Дежавю: как наука объясняет этот феномен и есть ли от него польза

ii

Вы посещаете новое место, и вдруг вас охватывает особое чувство чего-то знакомого – будто вы были там раньше. Странно, правда? Но это не сюжет научно-фантастического фильма. Это дежавю, и оно может быть одной из самых загадочных из всех капризов нашей памяти. 

Чтобы узнать больше об этом феномене, BBC Bitesize пообщался с доктором Акирой О’Коннором, старшим преподавателем Школы психологии и неврологии Сент-Эндрюсского университета.

Что такое дежавю?

Дежавю – французский термин, который переводится как “уже виденное” – распространенное ощущение. Исследования показывают, что две трети людей чувствовали его хотя бы один раз в своей жизни.

“Дежавю – это невероятно, – говорит доктор О’Коннор BBC Bitesize. – С научной точки зрения это неподходящее ощущение знакомства с тем, что на самом деле незнакомо”.

“Но то, что действительно увлекает людей, так это то, что ваша память говорит вам одно, но вы знаете и понимаете, что то, что ваша память вам говорит, неправильно”, – добавляет он.

Но что действительно его вызывает? Более века у ученых было несколько идей относительно того, что вызывает этот феномен. Скорее всего этот термин ввел в 1870-х годах французский философ Эмиль Буарак в книге под названием “Психология будущего”.

С тех пор его пытались объяснить как угодно – от паранормальных или сверхъестественных причин до задержек в наших реакциях. Одна из теорий предполагала, что дежавю может являться результатом того, что сигнал из одного глаза достигает мозга чуть быстрее, чем из другого.

Причины дежавю

Но воспроизведение этого быстротечного опыта в лабораторных условиях испытывает свои трудности. Хотя окончательного ответа на то, что вызывает дежавю нет, существует ряд возможных научных объяснений.

“То, что, по нашему мнению, происходит во время дежавю, зависит от понимания работы нашего мозга”, – объясняет доктор О’Коннор.

“Есть часть мозга в медиальной височной доле – части мозга, расположенной у скул и ушей, – которая связана с записыванием воспоминаний и дает вам ощущение, что мы что-то помним, – говорит он. – В передней части есть еще одна часть мозга, лобовая кора, которая связана с тем, что мы называем познанием высшего порядка – такие вещи, как рассуждение, принятие решений и проверка фактов».

Дежавю может возникнуть, когда по тем или иным причинам что-то нарушается в медиальной височной доле и вызывает ощущение, что нам что-то знакомо. Тогда мозг перевозбуждается и начинает сигнализировать, что вы были в этом месте или переживали событие или ситуацию раньше. Тогда у вас возникает сознательное чувство чего-то знакомого.

Считается, что это ощущение проходит через лобную кору, где мозг определяет, есть ли вероятность того, что вы переживали эту ситуацию раньше. Когда процесс проверки фактов определит, что это невозможно, лобовая кора известит, что ощущение было ошибкой – и таким образом цикл дежавю завершается.

Есть ли польза от дежавю?

Исследования показывают, что частота дежавю может изменяться в зависимости от возраста.

“Нам известно, что люди начинают чувствовать дежавю примерно в возрасте пяти лет”, – говорит доктор О’Коннор.

После этого частота дежавю будет увеличиваться до середины 20 лет, когда этот опыт достигает пика, а затем постепенно уменьшается.

При этом ощущение дежавю может иметь положительную сторону. Это явление признак того, что часть мозга, которая проверяет факты, функционирует хорошо и помогает вам точно запоминать ситуации или события.

“Я думаю, что люди склонны думать о дежавю как об ошибке памяти, поэтому их это обычно беспокоит, – говорит доктор О’Коннор. – Но в целом я бы сказал, что это признак хорошего, здорового мозга и ума”.

Дежавю – не единственная иллюзия памяти. Так называемое “жамевю” (jamais vu), что означает “никогда не видел”, противоположно дежавю и описывает ощущение незнакомости с чем-то, что вам на самом деле знакомо.

В отличие от дежавю, жамевю – это каприз памяти, которую можно легко вызвать. Во время своего исследования доктор О’Коннор и его коллеги изучали ощущения участников, которых их просили много раз подряд писать ряд одних и тех же слов.

“Мы обнаружили, что люди с большой вероятностью испытывают ощущение незнакомости относительно наиболее часто употребляемых слов”, – говорит он.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2024-04-15