Из Запорожья через Иран хотели вывезти авиадвигатели. При чем здесь Россия и зачем они Москве

Ан-74 является близкомагистральным транспортным самолетом, созданным для эксплуатации в районах Арктики и Антарктиды. Он может перевозить грузы в любых климатических условиях от –60 до +45 градусов и на любых широтах. Для России он критически важен для работы в полярных условиях. 

На этой неделе украинские спецслужбы сообщили, что раскрыли схему вывоза в Иран двигателей для военно-транспортных самолетов Ан-74. Но интригой в этой истории есть конечный получатель этих запчастей. По данным источников BBC, украинские следователи предполагают, что Иран – это только страна-посредник, а настоящим покупателем может быть Россия.

В Службе безопасности Украины сообщили, что продавцами оказались два украинских бизнесмена, которые прятали авиапродукцию в своем ангаре в Днепре.

По данным BBC, эта история началась в 2011 году, когда в Украине ликвидировали “Львовские авиалинии”. Тогда в фонд госимущества должны были передать все имущество этой авиакомпании. Но, как оказалось, от государства несколько скрыли.

Тогда часть авиаоборудования украли и развезли по другим регионам для дальнейшей продажи.

Так два турбореактивных авиадвигателя Д-36 оказались в руках двух предпринимателей в Днепре, занимающихся грузовыми перевозками в страны Азии и Африки.

Следует отметить, что авиационные запчасти в Украине подлежат экспортному контролю, а потому так просто продать не удастся.

Потому их планировали замаскировать, подделать документы и вывезти под видом комплектующих для магистральных газопроводов. За это иностранные покупатели обещали украинцам по 400 тысяч долларов за каждый двигатель.

Хотя даже поставки технологической газовой продукции в Иран из Днепра, как это декларировалось, могут удивить. Ведь Иран давно поставляет России дроны-камикадзе, которыми россияне чуть ли не ежедневно уничтожают украинские города и села, в том числе и то же Днепр.

Источники в следствии говорят, что это может быть контрабандная схема переправки товаров военного назначения из Украины в Россию через третьи страны. По всей вероятности, их покупали для военно-транспортных самолетов российской армии.

Д-36 – это турбореактивный двухконтурный авиационный двигатель, серийное производство которого запустил запорожский завод Мотор Сич еще в 1977 году для самолетов Антонова.

В октябре 2022 года СБУ задержала президента этой корпорации Вячеслава Богуслаева. Его подозревают в том, что “Мотор Сич” незаконно поставлял России авиадвигатели и запчасти к ним.

Те же использовали их для производства и ремонта российских ударных вертолетов, активно участвовавших в полномасштабном вторжении в Украину.

Следователи сообщили, что украинские двигатели обнаружили в сбитых российских вертолетах. Санкции обходили и покупали необходимое оборудование через посредников в третьих странах.

Поэтому выглядит так, что Россия продолжает искать пути поставок из Украины критически важных запчастей для своей военной техники.

Анализ 

Ан-74 – полярная модификация транспортного самолета Ан-72, очень удачного легкого транспортника, разработанного КБ Антонова еще в 1970-х годах.

За счет необычного расположения двигателей над верхней плоскостью крыла этот самолет может выполнять полеты из небольших взлетно-посадочных полос низкого качества.

В полярных условиях Ан-74 иногда просто нечем заменить – если в 2019 году организаторы российского арктического лагеря “Барнео” не смогли зафрахтовать украинский Ан-74, экспедицию просто отменили, потому что другой самолет не смог бы приземлиться на полосу на льдине.

Высокие летные качества этого транспортника сделали его очень популярным самолетом – несмотря на солидный возраст Ан-72 и 74 продолжают летать во многих странах. Больше всего таких самолетов в России и Иране. Их используют как военные, так и гражданские эксплуатанты.

Обе страны попали под международные санкции, отразившиеся, в частности, и на состоянии их авиационного парка.

Россия, которая в последние годы пыталась разработать легкий транспортный самолет Ил-112В для своих ВВС, так и не получила его из-за сложностей с разработкой, а также из-за крушения прототипа в 2021 году.

Российская авиация имеет все больше проблем в условиях санкций, но с учетом того, что Ан-74 самолет с уникальными характеристиками, который сложно заменить в условиях крайнего севера, то не удивительно, что россияне прилагают все усилия, чтобы поддерживать в летном состоянии стареющий парк этих машин.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-05-04