Euronews: Почему Украине опасно брать деньги в Китае

“Когда водишь машину в Украине, иногда кажется, что голова чаще ударяется о крышу, чем ягодицы о сиденье. Дороги в стране усеяны выбоинами, это старые раны, вызванные годами небрежности”, – пишет Euronews.

Президент Владимир Зеленский инициировал проект Большая стройка, чтобы преодолеть проблему. Однако возможно заимствование денег в Китае на эту программу создает для Украины существенные риски, пишет издание, цитируя экспертов.

Деньги без обязательств

Тысячи километров дорог в Украине – неотремонтированы, отмечает Euronews. Поэтому на “Большую стройку” надо миллиардаы евро.

Однако сотрудничество с Международным валютным фондом на паузе из-за отсутствия прогресса с реформами и вопроса о независимости Нацбанка.

“Это означает, что Украине, возможно, придется брать деньги в Китае. Однако эксперты предупреждают, что есть существенные недостатки в получении средств из Пекина”, – пишет издание.

Пока неизвестно, на какой стадии переговоры с Китаем, хотя считается, что они уже начались, пишет издание.

В июле в телефонном разговоре с президентом Украины председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин отметил важность проекта “Большая стройка” и выразил готовность Китая сотрудничать в этом направлении, как сообщал Офис президента Украины.

Алексей Якубин, профессор Киевского политехнического института, рассказывает изданию, что Китай не заинтересован в политических изменениях в Украине.

“Китай дает деньги без политических обязательств, и это привлекает Зеленского. С их точки зрения, деньги от Китая не несут за собой такие обязательства, как политические или судебные реформы”, – говорит профессор.

Китаю безразлично, вернут ли деньги? 

Украина может извлечь урок из истории других европейских стран, которые занимали деньги у Китая, пишет издание.

Болгарские аналитики недавно исследовали, как связаны китайские инвестиции в Балканы, Венгрию и Чехию с качеством управления в этих странах.

“Мы увидели, что в тех странах, куда Китай инвестировал больше, в результате этого было худшее управление”, – говорит один из аналитиков Мартин Владимиров.

Если страны не смогут вернуть деньги, китайцы просто возьмут контроль над проектами, которые они финансировали, добавляет Владимиров.

“Я считаю, что это целенаправленная стратегия Китая. Они используют займы для того, чтобы создать присутствие в странах. Возможно, так не было задумано с самого начала, однако это приятный бонус в отношениях. В случае Шри-Ланки Китай использовал там строительство порта для того, чтобы заставить правительство изменить стратегию Китая”.

Эксперт Аманда Пол из Центра европейской политики в Брюсселе говорит, что Украине не стоит полностью заполнять “вакуум”, оставленный МВФ, китайскими займами.

“Это глупо. Однако это зависит от договоров, которые они подпишут. Они должны быть очень прозрачными. Деньги, о которых мы говорим, – огромные, и есть сомнения в способности Украины их вернуть. Китайцам важно, вернут им деньги или нет, ведь это дает им возможность усилить позиции в странах”, – цитирует Пол издание.

Дилемма для Запада

США и многие европейские страны не воспринимают с энтузиазмом усиление украинского-китайских отношений.

Когда Украина пыталась продать предприятие “Мотор Сич” китайцам, Вашингтон громко протестовал, напоминает издание.

Однако теперь западные финансовые институты оказались перед дилеммой – или ослаблять требования к таким заемщикам, как Украина, чтобы они не разворачивались в Китай и России.

Euronews пишет, что обратилось в Офис президента за комментарием, но “представитель Зеленского отказался давать подробный комментарий, добавив:” Вспоминать Офис президента здесь было бы манипуляцией. ”

Он предложил поговорить с Министерством инфраструктуры, которое не ответило на просьбу Euronews прокомментировать ситуацию, пишет вебсайт.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2021-10-01