Граница со Словакией заблокирована. Как Украина борется с блокадой перевозчиков

На территории Словакии перевозчики блокируют грузовики, которые едут через единственный пропускной пункт с Украиной “Вышнее Немецкое-Ужгород”, сообщает МВД и Госпогранслужба. 

Таким образом, словаки поддерживают польских коллег, которые третью неделю блокируют границу с Украиной, требуя отмены либерализации правил ЕС для украинских перевозчиков.

По информации от словацких пограничников, блокировка началась 21 ноября с 13:30. Его проводит Союз перевозчиков Словакии (UNAS).

Как долго будет длиться блокада – пограничникам неизвестно.

“Они (словацкие перевозчики) заявили, что будут делать короткие протесты. Два часа – а потом машины будут пропускать. А потом снова будут блокировать”, – говорит ВВС Украина Руслан Паращич, глава Международной транспортной ассоциации Украины.

Словаки не могут заблокировать поток товаров так сильно, как поляки. Украина имеет протяженную границу с Польшей, где поляки блокируют сразу три КПП, а словацкая граница – это лишь один пропускной пункт.

Но к нему ближе украинским водителям, которые хотят обойти польскую блокаду и скорее добраться домой.

По данным словацкой стороны, на 13:30 на “Вышнем Немецком” стояло 300 заблокированных машин.

Обновленных данных у украинских пограничников пока нет.

Акции протеста поляков и словаков существенно усложняют доставку в Украину жизненно необходимых товаров.

“Микроавтобус с вагончиком”

Это не первая словацкая акция – в пятницу словаки уже выходили на забастовку возле КПП своей границы. Это длилось всего час и было “предупреждением”, заявлял президент UNAS Станислав Скала.

Но если их не услышат, словаки обещали протестовать дальше.

Заместитель министра инфраструктуры Сергей Деркач сказал BBC Украина, что, заметив такие движения со стороны Словакии, Украина обратилась в словацкое министерство транспорта с просьбой встретиться и обсудить потенциальную проблему.

Но только сегодня от словацкой стороны пришло письмо-подтверждение, говорит Деркач. Из-за выборов и нового правительства в Словакии коммуникации еще не наладились.

Украинский посол также встречался с руководством Союза перевозчиков Словакии. Там подтвердили намерение блокировать границу, но сообщили, что ждут ответа на свое письмо от Еврокомиссии и словацкого министерства транспорта.

Так почему блокада началась сегодня – непонятно. Официальное письмо от пограничников стало единственным подтверждением начала забастовок, хоть там и нет никаких деталей, говорит Деркач.

“На протест даже не пришли перевозчики как таковые, – рассказывает он. Одна из автомобильных организаций, даже не являющаяся организатором забастовки, просто поставила поперек дороги “микроавтобус с вагончиком”.

“Наши фуры стоят вплотную к этому вагончику, и не могут дальше проехать. На обочину им выезжать нельзя”.

В Словакии, объясняет Деркач, не нужно получать разрешения для начала протеста, как в Польше. Владелец вагончика просто обошелся штрафом.

К концу рабочего дня, объясняет замминистра, этот вагончик должны были убрать с дороги.

“Возможно, сегодня была какая-то пробная история – увидеть реакцию”, – говорит Деркач.

Требования словаков и поляков

Ранее словацкие перевозчики давали Украине неделю на раздумья до 25 ноября, иначе будут блокировать границу снова, говорил ВВС Украина на границе украинский дальнобойщик, ставший свидетелем первого протеста.

Но Сергей Деркач не очень понимает, что не устраивает словацких водителей.

“То, что мы видим сейчас – это точно не экономическая история. Словаки ездят в Украину на перевозку чаще, чем поляки. Польские перевозчики заявляли публично – и скорее всего причина в этом – что они ездят в организации в разные страны и ищут там поддержки “.

“Какая там подоплека – я не знаю. Возможно, это политическая история, возможно, кто-то за это платит – неизвестно”.

Словацкие перевозчики заявляли, что их не устраивает, что прошлым летом украинские водители ездят в ЕС без разрешений.

Ранее разрешения в ограниченном количестве выдавала каждая страна ЕС, но чтобы упростить жизнь украинским перевозчикам во время войны летом 2022 года, ЕС одобрил соглашение об упрощении автоперевозок из Украины.

Это временный договор, “транспортный безвиз”, который уже раз продлили до следующего лета, и, скорее всего, планируют продолжать дальше.

Договор был одобрен всеми странами ЕС, в том числе Словакией и Польшей, и в одностороннем порядке его расторгнуть нельзя.

Еврокомиссия не раз заявляла, что, по меньшей мере, до лета-2024 соглашение не отменит, но может обсудить со странами-подписантами отдельные его положения, если возникают проблемы.

16 ноября вечером замминистра Сергей Деркач сказал, что на переговорах с польской официальной стороной вопрос разрешений даже не обсуждается.

В то же время стороны наработали решение, как уменьшить очереди на границах, на которые жалуются польские водители.

Но, по словам Деркача, польские протестующие не согласились с этим и продолжили протест.

Если словаков, согласно их заявлениям, не устраивают только отмену разрешений для украинцев, то у поляков список требований длиннее.

Польские водители требуют более жестких правил для иностранных перевозчиков внутри Европы, чтобы в Польше невозможно было регистрировать компании, если их финансы находятся за пределами ЕС.

А также отдельную очередь для пустых фур, отдельную – для машин на номерах ЕС в украинской системе “Е-очередь”, а также доступ к украинской системе выезда мужчин “Шлях”.

На переговорах находятся и польские перевозчики.

“Я их лично спрашиваю – коллеги, что вы хотите решить? В чем проблема? Они говорят, что потеряли свой бизнес. Раньше они работали в России и Беларуси, сейчас у них нет заказов”, – объясняет Деркач.

Он говорит, что поляки хотят ездить по заказу в Украину. Сейчас во время войны украинцы могут перевозить грузы только по суше.

98% всего, что раньше перевозили по морю, теперь едет в фурах, говорит Деркач. Так что работы много, и польские перевозчики тоже хотят ездить в Украину. И если они ограничат возможности украинским водителям свободно передвигаться, то так и произойдет.

“Говорить о компромиссах в этой ситуации очень тяжело”, – говорит Деркач.

Возможный выход

Если переговоры не принесут результатов, придется применять другие рычаги воздействия.

Сергей Деркач говорит, что Украина фиксирует многочисленные нарушения в проведении блокады.

Когда польские перевозчики заполняли документы, чтобы получить разрешение на протест, они прописывали его условия: давать дорогу гуманитарным грузам, скоропортящимся, пропускать опасные – перевозящие топливо, газ, другие химические вещества, и пропускать грузовик раз в час.

“Но сейчас мы видим, что на Ягодине едет 8 машин в день, одна машина в три часа. И они не пропускают скоропортящиеся, гуманитарные и вообще не пропускают опасные грузы, а такие машины не могут долго стоять”.

Министерство зафиксировало эти нарушения, направило их в министерство транспорта Польши и ждет ответа.

Завтра Украина, Польша и Еврокомиссия снова должны встретиться для переговоров.

Напряжение растет

Тем временем украинским водителям на границе, похоже, врывается терпение.

“Я хотел бы поблагодарить наших братьев поляков за эти страдания”, – сказал корреспондентке BBC Сари Рейнсфорд дальнобойщик Станислав Тимощук, который на границе уже семь дней. Он добавил, что от него и его коллег “наверное, уже пахнет как от псов”.

“Каждую ночь в моем городе воздушные атаки, моя семья там, а я застрял здесь. Так что если вам не нравится, что мы здесь, просто отпустите нас домой!”

Министр инфраструктуры Александр Кубраков говорит, что в сторону Ягодина очередь уже растянулась более чем на 30 километров, в сторону Равы-Русской – 10 километров, а в сторону Краковца – более 16 километров.

Чтобы помочь водителям, на границе от министерства работает команда, раздающая продукты, воду и лекарства.

В министерстве подтвердили, что за время протестов в своем грузовике перед пунктом пропуска “Дорогуск – Ягодин” умер 54-летний украинский водитель, который планировал пересечь границу.

Руслан Паращич говорит, что представители его Международной транспортной ассоциации Украины решили организовать в ответ полякам собственный протест.

По его словам, сейчас на украинской границе стоит около 40 машин с транспарантами. “Да, мы на украинской стороне, но по ту сторону есть камеры, и они могут о нас узнать”.

“Если будет терять Украина – будет терять и Польша”, – говорит Паращич о том, что написано на плакатах, которые держат украинские водители.

Протестующие с украинской стороны требуют от поляков вернуть украинских водителей домой и прекратить дискриминацию.

Паращич не слишком доволен темпами переговоров.

“Никто ничего не озвучивает, все ожидают, министерства, президенты (Польши и Украины – Ред.) – никто ничего не заявляет”.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-11-22