Заблокированная граница. Как в Польше попытаются остановить бастующих через суд

Украинский бизнес сделал первый шаг к разблокированию польской границы правовым способом, – от имени Ассоциации международных перевозчиков Украины до местных органов власти в Польше на территориях, где расположены заблокированные пограничные пункты, подали первые жалобы. 

По словам Ярослава Романчука, председателя правления Ассоциации украинского бизнеса в Польше и взявшегося за это дело управляющего партнера юридической группы это должно перевести спор в практическое законное русло.

Все дискуссии проходят в плоскости каких-то эмоций и договоренностей, а не в юридической, правовой плоскости, говорит юрист, и отмечает:

“Поляки в последнее время много говорили, боролись, участвовали в выборах для того, чтобы было верховенство права. Но когда это переходит на отношения с Украиной, то почему это верховенство права откладывается в сторону”.

Блокада на границе с Польшей: как она уже повлияла на Украину

Первой задачей инициаторов юридического пути является разблокирование границы, но следующим шагом может стать и возмещение ущерба, понесенного бизнесом из-за того, что польские перевозчики заблокировали границу.

“И украинский, и польский бизнес сейчас очень страдают – снизился товарооборот, не выполняются контрактные обязательства, компании отзывают заказ, пересматривают инвестиционные планы”, – подчеркивает юрист, утверждая, что к инициативе украинских перевозчиков уже присоединяются и другие компании.

Как объясняет юрист, первый этап состоит в том, чтобы обратиться в местные органы власти с официальными заявлениями о том, что блокада угрожает жизни, здоровью и безопасности. Собственно это и сделали.

Как рассказал Ярослав Романчук, за последний месяц он объехал “всю границу с Украиной по периметру”, общался с украинскими водителями, стоящими в очередях на десятки километров, и с представителями польских властей. У одного из пунктов пропуска он заметил, что в палатке протестующих никого не было.

“Я даже предложил полиции совместно зафиксировать этот факт”, – делится наблюдениями о том, как проходит забастовка польских перевозчиков юрист.

Украина нашла способ обойти блокаду грузовиков в Польше
После получения жалоб руководители территориальных общин (ГМИ) обязаны обратиться к организаторам блокирования с призывом прекратить акцию.

После двух предупреждений – “например, утром и вечером” – местные власти вправе распустить забастовку своим решением. Если же она и дальше не будет вмешиваться или проигнорирует поданные заявления, это станет основанием для обращения в суд – уже на местную власть за бездействие.

Рафа Меклер. Политик, стоящий за блокадой границы Польши с Украиной

Но, говорит Ярослав Романчук, пока и бизнес, и юристы настроены на то, чтобы не доводить дело до суда, – “нас не интересует судебный процесс, нас интересует процесс разблокирования границы”.

Также, говорит он, не хотят доводить до суда и в польских пограничных общинах, в которые юристы подали жалобы.

При этом, отмечает юрист, и бизнес, и юристы ставят целью не ограничить право польских перевозчиков на протест и забастовку, а разблокировать границу и восстановить свободное движение транспорта.

Представление заявлений-жалоб является тем шагом, который “обяжет гмины действовать”, и они уже не смогут оставаться в стороне от конфликта, поясняет юрист, – “поскольку, на сегодняшний день, никто не принимает никаких решений, – ни на уровне государства, ни на уровне уровни местных властей”.

Впрочем, юристы не намерены отозвать свои заявления даже в том случае, если после формирования нового правительства в Польше ситуация изменится и забастовку польских перевозчиков или блокировку границы прекратят.

“Мы создаем хорошую юридическую основу для всех”, – говорит юрист, в частности, и для нового польского правительства, и для украинского – “если они захотят этим воспользоваться”.

Но в то же время отмечает: с продвижением Украины в ЕС таких споров, конфликтов и акций будет все больше.

“Мы только входим в переговорный процесс с ЕС. И таких недоразумений – говорю очень мягко – будет очень много. Я убежден, что решать их нужно с позиций верховенства права”, – говорит Ярослав Романчук.

Ущерб бизнесу от блокады, инициированной небольшой группой польских перевозчиков, а также потери украинского бюджета уже исчисляется десятками миллионов долларов

Группа польских перевозчиков начала блокировать границу с Украиной месяц назад. Они выдвигают ряд требований, ключевой из которых является восстановление системы разрешений для украинских перевозчиков в Польше.

Эту систему отменили во время войны, когда ЕС решил поддержать украинскую экономику и открыть свой рынок для украинских товаров и услуг, как Украина уже является членом Евросоюза. В настоящее время Еврокомиссия не поддерживает требование Польши, Словакии и Венгрии упразднить “транспортный безвиз” с Украиной, но блокирование польской границы продолжается.

Ранее границу с Украиной блокировали польские фермеры, которые жаловались на переполнение рынка дешевым украинским зерном.

Им удалось добиться централизованного временного запрета на экспорт украинского зерна в Польшу и еще четыре страны ЕС, имеющие общую границу с Украиной. Однако осенью ЕС решил отменить этот запрет, но Польша так и не возобновила импорт украинского зерна.

Впрочем, экономисты и дипломаты прогнозируют, что с продвижением Украины к членству в ЕС “претензии” к украинскому бизнесу будут иметь не только поляки, ведь речь пойдет об определенной части рынка и денег, которую европейцам придется делить с украинцами.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-12-08