“Когда, если не сейчас?” Украинки рожают вопреки войне

berem

“Это уже привычно для меня вставать в два ночи, кормить Мию, и потом начинаются воздушные тревоги. Это действительно истощает”, – рассказывает 38-летняя Юлия Балагура, убаюкивая свою новорожденную дочь после их первого визита к педиатру в Буче. Там, где еще полтора года назад была смерть и террор, постепенно возрождается жизнь. 

Мия родилась 27 мая 2023 года – как раз в то время, когда Россия почти каждую ночь обстреливала украинскую столицу ракетами и ударными дронами.

Первую ночь своей жизни Мия вместе с мамой провели в укрытии роддома. Только в нескольких метрах от них у нескольких женщин продолжались роды. Пронзительные сирены и глухие взрывы рассекали тьму теплой майской ночью в Киеве, вспоминает Юлия. Прислушиваясь к этим звукам, акушерки успокаивали и ободряли женщин.

Частично беременность этих женщин пришлась на зиму 2022-2023 годов, когда многие украинские города оказались в блекауте, без водоснабжения и отопления.

Для Юлии Мия – третий ребенок. С мужем Владиславом они воспитывают трехлетнюю Римму и еще 19-летнюю дочь Софию, которая начинает самостоятельную жизнь. Юлия понимала риски рождения ребенка во время войны. “Ты закаляешься. Ты просто привыкаешь к этим постоянным тревогам. Мы стали сильнее”.

Мужчину Юлии, как и других украинских военнообязанных, могут мобилизовать в любой момент. Президент Зеленский признал, что командование украинской армии обратилось к нему с просьбой об увеличении мобилизации осенью 2023 года.

Нерожденные

В таких обстоятельствах далеко не все пары решаются давать новую жизнь, даже если к войне они к этому стремились. В июле этого года украинская компания по анализу данных публичных реестров Opendatabot обнародовала данные со ссылкой на Министерство юстиции по уровню рождаемости в 2023 году. Они свидетельствуют о его вероятном уменьшении примерно на треть.

Другими словами, в Украине от российской агрессии дети не только погибали, но и не рождались. Это утраты нерожденных жизней.

Впрочем, некоторые родившиеся на оккупированных территориях малыши родители не зарегистрировали на подконтрольной Украине территории. Есть также дети, рожденные за границей матерями, уехавшими из Украины из-за войны. Они должны быть зарегистрированы в дипломатических и консульских учреждениях Украины. Данные о появлении на свет этих младенцев пока не вошли в официальную статистику.

Однако еще до войны уровень рождаемости в Украине был одним из самых низких в Европе. Война разделила многие семьи, которые за последние полтора года могли бы родить детей. От трех до четырех миллионов украинских женщин вынуждены были уехать из своей страны из-за российской вооруженной агрессии и оккупации. Многие тысячи украинских мужчин мобилизовали в Сил обороны.

В первой половине 2021 года в Украине родилось на 38 тысяч малышей больше, чем в этот же период 2023-го, как следует из данных Opendatabot.

Это резонирует с оценками и прогнозами Института демографии и социальных исследований им. М. В. Птухи НАН Украины. Его ученые предполагают, что и полная статистика о рождаемости во время войны, скорее всего, подтвердит: сейчас в Украине рождается гораздо меньше детей, чем в мирное время. И этот показатель будет оставаться низким в течение первого послевоенного десятилетия.

“Некоторые из украинских женщин, выехавших за границу, могли бы родить в 2023-м, но этого не произошло. После войны они могут вернуться в Украину, а могут и не вернуться. Возможно, их мужчины поедут к ним за границу. Некоторые семь распадутся”, – объясняет Александр Гладун, заместитель директора Института им. Птухи.

Я наблюдаюсь у бучанского педиатра 39-летней Натальи Столинец. Врач рассказывает, что до войны в своей амбулатории она в среднем регистрировала десять новорожденных в месяц. Теперь же, если к ней приносят одного или двух младенцев в месяц, это уже вселяет надежду.

“Жизнь не должна останавливаться. Даже сейчас нам нужно двигаться вперед”, – говорит Наталья. Она видит примеры молодых матерей, которые не хотят, чтобы Россия своей агрессией против Украины “украла у них их жизнь и шанс на материнство”. При этом они отдают себе отчет, что во время беременности и после рождения ребенка им придется проводить тревожные ночи в коридорах, подвалах или укрытиях.

Подобно Натали, украинские педиатры и медсестры по всей стране помогают восстанавливать чувство нормальности. Особенно это важно для местных общин, которые пережили русскую оккупацию или пострадали от боевых действий.

“Рожать в Украине – это уже подвиг”

Тем временем на площадке рядом с амбулаторией №4, где работает Наталья Столинец, бурлит детская жизнь. Малыши играют и смеются, плачут и требуют внимания от родителей. Они нисколько не обращают внимания на разбитое стекло в окнах окрестных домов и царапины от снарядов на их стенах. Хотя большинство окон в жилых домах вокруг отремонтировали.

По состоянию на лето 2023 Наталья Столинец вела тысячу пациентов. Равномерно ее рабочий график стал таким же загруженным, как и до войны. В Бучу действительно возвращаются все больше семей с детьми.

“Рожать в Украине сейчас – это уже подвиг. Все матери, которые сейчас родили, для меня – героини”, – говорит сквозь слезы Наталья. Сама она вернулась в Бучу из эвакуации почти сразу после освобождения города. Встретив ее на улице, знакомый сказал: “Если вы вернулись в Бучу, то в город вернется жизнь”.

Молодость и война

Для некоторых украинских семей вопрос: рожать или нет во время войны – даже не стоял. Даже если неизвестно, когда она завершится. Галина Рудик и ее супруг Константин Нечипоренко работают журналистами в Украине. В мае этого года они стали родителями.

“Когда, если не сейчас?” – риторически спрашивает Галя. Она не видела смысла медлить с рождением ребенка. “Даже если война завершится завтра, будут послевоенные последствия, будет восстановление страны. Неизвестно, как будет с работой и всем остальным”.

Их Мария на три дня старше Мии. Она также родилась в Киеве во время постоянных воздушных тревог и ракетных обстрелов столицы.

“Меня также злило то, почему Россия хочет забрать у нас лучшие годы нашей жизни?” – говорит Галя.

Костя, которую также могут мобилизовать, признает: решил не ждать неизвестного будущего и не надеяться на идеальные времена для отцовства. “Я понял, что не буду вечно молодым и что лучшего времени для воспитания детей для нас как украинских супругов в ближайшие пять-шесть лет просто не будет”.

Но как бы устойчивы и мотивированы ни были такие украинские родители, принимая решение рожать детей во время войны, им также нужна поддержка.

Удаленные последствия

Наталья Масяк, детская психиатр фонда “Голоса детей”, помогает детям и родителям справляться со стрессом войны. Врач регистрирует значительно больше случаев повышенной тревожности и эмоциональных расстройств у своих маленьких пациентов. Она также прогнозирует, что затяжной стресс украинских матерей может повлиять на когнитивные способности новорожденных в это время детей.

“Мы видим увеличение случаев расстройств нейроразвития ребенка, таких как нарушение речи, – отмечает врач. – К примеру, если отец воюет на фронте и вся семья ежедневно ждет его звонка, такие дети имеют более высокий уровень тревожности”.

35-летняя Ирина Мельниченко, писательница и нарративная дизайнер из Киева, вместе с мужем решили отложить рождение ребенка минимум на год. До этого год ее муж воевал “на нуле” без ротации.

Они зарегистрировали свой брак за три недели до российского вторжения, мечтая о собственном доме и детях. “Когда мой муж пошел воевать, я очень сожалела, что не была беременна. Я думала, что могла бы заботиться о нашем ребенке, любить его, пока он там”.

“В конце концов, я поняла, что рождение ребенка во время войны, когда мужчина воюет на фронте, может означать, что я останусь одинокой мамой, а ребенок будет полусиротым”, – говорит Ирина.

Между тем в Буче Юлия выходит на прогулку с маленькой Мией в коляске и весело прыгающей рядом Риммой полна энергии открывать для себя мир. За ними, как охранник, трусцой бежит собачка Стэнли, которого семья взяла в приюте для животных.

Юлия надеется, что для ее младших дочерей война станет разделом в учебнике – историей страшного и трагического времени. Соответственно, нынешние взрослые поколения украинцев должны сделать все возможное, чтобы выстоять. Тогда для последующих поколений это будет только историческая память, а не повседневная реальность.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-09-10