Гройсманом vs Зеленский: чем закончится эпопея с реконструкцией аэропорта “Винница”?

Реконструкция аэропорта “Винница”, которую планировали завершить за год превратилась в долгострой между интересами Киева и местной власти. 

Начать обновление стратегического аэродрома, который регулярно использует авиация НАТО, пытались еще при премьере Владимире Гройсмане, а завершить – до конца президентской каденции обещал Владимир Зеленский.

Аэропорт возле Винницы построили в 1985 году. В советское время отсюда осуществляли прямые рейсы в Москву, Киев, Минск, Ригу, Донецк, Луганск, Черновцы, Запорожье и другие города. Обслуживали 350-400 тысяч пассажиров в течение года.

За годы независимости аэропорт переживал не лучшие времена. В 2013 году аэропорт из государственной собственности передали в коммунальную под опеку Винницкого городского совета. Начали открывать новые авиарейсы.

До войны в Донбассе действовало прямое сообщение с Россией, также самолеты из Винницы отправлялись в Польшу, Израиль, Турцию и Египет. Через воздушные ворота в Украину прибывала и часть паломников-хасидов.

Однако развитию аэропорта мешала устаревшая взлетно-посадочная полоса, которая позволяла выполнять только до 14 приземлений в неделю самолетов класса Boeing 737-800 и Airbus-320. Также аэродромное оборудование уже не соответствовало по характеристикам современным требованиям международных авиакомпаний.

О реконструкции аэропорта возле Винницы начали говорить еще в 2017 году. Из госбюджета выделили 200 млн., но использовать средства не смогли. Официально здание аэропорта принадлежало городской власти, а земля – ​​военным, которые использовали аэродром для армейской транспортной авиации.

Чтобы решить проблему с тогдашним министром обороны Степаномом Полтораком подписали меморандум о совместном использовании объекта для гражданских и военных нужд. Договорились возобновить взлетно-посадочную полосу.

Подарок от Гройсмана

На реконструкцию предусматривали 262 млн гривен в рамках Государственной целевой программы развития аэропортов на период до 2023 года.

Но в конце декабря 2018 года правительство Владимира Гройсмана внесло изменения и увеличило финансирование для Винницы почти вчетверо – до 1,013 млрд. гривен. А уже через месяц министерство инфраструктуры Украины презентовало проект по реконструкции аэропорта ориентировочной стоимостью около 2,2 млрд. гривен.

Первую очередь по обновлению взлетной полосы планировали начать весной и завершить до конца 2019 года. Но победа Владимира Зеленского на президентских выборах и смена власти помешали планам.

Новое правительство Алексея Гончарука не спешило перечислять деньги для начала работ.

После того, как премьер-министром стал Денис Шмыгаль, средства вообще сняли из бюджета, а аэропорт “Винница” планировали исключить из целевой программы, о чем заявлял мэр Сергей Моргунов, представляющий команду Гройсмана.

Однако в министерстве инфраструктуры прислушались к аргументам из региона и оставили объект в госпрограмме, но без определенных сроков начала финансирования.

Обещание Зеленского

В сентябре 2020 года Винницу впервые как президент посетил Владимир Зеленский.

Во время брифинга ему пришлось отвечать на вопрос, почему правительство “Слуг народа” противодействует реконструкции аэропорта в Виннице. Формулировка главу государства смутила и заставила дать громкое обещание.

“Вопрос справедливый, своевременный, но немного некорректный. Что касается “правительства Слуг Народа” или любого названия, я вам просто хочу сказать, что вы увидите при моей каденции строительство аэропорта Винницы. А вот почему люди, которые выросли у вас, которые стали большими политиками, которые из Винницы, и почему они до этого момента не строили аэропорт, вот в чем, мне кажется, некорректность этого вопроса. Поэтому надо им ставить этот вопрос”, – сказал Зеленский.

“Мы же не играем в риторику или в лексику, мы стоим и друг другу говорим: “Почему нет аэропорта? “Корень в этом вопросе прост: аэропорта у вас нет, качественного и современного. И дальше все остальное неважно”, – добавил он.

Президент также вспомнил о коронакризис и пообещал, что программа по обновлению аэропортов в Украине заработает через год.

Впоследствии в министерстве инфраструктуры согласовали выделение Виннице 604, 27 млн. гривен, что является лишь третью от потребности. Средства должны поступить до конца 2021 года. Для этого планировали перечислить поступления от выдачи лицензий игорному бизнесу в Украине.

В октябре 2020 году на местных выборах партия Владимира Гройсмана уверенно победила и получила контроль над винницким городским и областным советами.

На низком старте

“В сентябре на счета областного казначейства перечислили 135 млн. гривен. Мы сделали заявку именно на такую ​​сумму, так как финансирование поступило в конце строительного сезона и мы успеем выполнить только начальные работы: демонтаж бетонных плит, фрезерование, обработку швов, прокладку коммуникаций и прочего. Будем делать все, чтобы в следующем году зашла техника и начала полноценно работать”, – рассказывает директор аэропорта “Винница” Владимир Ниценко.

Фактически работы планируют начать в октябре. Генподрядчиком проекта еще с 2019 года определена мариупольская компания “Дорожное строительство “Альтком”, входящее в одноименную финансово-промышленную группу.

В то же время выделение средств на ремонт аэровокзала из госбюджета не предусмотрено. Здание находится в коммунальной собственности, поэтому обновление выполнять должны силами городского совета. Для этого Винница вынуждена брать кредит.

“Что касается аэровокзала, мы работали над тем, чтобы по принципу государственно-частного партнерства найти партнера, который построит нам сделает реконструкцию аэровокзала. К сожалению, COVID внес свои коррективы. Поэтому мы предполагаем для первой очереди реконструкции аэровокзала 300 млн грн кредита. На этот год берем первые 30 млн грн”, – отметил городской голова Сергей Моргунов.

Первую очередь реконструкции аэродрома и аэровокзала планируют осуществлять одновременно, добавляет директор аэропорта “Винница” Владимир Ниценко.

Сегодня аэропорт является действующим предприятием, но официально закрыт на реконструкцию с 2019 г. и не принимает гражданских рейсов. Зато территорию используют, как площадку для различных мероприятий.

В сентябре проводили аграрную выставку, а в октябре состоится Винницкий джазовый фестиваль.

Аерохаб центрального региона или кусок к рейтингу

Аэродром возле Винницы – это единственный функционирующий международный аэропорт в радиусе 150 километров. Благодаря такому расположению в зону обслуживания входят 10 областей и северные районы Молдовы.

Аэродром также регулярно используют для военных учений, в частности, с участием авиации сил НАТО. Под Винницей приземляются американские конвертопланы и транспортные самолеты армии США.

Реконструкция, которую при благоприятных условиях планируется завершить до 2023 года, позволит принимать самые распространенные модели самолетов, которыми пользуются авиакомпании, и увеличить пассажиропоток. Обновление даст толчок для экономического, туристического и имиджевого развития как города, так и региона.

Этот потенциал, кажется, понимают как на местах, так и в столице.

Один из главных вопросов сейчас в том, кому достанутся лавры реформаторов-строительных? Команде Владимира Гройсмана, которая инициировала осовременивание стратегического объекта в начале, активно использовала эту тему во время последних местных выборов и даже областной съезд партии провели на территории аэропорта?

Или “слугам народа”, которые за то, чтобы новый аэропорт ассоциировали исключительно с программой президента Зеленского “Большая стройка”?

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2021-10-02