F-16: что это за самолет и как он может помочь ВСУ

f-16

Истребитель F-16 является подлинной легендой современной боевой авиации с многолетней историей применения в десятках войн по всему миру. 

У него широкий спектр ракетного и бомбового вооружения. В небе над Украиной этот самолет может не только изменить баланс сил в воздухе, но и повлиять на всю войну.

“Боевой сокол” и “Гадюка”

Во время проектирования самолет назывался YF-16.

Из опыта войны во Вьетнаме перед Воздушными силами США возникла необходимость в разработке легкого и маневренного истребителя, который мог бы эффективно действовать как в воздушных боях (в частности, в ближних боях на малых дистанциях), так и уничтожать наземные цели.

В первой половине 1970-х годов компания General Dynamics создала одномоторный истребитель F-16, которому дали название “Боевой сокол”. А неофициально экипажи называли его Viper (“Гадюка”) – из-за сходства с космическим истребителем Colonial Viper из фильма “Звездный крейсер Галактика”, который был популярен в конце 1970-х.

С начала F-16 спроектировали как дневной истребитель, но за годы модернизаций он превратился в многоцелевой самолет, способный выполнять задачи день и ночь независимо от погоды.

Среди его сильных сторон – хорошие летные качества, хороший обзор из кабины пилота, сравнительно простое управление и низкая стоимость.

В то же время F-16 – это все же одномоторный самолет, а это накладывает ограничения, в частности по устойчивости в боях (два двигателя дают больше шансов на выживание) и по скорости (“Боевые соколы” не считаются очень быстрыми самолетами).

С начала серийного производства в середине 1970-х было собрано более 4600 машин. Теперь F-16 – самый массовый современный боевой самолет в мире. Если же говорить не о современности, а об истории, то титул распространенного сверхзвукового самолета содержит советский истребитель Миг-21.

Такая массовость “Боевых соколов” привела к тому, что для F-16 за все время было разработано более 180 различных систем вооружений – от ракет класса “воздух-воздух” и “воздух-поверхность” разной дальности до планирующих авиабомб со спутниковым наведением и противокорабельных. ракет.

F-16 остается на службе в Воздушных силах США, хотя и постепенно его сменяет более современный F-35.

В общей сложности он находится на вооружении в 25 (по другим данным – 26) армиях мира. Также продолжает производиться в Соединенных Штатах на экспорт.

Участие в боях

Несмотря на то, что F-16 является американским самолетом, первые его воздушные победы прошли в составе армии Израиля.

В 1981 году во время гражданской войны в Ливане, в которую вмешались израильтяне, их F-16 сбил вертолет Ми-8 из состава сирийского контингента. Чуть позже другой израильский F-16 сбил сирийский Миг-21, что стало первой победой в бою в формате “самолет против самолета”.

В дальнейшем “Боевые соколы” участвовали в десятках авиационных операций Израиля, в том числе в легендарном рейде в Ирак в том же 1981 году, во время которого группа F-16 уничтожила авиабомбами строившийся возле Багдада ядерный реактор (операция “Вавилон”).

F-16 был одним из основных самолетов армии США во время операции “Буря в пустыне” в Персидском заливе в 1991 году и использовался для уничтожения системы ПВО Ирака.

В то же время известно, что тогда американцы потеряли несколько этих самолетов из-за огня из иракских зенитно-ракетных комплексов “Куб”, “Оса”, С-125 “Нева” и переносного комплекса “Игла” – все советского производства.

F-16 был “инструментом” международной коалиции, сражавшейся против Югославии на Балканах в 1990-х. “Боевые соколы” наносили бомбовые удары по югославской инфраструктуре и ПВО и одержали несколько воздушных побед. В одном из этих боев нидерландский F-16 сбил Миг-29 Югославии, что стало первой воздушной победой Королевских воздушных сил Нидерландов со времен Второй мировой войны.

Впрочем, и там F-16 понес потери от советских ЗРК: один F-16 был сбит в 1995 году с комплекса “Квадрат”, другой сбила установка С-125 “Нева” в 1999 году.

Из сравнительно недавних операций при участии F-16 наиболее известен случай 2015 года на турецко-сирийской границе, когда турецкий “Боевой сокол” сбил российский фронтовой бомбардировщик Су-24 из-за того, что тот вошел в воздушное пространство Турции. Это было первое сбивание российского или советского самолета самолетом страны НАТО со времен Корейской войны в 1950-х.

В целом же F-16 за свою более 40-летнюю боевую историю был в процессе постоянной модернизации и прошел путь от истребителя, рассчитанного на воздушные бои на близкой дистанции, до современного многоцелевого самолета сбивать противника на больших дистанциях и поражать цели на земле и море.

Сколько их и где

Главная причина, почему Украина долго просила у западных союзников именно F-16 – массовость этих самолетов.

Она открывает для Воздушных сил ВСУ возможность получить один современный самолет, под который можно создать единую инфраструктуру, а не подстраиваться под “зоопарк” разных машин, как сейчас в самоходной артиллерии или бронетехнике украинской армии.

Американское издание Bloomberg насчитало более 2 тыс. F-16 в западных странах.

Впрочем, Соединенные Штаты, где больше всего этих самолетов, в последние месяцы говорили, что они склоняются к тому, чтобы Украина их получила от европейских союзников.

Греция и Турция, имеющие вместе более 400 F-16, делиться ими не будут, ведь активно используют их в собственной авиации (а Турция еще и пытается играть роль “посредника” между Киевом и Москвой).

Поэтому уже долгое время все надежды Украины получить “Боевые соколы” связаны со странами, которые во время Холодной войны входили в консорциум по производству этих самолетов: Нидерландов, Бельгии и Дании. Также среди возможных доноров называли Норвегию, уже заменившую свои F-16 на F-35.

Bloomberg не исключал, что к процессу может подключиться и Великобритания, один из самых активных союзников Украины, хотя и не имеющий собственных “соколов”, но может профинансировать закупку у других владельцев.

Что касается количества, которое теоретически могут получить ВСУ, то в западной печати называются разные цифры – от 20 до 50 и даже 80 машин.

Какой вариант F-16 может получить Украина

F-16 за годы своей службы прошел множество модернизаций, что позволило ему оставаться современным самолетом.

В 1990-х годах в Европе, например, выпускалась модернизация F-16 MLU, и именно она, по мнению многих экспертов, может рано или поздно поступить в ВСУ.

Эксперт центра “Милитарный” и капитан запаса Юрий Збанацкий описывал, что в этом варианте F-16 имеет усиленный и усовершенствованный планер.

Также у F-16 MLU была обновлена авионика – электронная система, которая используется для навигации и коммуникации. В частности, их оборудовали автоматическими системами обмена данными с другими истребителями, с командными пунктами на земле, а также с самолетами системы дальней авиационной разведки AWACS. Это позволяет пилоту иметь комплексную “карту неба”, в которой он находится, – аналог систем ситуационной осведомленности.

Эти же самолеты получили обновленную систему спутниковой навигации и новый радиолокатор с большей дальностью.

В целом же F-16, независимо от модификаций, открывает качественно новые возможности для украинской боевой авиации.

“Это многофункциональная платформа, где можно сделать плюс-минус во что бы то ни стало, интегрировать любое западное вооружение, расширить какие-то конкретные возможности до, условно говоря, уровня F-35, если мы говорим о РЛС. Здесь только вопрос времени и денег”, – объяснял глава Фонда “Вернись живым” Тарас Чмут на подкасте “Фронтовая луга”.

Критика

Вместе с тем, не следует воспринимать F-16 как “вундерваффе”, что одним своим появлением в небе изменит все.

Эти машины имеют и недостатки.

Кроме упомянутых ограничений самолета, имеющего только один двигатель и не сверхбыстрый, “Боевые соколы” могут также иметь проблемы на украинских аэродромах из-за незащищенного и низкого воздухозаборника – отверстия под корпусом, через которое самолеты “всасывают” воздух.

Если на взлетно-посадочной полосе будут камни, обломки или другая жесткая грязь, то все это может повредить единственный двигатель F-16, что приведет к потере машины.

“Для F-16 придется перед каждым взлетом проводить “клининг” взлетной полосы. Так что можно сказать, что F-16 – это серьезное оружие, но в то же время достаточно нежный самолет”, – объяснял “Укринформу” авиаэксперт Валерий Романенко.

Российская же пресса критикует F-16 как “морально устаревшие самолеты, разработанные полвека назад”. Такую же риторику россияне используют и в отношении американских противовоздушных систем Patriot и бронетранспортеров M113.

Но фактом остается то, что и в Ираке, и на Балканах F-16 сбивали советские ЗРК, поэтому и более новые системы С-300 и С-400, активно используемые сейчас россиянами, будут представлять для них серьезную опасность. Впрочем, как и для многих других современных самолетов.

Что касается воздушных боев, то и здесь россияне ставят под вопрос эффективность “Боевых соколов”.

“F-16 воевали не просто с устаревшими самолетами производства СССР, а еще и с экипажами, скажем так, не самого высокого качества. А реальный показатель – не победы в боях с арабскими летчиками Ирана, Ирака и Сирии на самолетах старшего поколения, а на одноклассниках” , с коллегами, скажем, из России или Китая в кабинах”, – пишет один из авторов российского издания “Военное обозрение”.

Как бы то ни было, небо Украины действительно должно стать новым вызовом для F-16, где им представится шанс показать себя против действительно серьезного противника.

Что может изменить F-16

Для Украины важны не только лётные характеристики F-16, но и его способность использовать большой набор западного вооружения.

Какие же качественные изменения “Боевые соколы” могут дать украинским воздушным силам в войне против россиян в небе, на суше и на море?

“Прежде всего это достижение паритета с истребителями россиян в плане дальности обнаружения радиолокатором и дальности пуска ракет”, – рассказывал Юрий Збанацкий в упомянутом эфире “Милитарного”.

Дело в том, что истребители, которые сейчас используют украинские Воздушные силы – Миг-29 и Су-27 – вооружены управляемыми ракетами Р-27 класса “воздух-воздух” с максимальной дальностью до 95 км. К тому же, они имеют полуактивные головки наведения, нуждающиеся в сопровождении цели пилотом.

В то время как российские модернизированные МиГ-31БМ могут использовать дальнобойные ракеты Р-37 с заявленной дальностью до 390 км, летящие по принципу “выстрелил и забыл”.

А у F-16 среди возможного вооружения есть ракеты AIM-120 AMRAAM, способные сбивать воздушные цели на расстояниях до 180 км, в зависимости от модификации. И их тоже не нужно уже “вести” к цели.

“Этого недостаточно, чтобы сравниться с Р-37, но достаточно для того, чтобы заставить российские самолеты действовать дальше Украины. F-16 могут нести шесть ракет AMRAAM и это первый шаг для того, чтобы Украина смогла выцарапать назад свой воздушный суверенитет”, – считает американский ветеран и военный блогер Райан МакБет.

AMRAAM могут стать и средством противодействия российским управляемым авиабомбам (КАБам), которые россияне пытаются запускать издалека, чтобы не заходить в зону действия украинского ПВО, ведь самолеты России теперь будут рисковать гораздо больше.

Другим важным “инструментом” F-16 является противорадиолокационная ракета AGM-88 HARM.

Собственно такие ракеты уже используют украинские Миг-29 (эти истребители, кстати, в свое время были советским аналогом F-16, но сейчас они ощутимо отстали в плане модернизаций). Но на практике HARM программируют для пуска по разведанным целям еще на земле, в полете же летчики уже не могут что-то изменить, если враждебная РЛС, например, изменила позицию, или охотиться за российскими радарами в реальном времени.

В американской авиационной тактике есть понятие “Wild Weasel” (“диких ласк”) – самолетов, предназначенных для уничтожения вражеских систем ПВО, в том числе средств наземного радиолокационного контроля и противовоздушных ракетных систем.

Оно произошло еще со времен Вьетнамской войны, где американские легкие истребители F-105 в составе групп “охотников” охотились за советскими ЗРК вьетнамцев. Принцип “ласк” заключался в том, чтобы маневренные F-105 первыми входили в зону действия враждебных ПВО, заставляли их проявлять себя излучением радара, после чего остальная группа уничтожала дивизион. Тактика была рискованной, ведь ЗРК могли успеть выпустить ракету по F-105, однако последние имели много шансов избежать попадания благодаря маневрам.

Уже позже, во время операции “Буря в пустыне” 1991 против Ирака “дикими ласками” были именно F-16 со значительно меньшими потерями по сравнению с Вьетнамом.

“F-16 разрабатывались с тем, чтобы одной из их главных ролей были функции “диких ласок”. Так что они смогут охотиться за российскими радарами и уничтожать их, когда те на них “светят”. Это заставит россиян или постоянно передвигать свои системы ПВО , что трудно и требует много усилий и горючего, или отодвинуть их в безопасный тыл”, – говорит Райан МакБет в своем видеоблоге.

Если же удастся отодвинуть от линии фронта российскую авиацию и средства ПВО, то для тех же F-16 это открывает широкие возможности для нанесения ударов высокоточным оружием по штабам, складам и логистике россиян.

Для этого в арсенале “Боевых соколов” достаточно средств. Например, управляемые ракеты AGM-65 Maverick с лазерной наводкой, корректируемые бомбы GBU-12 или же управляемые авиабомбы JDAM, приводимые по GPS.

Наконец, как отмечает Райан Макбет, F-16 могут повлиять и на ситуацию на море, где Россия часто задействует свой флот для ракетных пусков по Украине.

“Боевые соколы” способны запускать противокорабельные ракеты AGM-119 Penguin (дальность действия – до 220 км) и AGM-84 Harpoon (дальность действия – до 220 км). Это может оказаться серьезным фактором для Черноморского флота РФ при выходе в море.

Поэтому при достаточном количестве F-16, обученности экипажей и продуманной тактики применения, эти самолеты имеют все шансы повлиять на ход российско-украинской войны.

Возможно, именно поэтому спикер Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат сделал такой прогноз: “Когда будут F-16, мы выиграем эту войну”.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-06-01