Почему англичане так ненавидят жен и подруг своих футболистов

Жены и подруги футболистов – это отдельная категория звезд, вызывающая у британцев крайне сложные чувства на грани с ненавистью. Иногда их даже обвиняют в неудачах их мужчин на футбольной площадке, таких как проигрыш сборной Англии на Чемпионате мира 2006 года. 

Недавно вышли два документальных фильма о женах двух самых известных британских футболистов – Виктории Бекхэм и Колине Руни. BBC Culture исследует, почему WAGs, так в Британии называют жен и подруг футболистов, оказывают такое влияние.

В первом эпизоде сериала “Колин Руни: Настоящая история Веса”, повествующего громкий судебный спор жены Уэйна Руни против жены нападающего “Лестера” Джейми Варди из-за клеветы в соцсетях, есть интересный момент. В нем папарацци Джордж Бемби вспоминает, как его в первый раз послали сфотографировать Колин Руни, тогда еще Маклафлин.

Это был 2002 год, и ее 16-летний парень-футболист Уэйн Руни только что забил свой первый гол в Премьер-лиге за “Эвертон”. Британские таблоиды хотели знать все об этой новой звезде, в том числе о том, с кем он встречается.

Колин была сверстницей Уэйна, она еще училась в школе, а дорога домой превратилась в засады мужчин с камерами, пытавшимися сделать ее фото.

Колин и Уэйн познакомились, когда им было 12 лет, и начали встречаться через несколько лет.

В новом документальном фильме она объясняет, что инициатором их отношений всегда был Уэйн. Он говорил, что “знал, что она отличается от всех других девушек”. Но как только молодая пара попала в центр внимания, все начали считать, что именно Колин вытащила свой счастливый билет.

“Оказаться на месте Колин, то есть встречаться с футболистом Премьер-лиги, мечтали многие молодые девушки ее возраста”, – говорит Бэмби.

В начале XXI века футболистов считали самыми привлекательными холостяками.

С начала Премьер-лиги в 1992 году прибыль игроков резко возросла: “Манчестер Юнайтед” подписал Роя Кина за 3,75 миллиона фунтов стерлингов в 1993 году и Рио Фердинанда почти за 30 миллионов фунтов стерлингов в 2002 году. В 2009-м клуб заплатил рекордные 80 миллионов фунтов стерлингов за Криштиано Роналду.

Футбол и популярная культура – прежде всего музыка и мода – все больше переплетались, во многом благодаря одному конкретному игроку: Дэвиду Бекхэму.

Еще один недавний документальный фильм Netflix “Бекхэм” описывает взлеты и падение его карьеры на поле и вне его, а также его отношения с супругой Викторией.

В отличие от Колин Руни, Виктория Бекхэм – тогда Адамс – уже была известна, когда она встретила Дэвида в 1997 году.

“Я не принадлежала к тем девушкам, которые интересовались футболистами, потому что они известны, – говорит она в телесериале. – Я говорю это без пренебрежения, просто я такова была”.

Будучи участницей известнейшей женской группы в мире, Spice Girls, она, несомненно, поначалу была большей звездой. “Мне нравилось быть в лучах ее славы”, – говорит Бекхэм.

Однако через несколько лет Виктория Бекхэм, как и Колин Руни и десятки других молодых женщин, являвшихся женами или подругами известных футболистов, обнаружили, что их личность свели к нелестному ярлыку – WAG (английская аббревиатура слов “жена и подруга”).

Партнерши футболистов всегда вызывали интерес.

На фото с чемпионата мира 1966 можно увидеть жен футболистов сборной Англии на устроенном для них банкете в лондонском отеле.

Но жены футболистов не попадали часто в таблоиды, и многих менеджеров это вполне устраивало. Не в последнюю очередь это касалось Алекса Фергюсона из “Манчестер Юнайтед”, который, как известно, поругался с Бекхэмом из-за его громких отношений.

Хотя жены футболистов (на фото банкет 1966 года) всегда вызывали интерес, в начале 2000-х они стали любимой темой таблоидов.

Аббревиатура WAG начала набирать обороты в 2002 году. Но именно на чемпионате мира 2006 года в Германии этот термин и концепция по-настоящему разразились.

Всего 22 жены и подруги (из 23 игроков английской сборной) в то лето прибыли в курортный город Баден-Баден, чтобы поддержать своих мужчин.

Когорту возглавляли Виктория Бекхэм (таблоиды прозвали ее “Королевой WAG” и Шерил Коул из группы Girls Aloud (тогда она еще имела фамилию Твиди), а также Колин Маклафлин и Эбби Клэнси.

Первые страницы таблоидов были посвящены не собственно игре сборной Англии, а гламурным вечеринкам и шопингу жен футболистов.

Папарацци охотились на женщин, пока они прогуливались по улицам Баден-Бадена и тоннами поставляли материал для первых полос британских изданий.

Сплетничали о ссорах. Да, Виктория Бекхэм, очевидно, избегала бурных вечеринок, и даже наличие двух маленьких детей эти слухи не останавливала. Но в общем, казалось, все наслаждаются славой.

В то время одержимость узорами была на пике. Таблоиды жаждали новых “горячих” историй, а расцвет реалити-шоу создавал иллюзию доступности звезд.

Феномен WAG привлекал еще и потому, что имел элемент “из грязи в князи”. Многие женщины футболистов происходили из рабочего класса и имели простой бэкграунд, начав отношения со своими мужчинами задолго до того, как они стали известны.

Как говорит Колин Руни в документальном фильме: “Вдруг мы получили возможность побывать в местах и делать то, что мы раньше не делали и не видели”.

Руни, как и многие другие, воспользовалась новыми возможностями – она написала журнальную колонку, опубликовала автобиографию и выпустила видео о тренировках.

Агент Уэйна Руни говорит в фильме: “Сначала эта история напоминала сказку Диснея. Юная пара из рабочего класса попала в центр внимания, гламур и богатство”.

Классность и мизогиния
Но ответная реакция уже назревала.

В начале 2000-х известные женщины, такие как Бритни Спирс и Линдсей Лохан, часто становились жертвами жестокого и женоненавистнического отношения СМИ.

Их одежду, внешность и поведение постоянно обсуждали и жестко критиковали. Жены футболистов вскоре стали таким же предметом негативного внимания.

Британские газеты, рады нажиться на проделках девушек, начали обострять свою позицию. Daily Mail писала: “Отсутствие у них воображения и узость мировоззрения поражают. Они не интересуются ни чем иным, кроме одежды, шампанского и своих фото”.

Пренебрежение, которое вдруг направили на WAG, отгоняло классовым снобизмом, а также мизогинией – эти женщины должны знать свое место.

Когда Англия в четвертьфинале вылетела из Чемпионата мира 2006 года, некоторые обвинили жен футболистов в том, что они отвлекают мужчин от игры.

Накануне чемпионата мира 2010 года в Южной Африке тренер Фабио Капелло объявил, что женам и подругам будет позволено посещать игроков всего один день в неделю после матчей.

Впрочем, без того самого “отвлечения” Англия вылетела еще раньше, проиграв Германию с разгромным счетом 4:1 и выиграв лишь один из четырех матчей.

В том же году Комиссия по равенству и правам человека раскритиковала термин WAG, назвав его “оскорбительным” и заявив, что его используют, чтобы унизить женщин.

В последующие годы рост популярности блоггеров соцсетей постепенно отвлекли внимание таблоидов, и феномен WAG больше не доминировал в заголовках.

Руни укрылась в тени семейной жизни, сосредоточившись на воспитании их с Уэйном четырех детей. Но в конце 2019 года она снова попала в заголовки, когда выяснила, что Ребекка Варди, жена футболиста Джейми Варди, под фейковым аккаунтом в инстаграмме сливала сплетни о Руни газете The Sun.

СМИ и общественность быстро окрестили скандал “делом Колебания Кристи”, смакуя все детали публичного спора.

Трудно устоять против двух сцепившихся в драке жен футболистов и чья ссора вылилась в поток мемов, шуток и репортажей. Впрочем, Колин в своем документальном фильме говорит, что ей было совсем не смешно.

Варди подала в суд на Руни за клевету, ставшую одним из крупнейших подобных судебных процессов в истории Великобритании, и проиграла.

Варди была вынуждена заплатить примерно 3 миллиона фунтов стерлингов судебных издержек.

“Это была жалкая причина обратиться в суд”, – признает Руни, но говорит, что просто хотела “справедливости за то, что сказала правду”.

В то же время женщина, за которой фотографы-папарацци следили с 16 лет, разоблачила коварство таблоидов и вернула себе контроль над собственной историей.

В своем документальном фильме Виктория Бекхэм также рассказывает собственную историю, содержащую отвратительные комментарии болельщиков и обвинения в плохой игре ее мужа.

“Я всегда была злодейкой”, – говорит она, вспоминая резкую критику СМИ, между прочим, и за то, что не сразу присоединилась к своему мужу в Испании, когда он подписал контракт с “Реалом”.

Обе женщины также делятся болью, которую вызвали интрижки их партнеров, а последние просят прощения за это и убеждают, как важны для них их жены и семьи.

“Взглянуть на трибуны и увидеть там Викторию было единственным, что вдохновляло меня”, – говорит Дэвид.

Колин Руни сказала в программе BBC Woman’s Hour: “Мы все живем по-разному. Мы все индивидуальности. Поэтому объединять нас всех вместе в один срок несправедливо”.

Даже Ребекка Варди назвала этот термин “устаревшим”.

Возможно, сам термин и вышел из моды, но как свидетельствует интерес к новым документальным лентам (“Бекхэм” стал самым популярным сериалом Netflix в Великобритании в этом году), увлечения историями этих женщин не спало.

Разница лишь в том, что они сами могут рассказать свою историю. И эти истории также доказывают, что счастливчиками всегда были их мужчины.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-10-21