IT-специалистам хотят изменить правила работы в Украине

“IT-рынок в Украине развивается довольно быстро и лучшее, что может сделать государство, – это не пытаться влезть и все испортить”, – говорит киевский программист о возможности того, что вскоре вся система работы ИТ-специалистов в стране может измениться. 

Уже много лет он зарегистрирован как ФЛП, и считает, что именно эта система позволила ИТ-бизнесу выйти из тени: “Раньше почти вся IT-сфера была в тени, и лишь с появлением возможности работать как ФЛП начала выходить оттуда. С повышением налогов процесс может пойти в обратном направлении, обратно в начало 2000-х “.

Среди ИТ-шников есть и другое отношение к тому как работает система сейчас.

“Неприятно чувствовать, что я недоплачиваю налоги, что я не полностью выполняю свой гражданский долг. Кроме того, регулярно задумываюсь, что на самом деле я не сотрудник, и формально я в своей конторе не работаю”, – рассуждает киевский разработчик Андрей, так же оформлен как ЧП и работает в Luxoft.

Однако, добавляет он, и на общей системе налогообложения в ее нынешнем виде не хотел бы работать: “Если налог на доход физического лица составляет 18%, налог на фонд заработной платы 22%, то снижение моего благосостояния почти вдвое меня не устраивает”.

В начале лета прошлого года министерство цифровой трансформации запустило сайт для проектв Дiя Сити, который за год успели назвать и виртуальной свободной экономической зоной, и оффшором для ИТ-компаний, а также “государством в государстве”.

За это время идея Дiя Сити оформилась не в один, а даже в несколько законопроектов, которые парламент может рассмотреть уже в скором времени. А в конце января в министерстве заявили об информационной атаке на проект – якобы из-за ряда критических материалов о Дiя Сити в СМИ.

Зачем нужны эти законопроекты, изменения не предполагают, того что думают о них бизнес и сами IT-шники?

В чем проблема?

ИТ-бизнес в Украине – пример того, как спрос рынка на цифровые технологии и возможность платить меньше налогов способствовали тому, что отрасль буквально “выстрелила”.

На конец 2019 сектор ИТ формировал около 4% ВВП страны, а экспорт услуг отрасли превысил 4 млрд долларов, что вывело ее в лидеры вместе с АПК и металлургией.

При этом большинство работников отрасли зарегистрированы как ФЛП на упрощенной систем налогообложения, а это значит, что максимальная ставка налога для них – 5%.

Это очень существенное конкурентное преимущество, если сравнить это с тем, что платят работники и работодатели на общей системе налогообложения. Именно поэтому получается, что программисты, зарплаты которых на порядок выше чем зарплаты учителей или врачей, платят на порядок меньше налогов.

Собственно, в ИТ-бизнесе и не скрывают этого, ведь не нарушают закон, и только предупреждают, что в случае, если правила игры изменятся, мало что сможет удержать образованных, мобильных и востребованных специалистов от того, чтобы не искать работу и лучшие условия за пределами Украины.

Впрочем, похоже, что “чемоданные” настроения уже не столь сильны среди украинских IT-шников, как несколько лет назад.

“Кто хотел уехать – уже уехали. Есть много, кто хочет, но за границу не берут абы кого, – говорит киевский программист Алексей. – В Европе жизнь не дешевая, а компенсация не так велика. Ее можно даже сравнить с тем, что есть в Украине. в США не так просто выехать даже тогда, когда тебя там ждут (необходима рабочая виза, и в последние годы это лоторея)”.

“Сразу бы точно не поехал. Но стал бы задумываться. Как минимум, начал бы изучать предложения и готовиться к собеседованиям”, – говорит разработчик Андрей, а также не исключает, что задумался о смене профессии.

В то же время он отмечает: “Однозначно, увеличение налогов ухудшило бы экономические стимулы для отрасли, уменьшило бы доходность для бизнеса, повлекло отток кадров, ухудшило бы рынок вообще”.

Андрей также рассказывает, что “есть коллеги, которые четко просчитывают соотношение зарплаты и стоимости жизни, и если бы оно оказалось в пользу эмиграции, были бы готовы уехать”.

Но вместе с тем, по его словам, многих из его коллег держат в Украине “эмоциональные аргументы – привязанность к родителям, друзьям, родным местам, своей культуре, и они не уехали бы ни при каких обстоятельствах”.

На этом фоне Дiя Сити можно считать попыткой власти не только сохранить упрощенные условия ведения бизнеса для ИТ-отрасли, но и простимулировать его. И в то же время упорядочить отношения с теми, кто работает в этой области, и определить границы ее “особенности” среди других отраслей экономики.

“Необходимо не ограничиваться лишь предоставлением льгот инновационному бизнесу и инвесторам в технологии, а также создать более гибкое правовое регулирование для привлечения капитала, охраны прав интеллектуальной собственности, удаленной и попроектной работы, привлечения иностранных талантов, заключение договоров онлайн, а также обеспечить свободу договора и безопасность ведения инновационного предпринимательства”,  – считают инициаторы изменений.

Количественным показателем того, что все это работает, должен стать рост доли IT в украинской экономике до 10% за 5 лет.

Как же предлагают изменить отрасль

Министр цифровой трансформации Михаил Федоров называет  Дiя Сити “Одной из лучших налоговых и правовых зон в мире, которую мы создаем для цифровой индустрии”. 

Авторы “магистрального” законопроекта – О стимулировании развития цифровой экономики в Украине – предлагают ряд кардинальных нововведений.

В частности, речь идет о том, чтобы ИТ-компании становились “резидентами” Дiя Сити, и тогда они смогут заключать “гиг-контракты” с “гиг-работниками”, которые будут выполнять “гиг-задачи”, или отдельные проекты.

Авторы новаций надеются, что сделать выбор в пользу Дiя Сити будет побуждать и норма о применении элементов английского права – для защиты инвестиций, а проще – чтобы избежать “маски-шоу”.

Если кто-то из государственных органов захочет проконтролировать резидентов Дiя Сити, то они должны согласовать это с руководителем или заместителем руководителя соответствующего центрального органа исполнительной власти. А уголовно-процессуальные действия в отношении резидентов соглашаются с “прокурором не ниже уровня прокурора области”.

Показательно, что гиг-контракты могут содержать обязательства работников о неразглашении, непереманювання, неконкуренции, о чем, конечно, нельзя договориться с ФЛП. По крайней мере формально.

Присоединение к Дiя Сити является добровольным, поэтому компании могут просто оставить все, как есть, – то есть и в дальнейшем работать по системе ФЛП. Однако тогда они не получат определенных преимуществ, – и это касаются не только проверок.

В отличие от ФЛП-работников, гиг-работники смогут получить «бонусы», присущие наемным работникам, – больничные, оплачиваемые командировки, обычные и декретные отпуска. Все это можно прописать в гиг-контрактах, хотя в действительности они не являются классическими трудовыми договорами.

Государство также гарантирует, что законодательное регулирование для тех, кто станет резидентом Дии, а не ухудшится – по крайней мере 15 лет.

В проекте закона есть перечень видов деятельности, которые дают право компании присоединиться к Дiя Сити. Размер средней месячного вознаграждения в такой компании не должен быть меньше 1400 долларов, а количество работников – не менее 9.

Определять, компания может присоединиться к спецрежима, может при определенных обстоятельствах и правительство. Решать, пускать или не пускать кого-то в Дiя Сити, будет Минцифры, как орган, ответственный за государственную политику в этой сфере.

Не все так сказочно

Впрочем, каждый из предложенных в проектов закона новаций подвергся суровой критике – в частности, и от тех, кто работает в области ИТ.

А ключевой вопрос – каким же будет налоговая нагрузка на ИТ-отрасль – пока остается без ответа.

Авторы законопроекта декларируют, что налоговая нагрузка по гиг-контрактам составит 5% НДФЛ, ЕСВ в 22% с минимальной заработной платы и 1,5% военного сбора. Кроме того, планируется введение налога на выведенный капитал для компаний в размере 9%.

“Но все эти изменения пока не подкреплены отдельным документом – ведь налоговой части законопроекта о Дiя Сити, который до сих пор не был зарегистрирован в Верховной Раде”, – замечает Ольга Куничак, менеджер ИТ комитета Европейской Бизнес Ассоциации.

С другой стороны, говорит она, налоговые условия для тех, кто присоединятся к Дiя Сити, будут отличаться от тех, что будут другие компании даже в той же отрасли, а это нарушает один из главных принципов налогового законодательства – равенства всех плательщиков перед законом.

“Создание такого специального режима, как Действие Сити не противоречит равным правилам игры, ведь отдельные преимущества, которые декларируются законопроектом №4303 доступны только его резидентам, а не всей индустрии в целом”, – говорит Ольга Куничак.

Константин Васюк, исполнительный директор Ассоциации IT Ukraine, которая является крупнейшим объединением компаний-разработчиков ПО в Украине, вообще предполагает, что в проекте есть риски увеличения налоговой нагрузки на отрасль, – “как это произошло, например, в январе 2021 в Беларуси , когда налоговая ставка для компаний-резидентов аналога Дiя Сити  – Парка высоких технологий (ПВТ) – резко увеличилось с 9 до 13% “.

Еще один блок претензий касается того, что проект закона о Дiя Сити фактически дает Минцифре права регулятора рынка. А там, где есть новые регуляции, есть и возможности для коррупции и определение кто свой, а кто чужой в ручном режиме.

“Реализация проекта  Дiя Сити означает, что в IT заходит регулятор – орган, который будет контролировать IT-индустрию. Как именно? Будет решать, кто может, а кто не может быть резидентом, какими будут членские взносы и куда они будут направляться”, – говорит Константин Васюк.

Исполнительный директор IT Ukraine также обращает внимание, что некоторые мобильные операторы уже выразили желание присоединиться к Дiя Сити, а следовательно, “этим экспериментом, который анонсирован как специальный правовой режим для ИТ-компаний уже хочет воспользоваться и большой телеком-бизнес”.

А в ЕБА уже даже предусматривают новую схему оптимизации налоговой нагрузки, – мол, для этого достаточно выделить ИТ-подразделение некой компании в отдельное юридическое лицо, 90% деятельности которой соответствовало бы требованиям о присоединении к Дiя Сити.

“Таким образом, угроза злоупотребления специальными условиями, особенно учитывая предусмотренные действующим текстом законопроекта неограниченные полномочия регулятора (то есть коррупционные риски), имеет все шансы стать очень острой проблемой в будущем”, – предостерегает Ольга Куничак.

Что дальше?

“В случае введения дополнительной регуляции и запрета работы с ФОТ-контракторами в рамках спецрежима, мы прогнозируем замедление темпов роста IT-отрасли, а с ним и уменьшение объемов уплаченных налогов в долгосрочной перспективе”, – говорит исполнительный директор IT Ukraine Константин Васюк.

Там предлагают депутатам совместно с представителями отрасли ИТ разработать другой законопроект, который учел бы реальные потребности индустрии.

О том, чтобы разработать еще один депутатский законопроект, говорят и в Ассоциации – “чтобы нивелировать все существующие риски”.

Однако в Минцифры утверждают, что и так активно согласовывают свои предложения с представителями IT-бизнеса.

“Дiя Сити создается в тесном диалоге с IT-комьюнити”, – написал в Facebook Александр Борняков, заместитель министра цифровой трансформации.

А сопротивление инициативе он объясняет тем, что “Действие Сity наступает на сторонников старых” порядков “.

Главный и альтернативные проекты по Дiя Сити уже включены в повестку дня. Их рассмотрение, как ожидают в Минцифры, должно состояться в феврале, а полноценный запуск проекта – уже в первом полугодии 2021 года.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2021-02-11