Россия больше не нацелена на тотальный блекаут в Украине. Почему – не может или не хочет?

Этой зимой температура в Украине опускалась ниже -15 градусов, в энергосистеме подчас фиксировали дефицит из-за пиков потребления, а сама система была не в лучшей форме после предыдущего сезона с прицельными российскими обстрелами по ней. 

Прошлой зимой Россия задалась целью погрузить Украину в тотальный и длительный блекаут, и частично ей это удалось.

Этой зимой, несмотря на то, что морозы в начале января были сильнее, чем в прошлую, потребление электроэнергии росло, и украинцев призывали готовиться к еще худшей зиме, атак на энергосистему было меньше.

Россия и дальше била по Украине всеми имеющимися средствами – баллистикой, крылатыми ракетами, “Шахедами”. Удары по городам и дальше уносят жизнь гражданских.

Иногда прилетает и по энергетическим объектам, впрочем – без блекаутов масштаба зимы-2022/23.

И энергетики, и военные, и эксперты в разговорах с BBC Украина соглашаются: стратегия России изменилась.

Почему же россияне отказались бросать все свои средства против украинской энергетики – из-за нехватки ракет, более сильной украинской ПВО или переориентации на другие цели? И могут ли они вернуться к такой стратегии?

Темная зима

В прошлом сезоне первый массированный удар по свету Россия нанесла в сентябре 2022-го. Дальше – больше.

С октября 2022-го по март 2023 года россияне нанесли около 1 200 ударов по энергетической инфраструктуре Украины, подсчитали в “Укрэнерго”. Большинство поврежденных подстанций россияне атаковали по меньшей мере дважды. Повреждения получили все большие тепло- и гидроэлектростанции, говорят в компании.

Ракетный террор длился всю осень и зиму, украинцы вынуждены были сидеть часами, а иногда и днями, без света, горячей воды и отопления, и привыкать к графикам отключения.

Но энергетика с большим трудом устояла. Уже к лету отключать свет почти прекратили.

Однако специалисты предупреждали: следующая зима может быть еще сложнее и Россия захочет завершить то, что она начала предыдущего сезона.

Это казалось тем более вероятно, что Украина не полностью восстановилась от прошлогодних атак. Многие помещения ТЭС были разрушены, русские войска также избивали по машинным залам ГЭС на Днепре и Днестре.

“Она (Россия) накапливает ракеты и ищет маршруты обхода украинской ПВО. Ну и ждет холодов. Ожидает момента нашей уязвимости”, – предостерег в ноябре 2023-го глава “Укрэнерго” Владимир Кудрицкий.

Украина тоже не сидела сложа руки. Посредством западных союзников постепенно восстанавливали поврежденные электроподстанции, запасались запчастями и, как сообщал Кудрицкий, поработали над защитой своих энергообъектов.

И все же в сентябре 2023 года казалось, что новый сезон блекаутов не за горами.

Утром 21 сентября россияне запустили по Украине 43 ракеты, часть сбили, часть попала в энергетические объекты на западе и в центре страны. Эта атака стала первым за полгода большим ударом по энергетике. Без тока временно остались часть центральной и западной Украины, включая Киевскую.

“Мы понимаем, что этап энергетического террора в этом отопительном сезоне уже начался”, – предостерег премьер Денис Шмигаль.

Но самые мрачные прогнозы пока не сбылись.

И хотя россияне продолжают наносить точечные удары по энергетике, отопительный сезон уже пройден на две трети. Так что “заморозить” Украину, даже поставив себе это за пошлины, в этом сезоне вряд ли получится.

Как это объясняют энергетики

Прошедший отопительный сезон и нынешний действительно отличаются, рассказали ВВС Украина в пресс-службе “Укрэнерго”.

По данным компании, украинцы почти год прожили без массированных мер ограничения потребления.

В отдельные дни признают там, во время морозов или жары, в энергосистеме возникает дефицит и диспетчеры вынуждены брать аварийную помощь у соседних стран: Польши, Румынии, Словакии.

Иногда российские ракеты точечно целятся и в энергетику, преимущественно достаются районам недалеко от фронта, особенно на Днепропетровщине и Харьковщине.

Один из последних примеров – атака дронов по высоковольтным объектам в районе Кривого Рога в начале февраля. Тогда жители столкнулись с первыми отключениями с начала отопительного сезона.

Впоследствии Днепропетровщине снова досталось от российских ударов: 11 февраля дроны попали в подстанцию в Павлограде, оставив часть города без света. Два дня спустя на той же Днепропетровщине дроны повредили оборудование ТЭС, из-за чего в Днепре были перебои и со светом, и с отоплением.

Однако в масштабе всей Украины таких разрушений, как в прошлом году, атаки россиян уже не наносят.

В “Укрэнерго” объясняют это хорошей подготовкой к зиме, укреплением ПВО, а также тем, что россияне теперь атакуют чаще дронами, которые противовоздушной обороне легче сбивать.

“Мы были готовы к возобновлению атак на наши энергообъекты: весь 2023 год создавали аварийный запас оборудования, строили защитные сооружения, совершенствовали схемы ремонтных работ, вместе с местными властями разрабатывали новые варианты резервного питания”, – объясняют там в комментарии для ВВС Украина.

В качестве примера эффективной подготовки в компании приводят атаку на Криворожье в начале февраля, которая стала одной из самых массированных за эту зиму.

В прошлом году, говорят там, такой удар по энергетической инфраструктуре мог бы привести к обесточиванию или ограничению энергоснабжения всей области.

“А в этом году перерывы в электроснабжении были только в отдельных районах Криворожья”.

В компании также признают, что избивать Россия стала иначе. Эти удары уже не так чувствительны, как раньше.

“Этой зимой мы видим, что Россия изменила тактику и атакует украинскую энергосистему в большинстве своем дронами. Большинство из них наши Вооруженные силы успешно ликвидируют… А защитные сооружения прикрыли, насколько это было возможно, оборудование”, – объясняют там.

Украинские военные подтверждают, что стратегия России действительно изменилась.

“Вы видите, что в стране есть свет, конечно, что факт остается фактом – Россия сосредоточила свои удары по другим объектам, не таким, как в прошлом году”, – говорит в комментарии для ВВС Украина спикер командования Воздушных сил Юрий Игнат.

Тотальный блекаут – больше не их цель, считает он.

Игнатий напоминает: в прошлом сезоне мощные атаки были еженедельно.

“Массированная – плюс менее массированная, где-то 70 ракет в один день, 30 ракет – в следующий. Плюс “Шахеды”, они не давали спать практически каждую ночь. Они хотели лишить нас возможности нормального существования”.

“Поэтому все опасались, что Россия какое-то количество ракет накопит и снова начнет обстрел нашей энергосистемы. Но наступила холодная пора, осень, зима, и мы в принципе не видели мощных обстрелов”, – добавляет Игнат.

Почему?

Спикер Воздушных сил отвечает на этот вопрос так: “Скоро конец зимы, враг очевидно понимает, что в прошлом году они не добились своей цели, Украина не была погружена в блекаут, а в этом году подготовилась”.

Похожего мнения придерживается и бывший заместитель начальника генштаба ВСУ и эксперт по ПВО генерал Игорь Романенко.

“Они видят, что война надолго и нужно добиваться результатов прежде всего военных. В прошлом году они увидели: они наносили удары (по энергетике), но все равно города они не сломали. Они увидели, что это занимает много времени и требует большого количества средств”, – говорит он.

Юрий Игнат также упоминает об укреплении системы ПВО – особенно мобильными группами, которые получили новое оборудование: ночники, тепловизоры, прожекторы. Это помогает им сбивать больше “Шахедов” из ПЗРК и стрелкового оружия.

“Плюс западные системы, конечно, тоже усилили советские, что есть у Украины”, – отмечает он.

Однако добавляет, что советские системы и ракеты к ним иссякают, и Украина ждет помощи от партнеров, чтобы пополнить эти запасы.

Куда теперь целит Россия

Отказ от погружения Украины во тьму означает, что Москва переориентировала свои силы на другие цели.

Периодические удары по Кременчугскому нефтеперерабатывающему заводу свидетельствуют, что, как и в прошлом году, украинская нефтеперерабатывающая отрасль остается целью россиян.

Однако главная их мишень теперь – это прежде всего военные объекты.

“Поскольку на все, в том числе тепловую и энергетическую инфраструктуру, ракет не хватает, они вынуждены их в первую очередь задействовать на военные объекты: ВПК, аэродромы, зенитно-ракетные комплексы… Изменились смыслы и наряды, по каким именно нужно бить”, – говорит Игорь Романенко.

Сейчас, по его мнению, россияне хотят добиться как можно большего продвижения на фронте.

“Для Путина первоочередное сейчас – до марта, до выборов показать существенный результат: продвинуться вперед, как он и обещал, захватить полностью Донецкую и Луганскую области, расширить оккупацию Запорожской, Херсонской, Харьковской”.

“Поэтому он переориентировал удары на военные объекты, но не забывая тот же Харьков или Херсон, чтобы надломить морально психологическое состояние их жителей”, – добавляет генерал Романенко.

То, что россияне сейчас преимущественно избивают по военным объектам и ВПК, признает в разговоре с BBC и Юрий Игнат.

“Акцент обстрелов враг, конечно, изменил”, – говорит он.

Насколько эффективна эта стратегия, определить сложно, ведь в Украине информация об обстрелах военных объектов засекречена.

Однако побуждать Россию к ней мог и еще один фактор – нехватка ракет.

Экономят ракеты?

О том, что дальнобойные крылатые ракеты у россиян не бесконечны и пытаются их экономить, эксперты размышляют давно.

“В прошлом году они исчерпали практически весь свой запас ракет. Залезли в серьезный ЧП (неприкосновенный запас. – Ред.). Они понимают, что нарастить то, что они изготовляли годами, быстро не удастся. На крылатые ракеты нужна куча денег, время и достаточное” количество комплектующих”, – отмечает спикер Воздушных сил Юрий Игнат.

Теперь же в атаках на Украину применяют больше баллистических ракет.

Кроме того, большую ставку россияне делают на дроны-камикадзе. Их хотя и легче сбивать, но они истощают украинскую воздушную оборону, а часть из них все-таки долетает до целей.

Еще один аргумент того, почему россияне меньше используют крылатые “Калибры”, ранее массово летевшие в том числе и на украинскую инфраструктуру, – это успешные украинские атаки на Черноморский флот РФ.

“Поскольку украинские войска нанесли удары по структурам Черноморского флота, (россияне) имеют меньше возможностей сейчас использовать “Калибры” – крылатые морские ракеты”, – объясняет Игорь Романенко.

Чего ждать украинцам дальше

Значит ли это, что, по меньшей мере, в нынешнем холодном сезоне, блекаутов можно уже не бояться?

В “Укрэнерго” осторожны с прогнозами, но подчеркивают, что большая часть отопительного сезона уже пройдена – не только без блекаутов, но и без массированных ограничений потребления.

“Да, мы видим, что россияне накапливают ракеты и дроны из Северной Кореи и Ирана, и понимаем, что они могут нанести удар в любой момент. Спрогнозировать, каким он будет, невозможно. Но наша ПВО сейчас гораздо сильнее, чем в прошлом. году, а мы более подготовлены”, – говорит ВВС Украина компания.

Военные эксперты тоже не дают слишком оптимистических прогнозов. Все будет зависеть от возможности Украины и дальше отбивать атаки, а также целей, которые будет ставить Россия.

“Это стратегия. Ее определяет Путин со своим военным руководством, исходя из того, что они хотят достичь. Сейчас они хотят достичь как можно большего продвижения на фронте”, – подчеркивает Игорь Романенко.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2024-02-16