Facebook – 20 лет. Как соцсеть изменила мир?

Посмотрите на это изображение. Именно так выглядел Facebook – или The Facebook, как его тогда называли – когда Марк Цукерберг с несколькими друзьями запустили его 20 лет назад. 

С тех пор самая популярная соцсеть менялась десятки раз. Но ее цель осталась неизменной: объединить людей онлайн. И зарабатывать горы денег на рекламе.

Поскольку платформе исполняется 20 лет, мы решили припомнить, как Facebook изменил мир.

1. Facebook изменил соцсети

До Facebook существовали другие социальные сети, такие как MySpace, но сайт Марк Цукерберг мгновенно раскрутился сразу после запуска в 2004 году – и этим доказал, насколько быстро может развиться вебсайт такого типа.

Меньше чем через год у него уже был миллион пользователей, а за четыре года он обогнал MySpace благодаря таким инновациям, как возможность “обмечать” людей на фотографиях.

Брать цифровую камеру на вечеринки, а затем “отмечать” своих друзей на десятках фото стало неотъемлемой частью жизни подростков в конце нулевых. Пользователей также привлекала постоянно менявшаяся лента новостей.

К 2012 году Facebook пересек отметку в один миллиард пользователей в месяц. И кроме короткого периода в конце 2021 года, когда количество ежедневных активных пользователей впервые упало до 1,92 миллиарда, платформа продолжает расти.

В конце 2023 года Facebook сообщал, что платформу ежедневно посещает более двух миллиардов человек.

Следует признать, что Facebook менее популярен среди молодежи, чем раньше. Однако, несмотря на это, он начал новую эру активности в интернете и остается самой популярной соцсетью.

Некоторые видят в Facebook и его конкурентах инструменты для расширения возможностей для связи, другие – вызывающих привыкание агентов разрушения.

2. Facebook сделал наши личные данные ценными… и менее личными

Facebook доказал, что собирать наши лайки и дизлайки очень прибыльно.

Сегодня материнская компания Facebook, Meta, является рекламным гигантом, который наряду с Google получает львиную долю рекламных денег.

В пятницу Meta сообщила о почти 40 миллиардах долларов дохода в последнем квартале 2023 года, в основном благодаря предложению высокоцелевых рекламных услуг для рекламодателей.

Facebook также показал, что во время сбора личных данных может пойти не так.

Meta не раз штрафовали за неправомерную обработку персональных данных.

Наиболее известным стал скандал с Cambridge Analytica в 2014 году, который привел к тому, что Facebook заплатил 725 миллионов долларов за урегулирование судебного иска из-за значительной утечки данных.

В 2022 году Facebook также заплатил ЕС штраф в размере 265 миллионов евро за разрешение на извлечение персональных данных с сайта.

А в прошлом году Комиссия по защите данных Ирландии оштрафовала компанию на рекордную сумму в 1,2 млрд евро за передачу данных европейских пользователей за пределы юрисдикции. Сейчас Facebook оспаривает этот штраф.

3. Facebook политизировал интернет

Благодаря целевой рекламе Facebook стал основной платформой для предвыборной кампании по всему миру.

К примеру, согласно исследованию Statista, за пять месяцев до выборов президента США в 2020 году команда действующего президента Дональда Трампа потратила более 40 миллионов долларов на рекламу в Facebook.

Facebook также приложил руку к изменению местной политики, позволяя разнородным группам пользователей собираться, проводить кампании и планировать действия.

Также считали, что Facebook и Twitter играли решающую роль во время “арабской весны”, помогая координировать протесты и распространять новости о происходящем.

Но использование Facebook в политических целях критикуют за отдельные последствия, в частности, влияние на права человека. В 2018 году Facebook согласился с отчетом ООН, в котором говорилось, что он не смог предотвратить использование платформы для “разжигания насилия” против мусульман рохинджа в Мьянме.

4. Facebook положил начало доминированию Meta

Благодаря огромному успеху Facebook Марк Цукерберг создал технологическую империю, остающуюся беспрецедентной с точки зрения количества пользователей и ее мощности.

Под эгиду компании Facebook, сменившей название на Meta в 2022 году, попали перспективные компании, включая WhatsApp, Instagram и Oculus.

Сейчас Meta говорит, что, по крайней мере, одним из ее продуктов ежедневно пользуются более трех миллиардов человек.

А когда компании не удавалось купить своих соперников, Meta часто обвинялась в том, что она копирует их, чтобы сохранить свое доминирование.

Функция временных историй в Facebook и Instagram похожа на ключевую функцию Snapchat; Instagram Reels – это ответ компании на вызов TikTok; а Threads – попытка Meta имитировать X, еще известен как Twitter.

В 2022 году Meta была вынуждена с убытком продать GIF-мейкер Giphy – после того, как регуляторы Великобритании заблокировали право собственности на этот сервис из-за опасений чрезмерного доминирования на рынке.

Следующие 20 лет?

Рост и доминирование Facebook является свидетельством способности Марка Цукерберга поддерживать актуальность. Но сохранить статус популярнейшей соцсети будет огромным вызовом в течение следующих 20 лет.

Сейчас Meta активно пытается построить свой бизнес вокруг идеи Metaverse – и в этом направлении, как выглядит, опережает таких конкурентов, как Apple.

Приоритетом для Meta есть искусственный интеллект.

Поэтому по мере того, как компания удаляется от своих корней в Facebook, будет интересно посмотреть, какое будущее ждет вездесущее маленькое голубое приложение.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2024-02-04