“Желаем бомбических каникул”. Почему украинцев порой травят в польских школах

bulling

“Они сказали, “ты из Украины, твое слово здесь не считается”. 10-летняя Дарья вернулась с прогулки со своими польскими одноклассницами в слезах. Девушки поругались, и происхождение Дарьи неожиданно стало аргументом в споре. 

С начала полномасштабной войны в Украине Польша приняла более миллиона украинских беженцев – крупнейшее из всех стран Европы. Поляки встречали украинских женщин и детей на границе, оказывали убежище в своих семьях, собирали вещи и другую помощь.

Около 200 тысяч детей и подростков из Украины пришли учиться в польские школы – большую нагрузку для системы образования, которая только начала приходить в себя после пандемии ковида.

В то же время, появился и еще один вызов. Приняв тысячи детей из другой страны, польские школы были вынуждены становиться мультикультурными – более толерантными и открытыми к представителям меньшинств.

Несмотря на то, что большинство украинских мам и детей вспоминают приветливое отношение к ним польских учителей и одноклассников, некоторым пришлось столкнуться с образами и ксенофобскими комментариями, изоляцией, а иногда и буллингом из-за их национальности.

Польские правозащитники говорят, что системной дискриминации украинцев в школах Польши нет. В то же время, они признают, что конфликты на национальной почве иногда вспыхивают и ситуация может ухудшаться.

Педагоги и правозащитники также утверждают, что в польских школах нет соответствующей межкультурной подготовки, а учителям не хватает времени и навыков, чтобы разрешать такие конфликты. Добавляют напряженности и определенные антиукраинские настроения в польском обществе, рост которых в последнее время замечают центры мониторинга расизма.

Но война в Украине не кончается, и тысячи украинских детей вернуться домой пока не могут. Чтобы пережить стресс войны, развиваться и интегрироваться в новом обществе, им крайне нужны принятия, чувство принадлежности к школьному сообществу и друзья.

Включали гимн России

“Украина слабая, Россия победит”, – такие слова услышала 10-летняя дочь Оксаны на одной из первых недель учебы в польской школе.

Оксана, которая просит не называть ее настоящее имя, приехала с дочерью в польский город Белосток в июне 2022 года из Херсона. Женщина вспоминает, с каким трудом они выбирались из оккупации – стояли в многочасовых очередях на блокпостах и возвращались домой, выехать смогли только с шестой попытки. Муж Оксаны погиб на фронте в начале войны.

Оксана в Украине работала учительницей украинского языка и литературы, в Белостоке она устроилась ассистенткой в детский сад. А дочь в сентябре пошла в школу – сразу в польский класс, ведь интеграционного в школе по их адресу не было.

“Было тяжело, язык она только начинала учить, – говорит женщина. – Но сложнее всего оказалось адаптироваться в новом коллективе”.

Дочь не сразу рассказала о проблемах в школе, но потом Оксана узнала, как ей там тяжело.

Девочка рассказала, что у нее не получается подружиться с польскими детьми – с ней никто не хотел садиться за парту, а когда она отвечала, некоторые одноклассники смеялись из-за ее произношения.

Оксана также рассказывает, что несколько раз к ее дочери на перерыве подошли дети из другого класса (сказали, что они из Беларуси) и включили гимн России, они смеялись и говорили, что Россия победит Украину.

По словам Оксаны, учителя на такие “шутки” не обращали внимания. Она пыталась поговорить с классной руководительницей, но та сказала, что дочь Оксаны вежливая и усердно учится – проблемы она не видит.

Женщина говорит, что в Украине у ее дочери было много друзей, но она чувствовала полную беспомощность. Девочка приходила домой подавленная, не хотела идти в школу.

Через три месяца Оксана забрала дочь из польской школы и перевела на онлайн обучение в ее бывшую украинскую в Украине. Из Херсона почти все учителя уехали и проводили уроки из других городов Украины, а некоторые даже из-за границы.

Конечно, это не полноценная учеба, говорит Оксана, но девочка стала спокойнее, не столь тревожной.

С сентября этого года она попыталась отдать дочь в другую школу в Белостоке. Но девочка снова жаловалась, что с ней никто не хочу дружить, она чувствовала себя изолированной, а через несколько месяцев Оксана забрала документы из второй школы.

“Морально мы здесь не выдерживаем, – говорит женщина со слезами в голосе. – Но нам некуда возвращаться, Херсон каждый день под обстрелами”.

“Я не думаю, что это проблема подростковая. Это идет из семей, возможно, действует некая пропаганда, – говорит Оксана. – Поляки нас не понимают, не понимают, через что нам пришлось пройти”.

Украина уволила Херсон в ноябре 2022 года, однако из-за близости фронта там почти каждый день гибнут люди от российских ударов.

Ксенофобские комментарии

История Оксаны далеко не единичная. BBC Украина поговорила с 13 родителями (преимущественно мамами, в одном случае – бабушкой) детей из Украины, которые пришли в польские школы после 24 февраля и столкнулись с оскорблениями или травлей на национальной почве.

Они рассказывают, что их дети слышали в школе фразы типа “эти украинцы ничего не умеют, они ни на что не способны”, “возвращайся в Украину”, “Польша для поляков”.

Они также слышали шутки о России и Путине или о “летящих на украинских детей ракетах”. Одному мальчику, который собирался уехать домой в Украину, пожелали “бомбических каникул” и спросили, цел ли его дом.

По словам собеседников BBC Украина, ксенофобские комментарии иногда раздаются даже от учителей.

Ольга, которая в начале войны сбежала с 10-летним сыном Денисом из Чернигова в городок Мелец на юго-востоке Польши, рассказала BBC Украина, что фразу “возвращайтесь в Украину” ее сын и трое его одноклассников из Украины услышали от учительницы физкультуры.

Ольга предполагает, что дети не сразу поняли замечания учительницы, а она выставила их среди класса и высмеяла.

“Она сказала, “вы, украинцы, – дураки, что вы здесь вообще делаете, возвращайтесь в Украину”, а остальные классы при этом смеялись”, – рассказывает женщина.

Ольга вместе с мамами троих других детей пошли к директору и пообещали написать жалобу в местный отдел образования, если ситуация не изменится. Это подействовало, учительница больше детей не оскорбляла. Но и не извинилась, возмущается Ольга.

Она также рассказывает о пренебрежительном отношении к украинским детям со стороны польских одноклассников. “Они их дразнили, бросали их рюкзаки, у детей ничего нельзя было спросить, а учителя не обращали на это внимания”, – рассказывает мама мальчика.

Сменить школу удалось только через год. Все это время Денис просил убрать его из школы, говорил, что больше так не может.

В новой школе, куда мальчик пошел с сентября, тоже в Мельке, атмосфера совсем другая, говорит Ольга. Здесь есть украиноязычная куратор, есть вайбер-группа, в которой украинские родители помогают друг другу, да и с польскими детьми отношения тоже хорошие. В первые дни обучения дети помогали Денису со всем разобраться, мальчик может спросить у них домашнее задание, когда болеет.

Об оскорбительных комментариях в сторону украинцев и случаях буллинга сообщали польские и украинские СМИ. Польский новостной портал TokFM рассказывал в частности, что мальчику из Украины, чей папа был военным, пожелали, чтобы он погиб.

Чувствуют себя чужаками

Родители также рассказывали BBC Украина, что их дети чувствовали себя изолированными в польских классах, с ними не хотели садиться за парту, относились свысока, не принимали в свои компании. Как утверждают собеседники, единственная причина этого в том, что дети были не местными.

Консультантка горячей линии организации Ла Страда-Украина Татьяна Харьковская говорит BBC Украина, что слышала такие истории. Организация базируется в Киеве, но на ее горячую линию обращаются и дети из-за границы, чаще всего подростки.

Харьковская вспоминает кейсы, когда местные одноклассники обзывали украинцев или смеялись над их внешностью.

Семьи, которые бегут от войны, не всегда могут покупать детям новую модную одежду. Одна девочка из Херсона рассказывала, что одноклассницы насмехались над ее внешним видом – она очень переживала, что куртка, которую ей дали в гуманитарной помощи, была на нее слишком велика.

Такие насмешки также являются проявлением буллинга, говорит эксперт фонда.

Конечно, травят не только украинцев. Но дети-беженцы могут находиться в более уязвимом положении. Дети, пережившие обстрелы и оккупацию, чьи папы могут быть на фронте, тяжело воспринимают такие комментарии и часто не знают, как на них ответить. Они чувствуют себя чужаками, боятся, что с ними никто не будет дружить и они останутся в одиночестве.

Булинг – это насилие психологического, физического, экономического и сексуального характера, которое совершает в отношении ребенка группа детей или один ребенок. Он наносит вред физическому или психическому здоровью ребенка.

“Большинство звонков на горячую линию – это буллинг. Дети подвергались психологическому давлению, насмешке или игнорированию со стороны других детей”, – говорит психологиня.

Булинг имеет серьезные последствия для здоровья, наиболее распространенные из которых – нарушение сна, угнетенное настроение и депрессия. Психологов Ла Страды прежде всего тревожат обращения, в которых присутствуют суицидальные мысли и случаи самоповреждения. Таких запросов стало намного больше, говорит Харьковская.

“Пережив один стресс, ребенок снова оказывается в ситуации насилия”, – отмечает она.

Даже когда явных признаков буллинга нет, трудности в завязывании новых отношений в чужой стране заметно влияют на психологическое состояние детей, их успехи в обучении и адаптации.

Исследователи, изучающие интеграцию детей-беженцев, указывают, как важно для них развить чувство причастности, общности в школе.

“Дети-беженцы остро нуждаются в общении с другими и в ощущении принадлежности к новой общине”, – отмечают специалисты OECD в обширном исследовании, посвященном образованию беглецов в разных странах.

Дети теряют связи со сверстниками на своей родине и вынуждены завязывать новые дружеские отношения в принявшей их стране. Но из-за культурных различий, из-за языкового барьера они могут чувствовать себя отчужденными, что становится существенным препятствием для их интеграции, говорят исследователи.

Выучила несколько слов на украинском

Впрочем, многие семьи, вынужденные бежать от войны в Украине или переехавшие в Польшу раньше, вспоминают лишь доброжелательное отношение к их детям.

В комментариях BBC Украина они говорят, что чувствуют благодарность за сочувствие и заботу поляков в тяжелые первые месяцы адаптации в новой стране. Некоторые из тех, кто уже вернулся в Украину, поддерживают отношения с приютившими их польскими семьями.

Алена, мама четвертоклассницы, которая училась в варшавской школе, рассказывает, что ее дочери помогала с учебой соседка, которая до выхода на пенсию работала школьной учительницей.

Бывшая киевлянка Вероника рассказывает BBC Украина, что переехала в Польшу еще пять лет назад именно через школу. С буллингом и безразличием учителей ее дочь Виктория столкнулась в гимназии в Киеве. По словам Вероники, она решила искать “европейскую школу”, где было бы “уважительное и толерантное отношение к детям”.

Когда первого сентября Виктория пришла в третий класс польской школы, учительница встретила ее у входа в школу.

“Она обняла дочь, провела в класс, познакомила с детьми, – рассказывает Виктория и добавляет, что это было очень эмоционально.

Женщину поразило и то, что учительница выучила несколько слов на украинском, чтобы помочь девочке сориентироваться в школе в первый день обучения. Вероника рассказывает, что быстро изучить польскую дочери помогло и то, что ее активно привлекали к различным внешкольным мероприятиям, а польские одноклассники приглашали в гости.

Когда в Украине началась полномасштабная война, польские учителя беседовали с детьми об этом и объясняли, что украинцам нужна помощь. Учитель истории попросил Викторию подготовить отдельный проект об украинском казачестве.

“Меня поразило, что он пытался таким образом поддержать нашу идентичность, поощрить ребенка учить и собственную историю, а не только польскую”, – говорит женщина.

В чем же тогда причины конфликтов и действительно ли они возникают на национальной почве? BBC Украина спросила, что об этом думают сами поляки.

Эмоции и недоразумения

В польской организации Bliżej Dziecka (Ближе к ребенку), которая занимается проблемой буллинга, признают, что в школах Польши есть конфликты между украинцами и поляками.

Однако, по мнению эксперта организации Агнешки Милчарек, эти проблемы не связаны с национальностью.

“Большинство конфликтов возникают из-за эмоций, напряжений и недоразумений между украинскими и польскими детьми”, – говорит она.

Как дети, так и их мамы расстроены из-за войны и потери привычного образа жизни, они уязвимы и реагируют слишком остро, считает Милчарек.

“Польские дети не знают, как реагировать на всплеск эмоций у украинцев и реагируют на них плохо”, – добавляет психолог.

По ее мнению, родители украинских детей часто тоже не готовы к диалогу. “У них такая позиция – нас обидели, мы пострадали, а вы не помогаете”.

В то же время в фонде утверждают, что причиной детской агрессии в польских школах прежде всего перегруженность системы образования – учеников много, а у учителей нет времени и специальной подготовки, чтобы разбираться в конфликтах.

“Споры возникают там, где много детей, где эмоции зашкаливают, а взрослого, который мог бы успокоить детей, позаботиться о них, нет”, – говорит Милчарек.

Никто не объясняет детям, как вести себя в конфликтных ситуациях и как их не допускать. Кроме того, с детьми не говорят о войне, не объясняют, что чувствуют украинские дети, а десятилетний ребенок сам представить это не может, добавляет Милчарек.

Она говорит, что за неимением педагогов в польских школах всегда было много травли.

“Дразнят любого, россиян, молдован, ромов, белорусов, поэтому я не думаю, что дело здесь именно в национальности украинцев”, – говорит специалист фонда.

BBC Украина обратилась за комментарием к Министерству образования и науки Польши, но на момент публикации материала ответа не последовало.

Польские правозащитники соглашаются, что причина напряжения – в недостаточном количестве специалистов и соответствующих школьных программ, но они также обращают внимание именно на этническую почву этих конфликтов.

В начале 2023 Amnesty International в Польше опубликовала результаты четырехмесячного мониторинга обучения украинцев в польских школах. В одном из выводов исследования правозащитники отмечают, что польская система образования делает недостаточно, чтобы предотвратить дискриминацию по национальному признаку.

“Системной дискриминации украинских учеников в польских школах наше исследование не выявило, – говорит в комментарии BBC директор организации Анна Блащак-Банасяк. – Однако оно подтвердило, что в школах случаются инциденты и напряжение по национальному признаку”.

Приняв после 24 февраля сотни тысяч украинских детей, польские школы мгновенно стали мультикультурными, но они к этому не были готовы, объясняет правозащитница.

По мнению Amnesty, в государственной школьной системе Польши не хватает межкультурного и антидискриминационного образования.

Впрочем, по запросу организации, в польском министерстве образования ответили, что потребности в дополнительных уроках межкультурной коммуникации нет, “развитие таких компетенций заложено в базовый учебный план”. По мнению специалистов Amnesty, этого недостаточно.

“Отдельным доказательством того, что ведомство игнорирует проблемы украинских детей, является отношение МОН к результатам исследования Amnesty, – говорит Блащак-Банасяк. – Министерство не поддержало ни одну из рекомендаций, представленных нашей организацией”.

Кроме того, министерство образования фактически отказывает школам в сотрудничестве с общественными организациями, говорит правозащитница.

Польский парламент уже дважды принимал закон, усложняющий доступ к школам организациям, занимающимся вопросами антидискриминационного образования или прав человека.

Хотя президент наложил на него вето и законодательные попытки пока были неудачными, они отпугивают директоров от сотрудничества с общественными организациями из-за опасений репрессий со стороны чиновников, объясняют в Amnesty.

Если польское правительство будет и дальше умалять эти проблемы, есть риск постепенного ухудшения положения украинских учеников, в том числе и увеличения случаев дискриминации, говорит Блащак-Банасяк.

BBC Украина попросила Министерство образования и науки Польши также прокомментировать заявления Amnesty International, но пока не получила ответа.

Антиукраинские настроения

Впрочем, образы ксенофобского содержания в адрес украинских детей могут иметь и более глубокие причины, связанные с политической ситуацией.

“В последние месяцы мы видим рост случаев враждебного или неприязненного отношения к детям-беженцам из Украины”, – говорит Анна Татар из польской ассоциации Nigdy więcej (“Никогда снова”).

С начала 1990-х годов организация отслеживает случаи ксенофобии и расизма в Польше, фиксирует язык ненависти в выражениях публичных людей и соцсетях.

По мнению Татар, конфликты между детьми на национальной почве – это отражение антиукраинских настроений, которые распространяют некоторые политические силы в польском обществе.

“Мы видим в этих ситуациях, что детей из Украины оскорбляют таким образом и на том языке, который отражает нарративы антиукраинской пропаганды”, – говорит правозащитница.

Когда в первые недели российской агрессии в Польшу хлынул поток беженцев из Украины, польское общество ответило огромной волной солидарности, гостеприимства и помощи.

В то же время появились попытки разжигать враждебность к беженцам и даже открыто оправдывать вторжение Путина. Большинство таких мероприятий организуют крайне правые группы в Польше, отмечает организация в своем отчете, опубликованном еще в апреле 2022 года.

“Эти группы не пользуются широкой общественной поддержкой, но они делают все возможное, чтобы настроить поляков и украинцев друг против друга, распространяя ненавистные идеи, теории заговора и ложную информацию, прежде всего в интернете”, – говорилось в отчете.

На распространение антиукраинской пропаганды в польском сегменте Интернета указывает в своих исследованиях и Amnesty international. Среди аккаунтов в соцсетях, распространяющих антиукраинский контент, есть политические партии и даже депутаты Сейма, отмечают правозащитники.

Если сначала такие голоса звучали на периферии публичного дискурса, теперь антиукраинские нарративы становятся все более популярными, говорит Анна Татар.

“И они, безусловно, влияют на отношения сверстников”, – отмечает исследовательница.

Организация “Никогда снова” получает немало обращений от украинских родителей, чьих детей оскорбляют в польских школах по национальному признаку.

Дети говорят слова, которые они слышат от взрослых, – объясняет Татар. Так, одному мальчику из Украины сказали, что “все украинцы – убийцы поляков”. Это, очевидно, упоминание о Волынской трагедии, говорит правозащитница. Эту сложную часть польско-украинской истории часто используют некоторые политики или организации разжигание ненависти к украинцам.

Разрешить такие ситуации бывает непросто.

“Когда дети приносят из дома предубеждения и антиукраинские настроения, одного разговора с учителем, очевидно, будет недостаточно. К тому же, не все учителя готовы к разрешению таких конфликтов”, – отмечает исследовательница.

Язык ненависти впоследствии может перерасти в физическую злость.

В последнем издании “Коричневой книги” за 2020-2023 годы, которая документирует расистские, ксенофобные и гомофобные преступления в Польше, организация описывает сотни случаев физических нападений на людей.

Среди примеров атак на представителей других национальностей и ЛГБТ-сообщества, приведенных в отчете, чуть меньше трети были направлены против украинцев.

Исследователи, в частности, вспоминают два нападения польской радикальной организации Mlodziez Wszechpolska (Всепольская молодежь) на встрече с украинской писательницей Оксаной Забужко в Кракове 21 ноября 2022 года и Познани 7 марта 2023 года.

Об атаках на украинцев из-за их языка или национальности сообщает польский Центр мониторинга расизма и ксенофобии.

Что делать?

Если ребенок становится жертвой или свидетелем буллинга, главное правило – не замалчивать ситуацию, говорит эксперт “Ла Страда Украина” Татьяна Харьковская.

“Это основной месседж, который мы пытаемся передать детям, они должны сообщить взрослым – классному руководителю, учителю, психологу”.

Если разговор с учителем не помог, нужно обратиться в администрацию школы. В польских учебных заведениях есть программы противодействия буллингу и директор не может не отреагировать, говорит специалист.

Если ситуация критическая, есть побои, есть систематическая травля – в таком случае нужно обращаться в полицию.

Офис детского омбудсмена в Польше также занимается подобными делами. Здесь работает круглосуточная горячая линия на украинском языке. Харьковская советует обращаться на линию помощи “Ла-Страда”, куда можно не только позвонить, но и написать в чат.

Родителям прежде нужно узнать как можно больше информации о происходящем, выслушать ребенка, показать свою готовность поддержать и помочь, говорит правозащитница.

Важно также объяснить ребенку, что он страдает от буллинга, не потому что с ним что-то не так, а потому что кто-то хочет самоутвердиться за его счет. А также рассказать ребенку о его правах – право на защиту, на образование, на поддержку.

В то же время психологи советуют не зацикливаться именно на негативной ситуации, а поощрять ребенка общаться с другими детьми, с которыми у него могут быть общие интересы. Попытаться найти друзей среди учеников других классов или записать ребенка на кружок, где он сможет себя реализовать и где его будут слышны. Это позволит улучшить навыки общения, а также почувствовать уверенность в себе.

Надо учить своих дочь или сына отстаивать свои границы и противостоять издевательствам, а также рассказывать детям, которыми должны быть здоровые, дружеские и нетоксичные отношения, говорит Татьяна Харьковская, эксперт Ла Страда.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-12-10