Рынок горючего: цены растут, но под контролем

azs

Рынок горючего в Украине нестабильный. За неполные два месяца цены на топливо выросли с 13 до 15%. И, по мнению специалистов, такая тенденция будет продолжаться. 

Впрочем, хоть цены и растут, у власти есть механизмы для борьбы с этим. «Правительственный курьер» с помощью экспертов всесторонне анализирует современное состояние рынка горючего, причины и последствия роста цен и пути их укрощения.

Причины и последствия

Напомним, что, согласно законам, принятым 18 марта и 21 сентября 2022 года, был отменен акциз на горючее и снижена ставка НДС с 20 до 7%. Однако в последнем из этих документов отмечено, что такие льготы будут автоматически отменены 1 июля 2023 года. Так и случилось: НДС вернулся до 20%, акцизы также возобновились до довоенного уровня. Это не смогло сдержать ценообразование на горючее на доиюльском уровне, и они поползли вверх.

Некоторые специалисты говорят, что после 1 июля 2023 года, когда акцизы и НДС на топливо вернулись к их прежним показателям, рост цен на бензины и дизтопливо мог бы быть намного выше, чем сейчас. То есть прогнозируют, что в ближайшие недели например бензин А-92 может стоить 55 гривен за литр.

«Конечно, мы прогнозировали рост стоимости горючего после того, как будут отменены налоговые льготы. Запасы бензинов и дизтоплива у компаний иссякают, а ведь его надо завозить из Европы, где эта продукция также значительно подорожала. С 1 июня цены на европейские бензины и дизтопливо повысились на 20—0%. То есть горючее в Европе тоже очень дорогое. Правда, сейчас есть аномально дешевые предложения из Болгарии и Турции. Это связано с тем, что эти страны импортируют очень большие объемы российской продукции», – отмечает эксперт консалтинговой компании «А-95» Артем Куюн.

Возврат к полной ставке НДС и размерам акцизов повлек за собой естественный рост стоимости бензинов и дизельного горючего, и хорошо, что это произошло не мгновенно, как думали отдельные специалисты, а постепенно, говорит Александр Мельничук, директор по стратегическому маркетингу сети АЗК «БРСМ-Нефть».

Эксперт добавляет, что теперь на ценообразование на рынке горючего стали гораздо больше влиять внешние факторы: рост котировок на нефть на мировом рынке и вполне понятный рост цен на топливо в европейских и других странах.

К примеру, 21 августа цены на черное золото росли из-за сокращения объемов экспорта из Саудовской Аравии и России. Стоимость марки Brent поднялась на 61 цент до 85,41 доллара за баррель, а нефть West Texas Intermediate стала дороже на 63 цента (81,88 доллара за баррель).

Алексей Кущ, эксперт центра «Новая Украина» согласен с коллегами, отмечая, что цены на горючее в результате увеличения стоимости нефти растут везде, даже в США и России.

Могут ли трейдеры сбавлять маржу?

Однако он считает, что подорожание стоимости горючего в Украине нельзя стереотипно увязывать с ростом налогов и акцизов на них: просто компаниям нефтепродуктообеспечения выгодна такая философия.

«У компаний, если они не будут повышать намного цены на горючее, будет ниже маржа. Конечно, они не хотят ее умалять. Они рассуждают всегда так: люди все равно будут покупать бензины и дизтопливо, какой бы высокой ни была цена», — отмечает он.

Эксперт убежден, что время для возврата на довоенный уровень НДС и акцизов на горючее было выбрано крайне неудачно. Ведь лето и начало осени — период наибольшего спроса на бензины и дизтопливо, в частности, из-за спроса аграриев, которым необходимы немалые объемы этой продукции для уборки урожая.

Однако Александр Мельничук в защиту своей компании и других участников рынка отмечает, что маржа не так уж велика.

«Часть маржи идет на уплату налогов, удержание персонала, развитие системы АЗС. Конечно, кто-то работает на минимальной марже, а кто-то на большей. Однако доходы компаний всегда частично уходят на их развитие, иначе нельзя. В нашем бизнесе нужно вкладывать немалые средства в это», – резюмирует он.

Борьба с нелегалами и роль государства

Что будет с долей нелегального рынка нефтепродуктов, ведь при таких условиях рост цен будет очень выгодно возобновлять темпы развития?

По словам Артема Куюна, для таких компаний наступает благоприятное время. Они обычно работают не в совсем черном сегменте, а в так называемом сером. «Они, понятное дело, ничего не отражают в своем бухгалтерском учете, работая без кассовых аппаратов. Расчеты здесь только наличными: за живые средства такие дельцы покупают горючее и продают его потребителям также за наличные деньги. Закупают такое горючее на небольших заводах, бродящих его. О качестве здесь речь не идет: бензины и дизтопливо с этой точки зрения не выдерживают критики. Однако на таком горючем можно ездить», — добавляет он.

Вполне понятно, что власти должны бороться с этим позорным явлением, особенно такие дельцы не влияют на то, что цены честных компаний становятся ниже.

«Государство активно борется с этим. В частности, тем, что предприятие «Укрнафта» передано под управление государства, точнее, Министерства обороны. Эта компания имеет разветвленную сеть АЗС, в том числе региональную. И его представительства в областях увеличиваются. Бензин от «Укрнафты» в среднем на 2 гривны дешевле, чем у коммерческих нефтетрейдеров. То есть, в Украине появился очень мощный фактор сдерживания роста стоимости горючего», — говорит Кущ.

Кстати, большинство экспертов убеждены, что налоги и акцизы государство 1 июля 2023 вернуло до довоенных уровней вполне правильно.

Ведь пониженные налоги фактически не пополняли государственную казну. Помимо того, многие дельцы продавали бензины наоборот по завышенным ценам и не платили даже 7% НДС, фактически кладя эти средства в собственный карман.

Частично деньги от взимания акцизов оседают у местных властей, что без преувеличения предоставляет им для развития в тяжелое военное время немало возможностей.

Так что безосновательно обвинять государство в том, что оно мало делает на рынке нефтепродуктообеспечения. Как мы писали ранее, многие руководители компаний отмечали большую роль государственных органов в помощи и контроле на рынке горючего в тяжелое время в начале полномасштабной войны. Как видим, и сейчас государство делает все возможное, чтобы обуздать рост цен на бензины и дизтопливо. Возможно, именно сейчас необходима широкая коммуникация компаний с властями, чтобы процесс был еще более эффективным.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-08-28