС Украина в условиях войны нет независимого подтверждения этой информации.

Российские минобороны в своих сведениях о минировании территории ЗАЭС никогда не говорили.

Россияне уверяют, что там только их военные со стрелковым оружием. Которые и заботятся о безопасности станции.

“Произошедшее на ГЭС это предтеча к тому, что может произойти в худших масштабах в виде огромной ядерной и радиационной катастрофы на АЭС, – считает Костенко и предостерегает, – Если Россия увидит никакую, скажу дипломатически, реакцию мира на использование ею оружия массового уничтожения, то не хотел бы быть пророком и расписывать дальше, что может произойти на ЗАЭС”.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-06-07