Новая вакцина от малярии. Это большой прорыв, который может изменить мир

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендовала использовать новую вакцину против малярии, которую можно производить в массовых масштабах. 

Вакцину разработал Оксфордский университет, и она является лишь второй одобренной вакциной против малярии.

Малярия убивает преимущественно детей и младенцев и является одной из величайших бед для человечества.

Уже есть договоренности о производстве более 100 миллионов доз вакцины в год, пишет корреспондент BBC по науке и здоровью Джеймс Галлахер.

Для разработки эффективных вакцин против малярии понадобилось более столетия научных усилий.

Болезнь вызывает паразит, распространяющийся во время укусов комаров. Он гораздо сложнее вируса, поскольку скрывается от нашей иммунной системы, постоянно меняя форму внутри человеческого тела.

Это усложняет формирование иммунитета естественным путем из-за заражения малярией и разработки вакцины против нее.

Прошло почти два года с тех пор, как ВОЗ одобрила первую вакцину малярии под названием RTS,S, которую разработала GSK.

Две схожие вакцины

Доктор Тедрос Аданом Гебреесус, генеральный директор ВОЗ, сказал, что это был момент “огромного удовольствия”.

“Раньше я мечтал о дне, когда у нас будет безопасная и эффективная вакцина против малярии, и теперь у нас есть две”, – сказал он.

ВОЗ заявила, что эффективность двух вакцин “очень похожа”, и нет никаких доказательств того, что одна лучше другой.

Однако ключевым отличием является возможность массового производства вакцины Оксфордского университета под названием R21.

Крупнейший в мире производитель вакцин – Институт сыворотки Индии – уже готов производить более 100 миллионов доз в год и планирует увеличить объем до 200 миллионов доз в год.

В настоящее время имеется только 18 миллионов доз вакцины RTS,S.

В ВОЗ заявили, что новая вакцина R21 будет “жизненно важным дополнительным инструментом”. Каждая доза стоит 2-4 доллара, и одному человеку нужно четыре дозы. Это примерно половина цены вакцины RTS, S.

Две вакцины используют схожие технологии и нацелены на ту же стадию жизненного цикла малярийного паразита. Однако новую вакцину легче изготовить, поскольку она требует меньшей дозы и использует более простой адъювант (химическое вещество, содержащееся в вакцине, стимулирующее иммунную систему к действию).

В 2021 году зарегистрировали 247 миллионов случаев малярии и 619 000 смертей, большинство из них – дети до пяти лет. Более 95% случаев малярии регистрируют в Африке.

Мвазани Сейф вакцинировала своего младшего ребенка во время исследовательского испытания в Танзании.

Клинические испытания вакцины R21 проходили в Багамойо, Танзания. Это был разгар пандемии Covid, но некоторые матери среди которых была и Мвазани Сейф, все равно решили принять участие, несмотря на сопротивление их общины. Она привела на вакцинацию своего шестого ребенка, трехлетнюю дочь.

“Я потеряла своего племянника. Мы его похоронили. Ему было всего четыре года, когда он умер от малярии, – говорит она. – Вот почему, когда я услышала, что проводят испытания вакцины против малярии, я сказала, что хочу принять участие. Это поможет многим детям, не только моим”.

Спасательный потенциал

“Эта вторая вакцина имеет реальный потенциал для устранения огромного разрыва между спросом и предложением”, – заявил доктор Матшидисо Моэти, региональный директор ВОЗ в Африке.

“Изготовленные в больших масштабах и широко распространенные две вакцины могут помочь укрепить профилактику малярии, контролировать усилия и спасти сотни тысяч молодых жизней”, – добавил он.

Данные, которые были опубликованы онлайн, но пока не прошли обычный процесс научной проверки, показывают, что вакцина R21 на 75% эффективна для предотвращения заболевания в регионах, где малярия сезонная.

Стратегическая консультативная группа экспертов ВОЗ заявила, что эта цифра сравнима с показателями первой вакцины (RTS,S) в регионах с сезонной заболеваемостью.

Эффективность вакцин против малярии ниже в районах, где паразит находится круглый год.

“Вакцину легко использовать, она экономически эффективна, доступна и готова к распространению в регионах, где она наиболее нужна, с потенциалом спасти сотни тысяч жизней в год”, – отметил профессор сэр Адриан Гилл, директор Института Дженнера в Оксфорде, где разработали вакцину R21.

“Реальность такова, что финансирование борьбы с малярией во всем мире далеко от должного, и ежегодная смертность от малярии выросла во время пандемии и до сих пор превышает уровень пандемии, поэтому мы не можем позволить себе расслабляться, когда разрабатывают новые инструменты”, – добавил Гарет Дженкинс. по организации Malaria No More UK.

Малярия в Украине

В Украине передачи малярии из-за укусов комаров не происходит, все зарегистрированные случаи инфицирования были завезены из-за границы.

Учитывая, что после начала полномасштабного вторжения России количество поездок украинцев за границу существенно уменьшилось, соответственно меньше стал и риск заразиться малярией.

Однако для тех, кто все-таки путешествует в страны, где малярия распространена, Минздрав советует придерживаться следующих рекомендаций:

Узнайте, есть ли в стране, куда вы планируете поездку, риск заразиться малярией. Если так – обязательно позаботьтесь о защите от этого заболевания – избегайте укусов комаров (используйте одежду, прикрывающую тело, репелленты и антимоскитные сетки) и узнайте о возможной химиопрофилактике (для этого проконсультируйтесь с врачом).

Если во время поездки или в течение года после возвращения из страны, где распространена малярия, у вас возникли симптомы гриппа или повысилась температура, немедленно обратитесь к врачу и сообщите об истории поездок.

Лечение следует начать в первые 24 часа после появления симптомов, иначе малярия может развиться в серьезное заболевание, которое может привести к смерти. Если риск инфицирования в стране высок, следует заранее купить лекарство против малярии и носить его с собой.

Минздрав также отмечает, что у детей с тяжелой малярией часто развивается тяжелая анемия, дыхательная недостаточность или церебральная малярия. У взрослых часто происходит поражение нескольких органов.

“Как я подхватил и поборол малярию”

Киевлянин Сергей рассказал BBC News Украина о своем опыте заражения малярией и лечения этой редкой для Украины болезни:

“В начале 2000-х годов в составе украинского миротворческого контингента войск ООН я отправился в Республику Сьерра-Леоне.

Перед отправкой все отправлявшиеся в Африку получали комплекс прививок – от желтой лихорадки, брюшного тифа и других тропических заболеваний. Также нам выдали с собой специальные таблетки, которые должны были предотвратить заражение малярией.

В Сьерра-Леоне я находился около месяца. Все наши палатки и места постоянного пребывания были оборудованы соответствующими противомоскитными сетками.

Однако, как оказалось впоследствии, от заражения малярией меня это не защитило.

Первые симптомы появились у меня уже после возвращения в Украину – внезапное повышение температуры до 40 градусов, которое ничем нельзя было сбить.

Я не сразу связал это с поездкой. Вызвал скорую, врачи ничего не нашли, а само нападение быстро прошло.

Во время второго нападения я снова вызвал скорую – думал, что чем-то отравился. Но врач, приехавший на вызов, был очень опытным и спросил, не ездил ли я в тропики.

И тут у меня в голове “сложился пазл”.

Я связался с военным госпиталем, где нам прививались перед поездкой. Там мне сказали, что я должен приехать к ним, как только у меня начнется следующий приступ, потому что кровь на анализ необходимо брать именно во время нападения.

Итак, когда следующее нападение началось, я быстро поехал в госпиталь, где для меня уже зарезервировали палату в инфекционном боксе.

Лечить меня взялся Городецкий Марк Михайлович, один из лучших врачей-инфекционистов Украины на тот момент.

Когда я спросил, буду ли я теперь всю жизнь болеть малярией, он ответил, что видов малярии много, надо дождаться анализов, и что если будет возможность меня вылечить – он меня вылечит, потому что для него это принципиальный вопрос.

Лечение заключалось в том, что я постоянно находился в инфекционном боксе, где была понижена температура, где-то до 12-15 градусов, и подсушенный воздух. Соблюдал строгую диету и пил много минеральной воды.

Каких-либо сильнодействующих препаратов мне не давали, только лекарства для поддержания сердца и печени. Каждый день меня посещал врач, который следил за моим состоянием.

Приступы лихорадки становились все слабее и где-то через 40 дней исчезли.

Перед выпиской врач сказал мне, что “на 90%” меня вылечили от малярии, но 10% оставил другой тропической инфекцией.

Договорились, что если начнутся новые приступы, я сразу приеду в госпиталь. Но с тех пор, уже много лет, никакого приступа лихорадки у меня не было.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-10-04