Укрзализныця: какие изменения нужны?

uz

В отечественном медийном пространстве участились сообщения о якобы замороженном прогрессе в области железнодорожного транспорта и то, что, несмотря на военное время, необходимо коренным образом реорганизовывать Укрзалізницю. Напомним, что согласно Соглашению об ассоциации с ЕС Украина должна была внедрить фундаментальные принципы, по которым функционирует европейский железнодорожный транспорт. Первый из них — недискриминационный доступ к инфраструктуре (согласно статье 4 директивы ЕС 2001/14). 

Юрий Щуклин, основатель и директор транспортнологистической компании «Груз», член логистического комитета Европейской Бизнес Ассоциации справедливо отмечает, что в Европе железнодорожная инфраструктура открыта для совместного использования любыми перевозчиками, независимо от формы собственности или страны происхождения.

«Например, немецкий перевозчик может выполнять перевозку своим локомотивом в Польше, а польский – в Германии. Даже если определенное предприятие или общество строят железную дорогу для собственного использования, они все равно должны предоставить доступ к ней всем. Если сравнить европейские железные дороги с автодорогами, на которые может выезжать любой транспорт, то железные дороги Украины похожи на путь, перегороженный в разных местах шлагбаумами, и ключи к ним нужно получать (или покупать) у чиновника. По этому пути может двигаться только транспорт определенного перевозчика», — отмечает он.

По его мнению, “Укрзалізницю” следует разделить на отдельные компании: стратегическая инфраструктура, локомотивная компания, пассажирские и грузовые перевозки. Конечно, это следует из вышеупомянутого соглашения между ЕС и Украиной.

Без новой модели нельзя

Представители СМИ решили собрать мнения о реорганизации Укрзализныци, прежде всего предоставив слово ей самой, и проанализировать все за и против такого недискриминационного доступа к инфраструктуре, в том числе железнодорожного сообщения.

Эффективным будет совместное пользование железнодорожными путями?

«Такое реформирование невозможно без принятия новой модели рынка железнодорожных перевозок, аналогичной европейским железнодорожным системам, что предусматривает: конкурентный рынок перевозок пассажиров и грузов со свободными тарифами; выделение оператора инфраструктуры, который предоставляет недискриминационный доступ к инфраструктуре и обеспечивает ее развитие за счет инвестиционной составляющей в тарифе на обязательные услуги по доступу к инфраструктуре, подлежащей государственному регулированию; осуществление общественно важных перевозок пассажиров на основании договоров за счет государственного и местных бюджетов», – рассказала «Правительственному курьеру» директор по информационной политике – директор департамента информационной политики и стратегических коммуникаций АО «Укрзализныця» Сабина Абляева.

Такая модель рынка железнодорожных перевозок внедряется в ЕС уже 30 лет. Она имеет и положительный, и отрицательный опыт.

Среди положительных в Укрзализныце называют: расширение предложения на рынке железнодорожных перевозок, в частности за счет увеличения количества перевозчиков на рынке; отказ от кроссфинансирования убыточных пассажирских перевозок за счет грузовых; расширение возможностей для привлечения инвестиций в обновление подвижного состава

Однако есть и веские негативные факторы. Во-первых, уменьшение доли железной дороги в общем объеме перевозки грузов. Во-вторых, уменьшение гибкости и эффективности использования пропускной способности железнодорожной инфраструктуры.

В этом поддерживает эксперт Алексей Кущ, аналитик компании «Объединенная Украина». Он добавляет, что уже есть негативный опыт существования компаний, предоставляющих услуги аренды грузовых вагонов, занявших весомую долю рынка.

«В настоящее время большинство грузовых вагонов, то есть и возможностей перевозок грузов, принадлежит олигархическим компаниям. Ими перевозят железную руду, металлы и зерно наши трейдеры, принадлежащие олигархам. То есть, это мощные компании. Однако найти свободные вагоны для перевозки товаров представителям малого и среднего бизнеса почти невозможно. Укрзализныця потеряла большую долю доходов, произошло колоссальное сокращение потоков грузов», — отмечает он.

По его убеждению, если сейчас ввести в практику частную тягу, это уменьшит и без того не столь уж большие прибыли Укрзализныци и приведет к тому, что этой мегакомпании не будет хватать средств не только на капитальные ремонты подвижного состава, но и на текущие.

Реформы возможны через пять лет после окончания войны

Не следует забывать, что во время войны в Украине железная дорога приобрела особое значение для безопасности страны и населения, осуществляя перевозку военных и гуманитарных грузов, эвакуацию населения из опасных для пребывания территорий и восстановление пассажирского сообщения в деоккупированных регионах. Приобретенный опыт следует использовать для формирования собственной эффективной модели ж/д отрасли.

Основой для реформирования должно стать принятие новой редакции Закона “О железнодорожном транспорте Украины”. Рабочая группа в составе представителей Комитета по транспорту и инфраструктуре Верховной Рады, Министерства развития общин, территорий и инфраструктуры, Офиса поддержки реформ Министерства развития общин, территорий и инфраструктуры, АО «Укрзализныця» дорабатывает законопроект.

«Обновленная версия документа предусматривает переходный период в пять лет со дня прекращения или отмены действия военного положения для подготовки к новой модели железнодорожных перевозок. Она позволит обеспечить сбалансированную финансовую деятельность оператора инфраструктуры, сформировать оптимальный тариф на доступ к инфраструктуре и равные конкурентные условия для государственного и частных перевозчиков», — отмечает Абляева.

«Пути солидарности»

Господин Щуклин считает, что разделение Укрзализныци на отдельные компании и применение совместного пользования железной дорогой создаст более эффективную основу для экспорта.

В Укрзализныце отмечают, что положительное влияние на экспортные железнодорожные перевозки окажет развитие железнодорожной сети колеи шириной 1435 мм (в Украине —1520 мм) и коридоров TENT.

Чтобы поддержать Украину и создать альтернативные маршруты для экспорта и импорта, Европейская комиссия положила начало инициативе «Пути солидарности». Она предусматривает устранение транспортных задержек на западных границах, улучшение железнодорожного, автомобильного и речного сообщения между Украиной и ЕС.

«Инициатива содержит средне и долгосрочные меры по увеличению пропускной способности экспортных коридоров, в частности, развития новых сетей TENT, соединяющих ЕС с Украиной и Молдовой. В июле 2022 года ЕС внес предложения для пересмотра индикативных карт TENT, предусматривающих расширение сети на территорию Украины и Молдовы с продолжением четырех коридоров во Львов, Киев, Мариуполь и Одессу», — отмечает Абляева.

В поддержку позиции Укрзализныци Алексей Кущ добавляет, что нужно строить своеобразные раздаточные хабы во Львовской и Волынской областях, проложив рельсы европейской ширины, а затем либо перегружать товары, либо менять колесные пары.

Украинскую железнодорожную инфраструктуру следует реформировать по европейским нормам. Но Алексей Кущ отмечает, что делать это можно не ломая мощностей Укрзализныци и не уничтожая ее богатство, которое создавали поколения. Надо взять все лучшее от европейцев и оставить лучшее свое.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-09-15