Абитуриенты из ОРДЛО и Крыма все чаще выбирают украинские ВУЗы

Почти 8 лет идет гибридная агрессия России против Украины, в результате которой на временно оккупированных территориях (ВОТ) Донецкой и Луганской областей, Автономной Республики Крым и города Севастополь оказалось около миллиона несовершеннолетних, из которых более 400 тысяч детей школьного возраста. И хорошо, что с тех пор и поныне многие из них и дальше связывают свою дальнейшую жизнь и получение высшего образования именно с Украиной. 

Нынешняя вступительная кампания уже завершилась. Министр образования и науки Сергей Шкарлет обнародовал данные о поступлении в вузы нашего государства молодежи с временно оккупированных территорий. Он отметил, что количество таких поступающих неуклонно растет. И если в 2016-м их было 1008, то в 2021 году уже 2083. Самыми привлекательными для поступающих через образовательные центры «Донбасс — Украина» стали Восточноукраинский национальный университет им. В. Даля – 152 студента, Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт» – 124, Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина – 91, Государственное учреждение Луганский национальный университет им. Тараса Шевченко – 89, Горловский институт иностранных языков государственного высшего учебного заведения «Донбасский государственный педагогический университет» – 85 человек.

Среди понравившихся специальностей наиболее популярными были «право» — 111 студентов, «менеджмент» — 86, «медицина» — 79, «компьютерные науки» — 77, «инженерия программного обеспечения» — 73 человека.

А в пятерку вузов из зачисления наибольшего количества поступающих из ВТО через образовательные центры «Крым — Украина» вошли Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского – 49 студентов, Херсонский государственный аграрно-экономический университет – 37, Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко – 34, Национальный технический университет Украины “Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского” – 21 и Национальный медицинский университет им. Богомольца – 12 человек.

Наиболее привлекательными специальностями для них стали “компьютерные науки” – 21 студент, “менеджмент” – 18, “медицина” – 18, “инженерия программного обеспечения” – 18 и “право” – 15 студентов.

Глава Минобразования также напомнил, что именно в этом году введен новый Порядок для организации поступления в заведения высшего, профессионального высшего, а также профессионального и профессионально-технического образования молодежи из временно оккупированных территорий и проживающих на линии столкновения через образовательные центры «Донбасс — Украина» и «Крым – Украина». В частности, был усовершенствован механизм проведения годового оценивания и государственной итоговой аттестации. Также — получение документа о базовом среднем образовании или полном общем среднем образовании. А прием в учебные заведения для получения высшего или профессионального высшего образования на конкурсной основе и в пределах установленных квот происходил по итогам внешнего независимого оценивания по выбору заявителя. Что касается получения профессионального и профессионально-технического образования, абитуриенты получили возможность подавать до пяти заявлений на разные специальности через один образовательный центр.

Перспектива достойной жизни

Директор Государственного учреждения «Правительственный контактный центр» Ольга Холомеева сообщила, что в этом году в них поступило более пяти тысяч звонков и зарегистрировано более 4,5 тысяч обращений от абитуриентов из Крыма и Донбасса, а также из других областей Украины, где проживают родные будущих студентов. Около 200 обращений направлено на рассмотрение в органы исполнительной власти, а на остальные специалисты Центра сразу предоставили подробные и исчерпывающие ответы. Они также обработали более 500 обращений в специальных чатах-виджетах, где общение происходило в основном анонимно.

На вопрос, почему эти молодые люди хотят поступить именно в вузы Украины, более 60% из них ответили, что здесь видят перспективы для дальнейшей достойной жизни и развития, а также через перспективу попасть впоследствии на обучение за границу. Среди основных проблем называли период психологической адаптации и проблемы с недостаточным знанием украинского языка.

Украинский учат как иностранный

И именно на этой проблеме акцентировала внимание глава Центра общественного просвещения «Альменда» Валентина Потапова. Ведь, по ее убеждению, наиболее распространенным барьером для вступления абитуриентов из оккупированного Крыма в украинские вузы является отсутствие у этих детей доступа к хотя бы приемлемому изучению украинского языка и истории нашего государства.

«Мы знаем, что менее одной десятой процента учеников на полуострове имеют возможность изучать украинский язык в школах. Фактически у них нет возможности получить помощь репетиторов. Выяснилось, что в открытых источниках можно найти только 25 репетиторов украинского языка, которые не боятся открыто говорить, что они предоставляют такую ​​услугу, которая в Крыму отнесена к опции «иностранный язык». А что касается репетиторов по истории Украины, которая также остается обязательным предметом для поступления в национальный вуз, таких мы нашли в общей сложности четырех», — с грустью констатировала общественный деятель.

Относительно онлайн-курсов по изучению украинского языка, информация о них не систематизирована даже на территории материковой Украины.

«В Украине функционирует 5 таких онлайн-курсов, работающих бесплатно. Только у одного есть лицензия от Министерства образования и науки. Но почему-то на сайте Минобразования именно на эти курсы нет прямой ссылки. Находим же ссылки на курсы, которые не имеют лицензии и не отвечают требованиям подготовки к сдаче ВНО», — отметила Валентина Потапова.

Доступ к качественному получению знаний по украинскому языку для крымчан дает только частная школа «Оптима», однако стоимость обучения в нем — 30 тысяч гривен в год, что слишком много для людей, живущих в Крыму. И это даже в определенной степени отражает желание учить ее.

Среди других барьеров, с которыми крымчане сталкиваются на пути к получению образования в украинских вузах, эксперт назвала необходимость дистанционного или экстернатного обучения в школах материковой Украины.

«Обучаться в таких школах для большинства крымских учеников не совсем удобно, поскольку они не могут отказаться от обучения в крымской школе по российской программе, где заняты практически всю первую половину дня. Если подсчитать количество времени, которое может потратить ученик 11 класса, обучаясь в крымской школе и в дистанционной или экстернатной, получается около 90 часов в неделю. А такая нагрузка для ребенка неприемлема», — убежден специалист.

Но основная проблема, по ее мнению, заключается в том, что не все жители Крыма имеют свободный доступ к сети интернет или финансовую возможность платить за пользование ею.

Среди проблем по сдаче экзаменов глава «Альменды» выделила дезориентацию поступающих из-за сочетания профильного испытания с годовыми ГНА и ВНО.

«По упрощенной системе дети сдают три вступительных экзамена, но два из них — именно в школе, то есть в уполномоченном заведении среднего образования. И когда это происходит, они получают справку, что на них заказано свидетельство об окончании общей средней школы. А профильный экзамен они сдают в украинском вузе. Так что получается, что получить украинское свидетельство о полном общем среднем образовании крымчане не могут без привязки к поступлению в национальный вуз», — пояснила она.

Общественность предлагает

Среди путей преодоления очерченных барьеров предложено создание Единой информационной платформы (веб-портала), где будут собраны все информационные материалы для молодежи с оккупированных территорий о возможности получения образования в Украине. Речь идет о создании в Херсоне отдельного образовательного учреждения смешанного формата онлайн/офлайн, который предоставлял бы дистанционное образование и способствовал интеграции детей с полуострова в национальные образовательные процессы.

Важно и предоставление возможности всем категориям граждан, независимо от года окончания школы в Крыму, получить свидетельство о базовом или полном среднем образовании по упрощенной системе. Ведь не все выпускники школ намерены поступать в вузы, по крайней мере, сразу. Кто-то, возможно, захочет сначала определиться со специальностью, а до того где-нибудь поработать. Но, чтобы трудоустроиться в Украине, им нужно свидетельство об окончании средней школы именно национального образца.

Альменда также предлагает разместить центры по тестированию в населенных пунктах, приближенных к КПВВ, или разработать возможность составления ВНО с использованием телекоммуникационных систем разного уровня.

Аттестат подтвердить непросто

Большинство выпускников школ, находящихся на временно оккупированных территориях, все же остаются там и пытаются поступать в местные вузы. По данным оккупационного минобразования в Крыму, бакалаврат в этом году закончили 4,5 тысячи студентов, а магистратуру — 500, рассказал юрист общественной приемной Украинского Хельсинкского союза по правам человека по Крыму Леонид Ситченко.

Одной из причин специалист считает то, что аттестация тех, кто пытается поступать в вузы Украины, до сих пор регулируется 537 приказом МОН от 2016 года. И никаких изменений в этот документ с тех пор не вносили. Но следует учитывать, что тогдашние выпускники начинали свое обучение во времена Украины. И разница в полученных знаниях с украинскими выпускниками была еще не слишком ощутима. Достаточно было сложить одну сессию. Но время проходило, и сейчас для подтверждения своих знаний через аттестацию, скажем, на бакалаврате таких сессий следует сложить восемь, на магистратуре — три. Это очень большая нагрузка, по сути, это экстернат украинского образования для этих молодых людей. И это очень отпугивает их от поступления в вузы Украины.

Кроме того, конкретно не определено, сколько именно будет продолжаться процедура аттестации. Поэтому каждый вуз определяет это по своему усмотрению. И, с одной стороны, это вроде бы и хорошо, ведь дает время молодому человеку на подготовку. Да с другой — выехав из дома, парень вы или девушка следует рассчитать, где это время жить, чем питаться и хватит ли на это средств. А в таких условиях это почти невозможно.

Без родителей границу не пересечь

Среди проблем, которые подчеркивали те, кто обращался за помощью, прежде всего была одна, которая присуща всем годам, — жители ВОТ, которые подают заявку на поступление в украинские вузы, должны иметь официальную регистрацию места проживания на этих территориях. Об этом заявила заместитель председателя правления общественной организации КрымSOS Ольга Куришко.

В Украине после реформы децентрализации полномочия предоставлять такие документы сейчас имеют местные органы власти. Однако там такая реформа не состоялась и соответствующих органов там нет. Поэтому, когда школьник из Украины получает паспорт в форме ID-карты, он одновременно получает и выписку с указанием зарегистрированного места жительства. У детей с ВОТ в этом приложении стоит прочерк или указано, что место регистрации отсутствует. И это становится значительным препятствием для вступления в национальные вузы по упрощенной процедуре.

Еще одна проблема — необходимость подавать документы лично, особенно учитывая, что уже почти два года продолжаются карантинные ограничения из-за пандемии. За это время украинское правительство вводило ограничения на пересечение границы только дважды и на непродолжительный срок. А вот РФ ограничила пересечение границы с оккупированным Крымом, который продолжается и по сей день. Исключение составляет однократное пересечение границы или пересечение из-за гуманитарных проблем. Кроме того, по правилам страны-оккупанта, дети до 18 лет должны пересекать границу непременно в сопровождении родителя. Однако если родители по работе или другим причинам не могут этого сделать, то и ребенка автоматически лишают такой возможности. Поэтому следует рассмотреть возможность, чтобы молодые люди из Крыма и Донбасса могли подавать документы дистанционно.

А еще при подаче документов ребенок с ВТО должен иметь справку ВПЛ, датированную годом вступления. Поэтому было много обращений от молодых людей, которые переехали на подконтрольную украинскому правительству территорию раньше, например, чтобы получить административные услуги. И им была необходима для этого справка ВПЛ. Или родители раньше обращались в украинские органы соцзащиты и получали такую ​​справку для своего ребенка. Все эти дети, к сожалению, потеряли возможность поступления в украинские вузы по упрощенной процедуре. И, пожалуй, пора попробовать это исправить.

Проблемы преодолеют вместе

Следовательно, проблемные вопросы есть, они остры и неотложны к решению. Представители общественности предложили создать платформу для коммуникации по этому вопросу на уровне органов государственной власти. Войти в ее состав могли бы, например, представители МВД, которому подчинена Государственная миграционная служба; Минсоцполитики, где предоставляют справки ВПЛ; Пограничной службы и, конечно, специалисты МОН. Привлечь туда было бы уместно и представителей вузов, образовательных организаций, а также родителей и абитуриентов с временно оккупированных Россией украинских территорий.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2021-11-06