Секс после войны. Как украинские ветераны снова учатся заниматься любовью

В современном офисе в центре Киева 26-летний украинский ветеран с гордостью показывает на своем телефоне видео, на котором видно, как страстно целует молодую женщину на кухне. 

Это реклама ReSex – благотворительной организации, которая пытается помочь бывшим военным наладить их сексуальную жизнь после физических и психических травм.

В марте прошлого года российские войска начали жестокую осаду украинского портового города Мариуполь, значительную часть которого превратили в руины. Глеб Стрижко – тогда морской пехотинец – был одним из защитников города.

Российский взрыв снес его с третьего этажа дома на землю. Затем его тело раздавило под завалами.

У Глеба была контузия, а также перелом таза, челюсти и носа. От взрыва его тактические очки расплавились на лице. Затем его схватили и взяли в плен русские войска.

В следующем месяце Глеба освободили и вернули на территорию Украины в рамках обмена пленными. Но он говорит, что получал мало медицинской помощи во время пребывания в плену.

BBC впервые поговорила с Глебом лишь спустя несколько недель после его освобождения, а позже пообщалась с ним во время его реабилитации.

Пока Глеб работал над восстановлением, к нему обратилась ReSex.

“После травмы таза у меня возникли проблемы, которые решались некоторое время. И [о сексе] многое не говорили, я бы не хотел, чтобы так же было с другими людьми, такими же как я”, – говорит он.

“Это была мотивация поучаствовать в проекте”.

Ивона Костина – одна из основательниц группы Veteran Hub, организации, ведущей проект ReSex.

Она говорит, что впервые идея проекта возникла у них еще в 2018 году, после того, как они прочли, что с этой проблемой столкнулись американские солдаты.

В действительности, в жизни ветеранов происходит много хорошего секса, говорит Ивона Костина.

После обеспечения финансирования с началом полномасштабного вторжения России авторы проекта пообщались с украинскими солдатами и экспертами, чтобы убедиться, что их помощь будет нацелена именно на мужчин и женщин, нуждающихся в ней.

Они столкнулись с некоторым непониманием общественности и ветеранов, когда впервые запустили опрос в интернете. “Люди гибнут, вы думаете о сексе!” – вспоминает возмущение Ивона.

Организации также пришлось столкнуться с некоторыми собственными предубеждениями, например с ошибочным предположением, что все раненые ветераны будут иметь проблемы с сексуальной жизнью.

“Есть секс в больнице, секс дома, секс до процедур, секс после. Есть много хорошего секса, – говорит Ивона. – Это было как: вау, хорошо, а чем мы можем помочь?”.

Но в целом, говорит она, реакция была в основном положительной.

Благотворительная организация опубликовала около 6000 буклетов и разослала их в медицинские центры, ветеранам и их семьям по всей Украине, а также опубликовала в сети.

ReSex запустила кампанию в социальных сетях с видео, графикой и телефонной линией доверия. Программа охватывает все: от мастурбации до секс-игрушек и даже основ биологии.

“Мы пытаемся охватить все это”, – говорит Ивона, добавляя, что в брошюре также есть раздел, посвященный молодым раненым ветеранам, которые могут быть девственницами.

“Секс после ранения был бы их первым сексом в жизни, что очень отличается от того, что они себе представляли”, – объясняет она.

Екатерина Скороход, руководитель проекта ReSex, говорит, что они опубликовали отдельные пособия для женщин и мужчин, чтобы гарантировать, что военные получат конкретные советы, адаптированные к их опыту и их телу.

В то же время она отмечает, что фокус проекта больше на эмоциональной стороне, чем на физической.

“Речь идет о том, как вы можете принять себя, как вы можете полюбить себя и как вы можете построить отношения с собой и своим партнером после этих травм – с помощью секса и интимных отношений”, – объясняет Скороход.

Несмотря на то, что участники проекта возлагаются на ответы ветеранов, они признают, что в их исследованиях есть пробелы. Скороход говорит, что им, например, было трудно получить ответы от ЛГБТ-сообщества.

Но они также многое узнали о ветеранах Украины. В частности, они поняли, что черепно-мозговые травмы часто остаются недиагностированными, остальное лечат в стране. А это, по ее словам, очень сильно влияет на либидо и всю сексуальную активность.

Ивона говорит, что язык, используемый для обсуждения секса, также важен.

“Это точно не драматический язык. Это точно не о “преодолении препятствий” – это, пожалуй, хорошо для спорта, но, оказывается, не касается в той же степени секса”.

По ее словам, важно, чтобы ветераны знали, что они не должны заниматься сексом, если они этого не хотят, и что секс поначалу может быть тяжелым или болезненным.

Глеб Стрижко после ранения встречался с несколькими девушками и благодарен всем им за этот опыт.

Глеб очень положительно отзывается о проекте, к которому он присоединился. Когда его спрашивают, имел ли он девушку после ранений, он смеется.

“После того как я вернулся из плена и госпиталя, у меня появилась девушка, а потом еще одна, когда я заполнял анкету для проекта. Сейчас у меня есть партнерша”, – рассказывает он. – Возможно, я пропустил кого-то».

Но он сказал, что благодарен каждому человеку, с которым он общался в течение прошлого года.

“Каждая моя партнерша была важна для меня, чтобы вернуть мою уверенность. Я очень благодарен за это”, – признается Глеб.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-08-12