Как национализация “Мотор Сичи” повлияет на отношения с КНР

На фоне заявлений о возможной национализации стратегического для Украины предприятия ОАО “Мотор Сич”, которые недавно озвучили народный депутат Давид Арахамия и председатель партии “Слуга народа” Александр Корниенко, Министерство иностранных дел КНР призвало Украину “защитить интересы инвесторов”. Заместитель директора Департамента информации МИД Китая Чжао Лицзянь подчеркнул необходимость “защищать законные права и интересы китайских компаний и инвесторов в соответствии с законом и надлежащим образом решать соответствующие вопросы”. 

Почему запорожское предприятие оказалось в эпицентре конфликта интересов между Украиной и китайскими инвесторами?

История предприятия “Мотор Сич”

“Мотор Сич” – одна из ведущих в мире корпораций по разработке, производству, ремонту и сервисному обслуживанию авиационных газотурбинных двигателей для самолетов и вертолетов, а также промышленных газотурбинных установок. Продукция предприятия эксплуатируется более чем в 120 странах мира.

Предприятие было основано на базе машиностроительного завода Хацкеля Мознаима и его брата Рафаила в 1907 году. До декабря 1915 года здесь производили сельскохозяйственные механизмы и инструменты, занимались механической обработкой, изготовлением изделий из чугуна и меди.

В декабре 1915 года акционерное общество “Дюфлон, Константинович и К °” ( “ДЕКА”) выкупило завод и изменило профиль его производственной деятельности. Завод начал осваивать производство авиационных двигателей. В ноябре 1916 года на заводе изготовили первый 6-цилиндровый мотор водяного охлаждения «Дека М-100″ для четырехмоторного бомбардировщика “Илья Муромец”.

После октябрьской революции в 1918 году предприятие было национализировано. Его полностью переориентировали на производство поршневых двигателей для самолетов, сначала как подразделение завода “Большевик” (в который переименовали завод «Дека»), а затем государственного союзного завода № 29.

С 1953 года предприятие начало специализироваться на изготовлении газотурбинных двигателей – первыми выпустили реактивные двигатели РД-45, РД-500. Представителями нового поколения стали турбовинтовые двигатели АИ-20 (1957 г..) И АИ-24 (1962 г..) Конструкции А. Г. Ивченко, различные модификации которых эксплуатируются до сих пор.

В 1970 году в городе Снежное Донецкой области создали первый филиал завода. В 1974 году он стал Снежнянский машиностроительным заводом. СМЗ специализировался на производстве лопаток газотурбинных двигателей, а также на выпуске других деталей для авиационных двигателей, горно-шахтного оборудования и товаров народного потребления.

В 1971 году в городе Волочиск Хмельницкой области был создан Волочиский машиностроительный завод.

На ВМЗ организовали цех по изготовлению передвижных автоматизированных электростанций, ремонта двигателей АИ-20 и его модификаций. Также на предприятии выпускали (выпускают) автозапчасти и товары сельскохозяйственного назначения.

Сейчас это группа компаний, в состав которой входят моторостроительный завод “Мотор Сич” и его обособленные подразделения Запорожский машиностроительный завод имени В. И. Омельченко, Волочисский машиностроительный завод в Хмельницкой области и Лубенский станкостроительный завод в Полтавской области и др.

Кроме того, в 1984 году в составе “Мотор Сичи” была создана авиакомпания, оснащена пассажирскими и транспортными самолетами и вертолетами.

Снежнянский машиностроительный завод с 2014 года оказался на временно неподконтрольной территории Украины. В декабре 2017 года на предприятии “Мотор Сич” сообщили о потере контроля над активами завода в Снежном.

На сегодняшний день “Мотор Сич” остается одним из 92 частных предприятий оборонного сектора Украины. На предприятии занимаются изготовлением авиационных двигателей, ремонтом и модернизацией вертолетов, изготовлением главных вертолетных редукторов, созданием промышленных установок, станков и товаров народного потребления.

Владельцы предприятия и сотрудничество с китайцами

В 1994-95 годах государственный моторостроительный завод ( “Моторостроитель”) приватизировали, он стал открытым акционерным обществом и получил название “Мотор Сич”. В ходе приватизации большую часть акций была распределена между всеми работниками завода.

Председателем правления ПАО стал генеральный директор Вячеслав Богуслаев, возглавлявший предприятие с 1988 года. В 2006 году, когда Богуслаев был избран как депутат Верховной Рады (от “Партии регионов”), он становится почетным президентом “Мотор Сич” и остается председательствовать в совете директоров. Уставный капитал общества по состоянию на 2017 год составлял 280,5 млн. грн и был разделен на 2 077 990 простых именных акций номинальной стоимостью 135 грн каждая.

В мае 2017 года министр экономического развития и торговли Украины Степан Кубов заявил о создании совместного предприятия “Мотор Сич” и компании Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co Ltd в китайском Чунцине, которое будет производить авиационные двигатели и газотурбинных установки. Skyrizon планировала инвестировать в модернизацию производственных и проектных мощностей запорожского предприятия 250 млн долларов.

В июле 2017 года Генпрокуратура провела обыски на “Мотор Сичи” в деле о выводе большей части акций в офшорные компании и незаконную ее передачу. В ответ на это компания заявила о том, что не входит в состав государственного концерна “Укроборонпром”, поэтому не должна согласовывать с государственными структурами отчуждение акций.

В сентябре 2017 стало известно, что СБУ в отношении “Мотор Сичи” расследует дело по признакам уголовного преступления, предусмотренного ч.1 ст.14, ст.113 Уголовного кодекса Украины (диверсия). По ходатайству правоохранительных органов следственным судьей Шевченковского районного суда города Киева был наложен арест на акции предприятия.

В дальнейшем Шевченковский районный суд города неоднократно отказывал стороне защиты в удовлетворении просьбы о снятии ареста с акций компании.

Всего было продано 851 994 акции предприятия, которые косвенно принадлежат китайскому бизнесмену Ван Цзину и его компаниям. После продажи акций китайским инвесторам, по словам Богуслаева, акционерами предприятия являются китайцы, американцы – 5%, англичане – 4%, а также 9000 сотрудников завода. Факт продажи своих 15% акций он подтвердил в апреле 2018 года.

Согласно деклараций за последние годы Богуслаеву в 2016 году – принадлежало 21 598 акций, 2017 году – 63 855 акций, в 2018 и 2019 годах он оставался владельцем 66 430 акций завода.

В начале августа 2020 года китайские инвесторы из Skyrizon обнародовали официальную информацию о сотрудничестве с группой Development Construction Holding (DCH) Александра Ярославского по ПАО “Мотор Сич” на сайте Шанхайской бирже. Из него стало известно, что группа DCH, которая принадлежит украинскому бизнесмену, получит от китайских инвесторов более 25% акций запорожского предприятия.

10 августа в группе компаний DCH обнародовали юридическую позицию, в которой заявили, что Антимонопольный комитет не имеет законных оснований отказывать в разрешении на концентрацию акций “Мотор Сичи” ни китайским инвесторам, ни DCH. 4 сентября 2020 китайские инвесторы из компании Skyrizon направили украинскому правительству сообщение о намерении начать международный арбитраж против Украины на сумму 3,5 млрд. долларов, а уже в феврале 2021 увеличили ее до $ 3,6 млрд.

Санкции и собрание акционеров

В августе 2020 года президент Владимир Зеленский поручил премьеру, Службе безопасности Украины и Совету нацбезопасности и обороны защитить стратегические предприятия, отдельно упомянув о запорожском завод “Мотор Сич”.

В декабре 2020 года в сети интернет появилась информация о созыве определенными юридическими лицами на 31 января 2021 внеочередного общего собрания Общества. 15 января 2021 почетный президент предприятия Вячеслав Богуслаев отреагировал на эту информацию, он обратился к акционерам и сотрудников “Мотор Сич”. По его словам, процедура нарушена, ведь акционеры не получили официальных сообщений о проведении собрания. По его мнению, цель собрания – устранение действующего совета директоров от руководства финансово-хозяйственной деятельностью.

19 января 2021 представители Skyrizon объявили о собрании акционеров предприятия на альтернативном сайте и сообщили, что в дальнейшем будут его использовать  для публикации позиции китайских инвесторов.

29 января 2021 Украина ввела санкции против гражданина КНР Вана Цзина и его компаний, которые выступают инвесторами авиационного завода. Соответствующий указ о выполнении решения Совета национальной безопасности и обороны Украины от 28 января 2021 опубликован на сайте Офиса президента. Ранее, 14 января Министерство торговли США добавило китайскую авиационную компанию Skyrizon к санкционному перечню конечных потребителей товаров военного назначения.

В тот же день 29 января 2021 в Запорожье прошли акции инициированные украинскими партнерами китайских акционеров у областных управлений Службы безопасности Украины, полиции и прокуратуры с требованием урегулировать ситуацию на предприятии “Мотор Сич”. Участники акции, среди них работники предприятия, требовали отстранить нынешнее руководство и провести общее собрание акционеров.

Стратегический «Мотор Сич»: государственные интересы и китайские инвесторы

31 января 2021 в Запорожье по адресу Южное Шоссе, 8 должно было состояться собрание акционеров АО “Мотор Сичи”, инициированное инвесторами предприятия. В 8:00 возле места, где планировались сборы начался митинг с целью недопущения смены собственника и препятствование проведения собрания акционеров.

Впоследствии туда прибыла группа народных депутатов от фракции “Слуга народа”, среди которых Геннадий Касай, Артем Кунаев, Максим Пашковский, Арсений Пушкаренко, Евгений Шевченко и Юлия Яцык. По их словам, они отреагировали на обращение трудового коллектива предприятия и приехали осуществить парламентский контроль за выполнением решения СНБО относительно санкций наложенных на китайских инвесторов.

Пресекли попытку провести собрание сотрудники СБУ, которые прибыли в Южное Шоссе, 8 пресс-служба ведомства сообщила, что по месту проведения собрания акционеров проводятся санкционированные судом следственно-оперативные действия.

“Правоохранители фиксируют возможные противоправные действия представителями компаний DCH и Skyrizon Aircraft Holdings Limited, связанные с установлением контроля над акционерным обществом” Мотор Сич”, – уточнили в спецслужбе.

Обыски продолжались до часу ночи следующего дня. Впоследствии стало известно, что оперативники службы безопасности не нашли в помещении никого кроме владельца помещения и охранника. Работника службы охраны, задержанного сотрудниками СБУ, уволили.

Президент, СНБО и планы по национализации ПАО “Мотор Сич”

1 февраля 2021 Владимир Зеленский заявил, что не позволит Китаю или любой другой стране приобрести контрольный пакет акций предприятия “Мотор Сич”. Об этом он сказал в эксклюзивном интервью Axios на HBO.

3 марта текущего года председатель фракции “Слуга народа” Давид Арахамия заявил, что в Верховную Раду депутатами будет подан законопроект о национализации частного акционерного общества “Мотор Сич”. Комментируя это заявление, почетный президент “Мотор Сич” Вячеслав Богуслаев заявил, что он против национализации предприятия и считает, что с китайскими инвесторами надо договариваться.

“Какая национализация, вы что? Надо договариваться с китайцами. Разрешить им (владеть) 35% акций, остальные нужно, чтобы они продали государству. Цивилизованно. Послу надо объяснить, что не позволяет наше государство владеть предприятием иностранному гражданину, ну не позволяет”, – сказал Вячеслав Богуслаев.

11 марта секретарь Совета по национальной безопасности и обороне Алексей Данилов заявил, что Украина планирует вернуть в собственность государства предприятие в ближайшее время. Правда Данилов отметил, что в решении СНБО речь не идет о национализации.

“Слово национализация никоим образом не было применено ни на заседании СНБО, ни в решении, которое принимала СНБО, ни на брифинге, на котором я выступал. Были совсем другие слова. Мы сегодня находимся в информационной войне с РФ, которая имеет непосредственное отношение с китайцами к попытке захвата “Мотор Сич”. Поэтому мы имеем такую ​​негативную информацию о национализации. Речь шла о том, что предприятие “Мотор Сич” в ближайшее время будет возвращено в собственность украинского народа законно согласно действующему украинскому законодательству”, – сказал Данилов в эфире программы “Свобода слова” на канале “Украина”.

Национализация – принудительное отчуждение объектов частной собственности, осуществляемое с материальным возмещением или на безвозмездной основе. Параллельный термин – “обобществления”. Эти термины указывают, что имущество, которое изымается у физических или юридических лиц, переходит в собственность нации или обществ-ва. (Институт истории Украины)
Законопроект о возврате в собственность Украины предприятия “Мотор Сичи” может быть представлен в течение двух-трех недель.

Об этом 12 марта рассказал председатель партии “Слуга народа” Александр Корниенко: “Да, есть задача для Верховной Рады, рассматриваем там такие задачи, которые по “Мотор Сич” появился или это не секрет, предварительно был разговор. Конкретных законопроектов еще нет. Говорить о том, в каком формате это будет, пока невозможно, но мы можем точно говорить, что то, что СНБО обратило внимание на этот вопрос своим решением, это точно вопрос национальной безопасности, который будет в ближайшее время урегулирован”.

Между тем китайские инвесторы компании ПАО “Мотор Сич”, на фоне заявления о подготовке законопроекту о национализации предприятия, сообщили, что готовят новые иски. Инвесторы напомнили, что постановлением Кабинета министров № 83 от 4 апреля 2015 ПАО “Мотор Сич” была исключено из списка “стратегических предприятий” Украина: “Это означает, что любой инвестор мог законным путем, через законные каналы покупать и продавать акции ПАО “Мотор Сич”: “Мы уже подали и готовимся подать еще ряд судебных исков как в Украине и Китае, так и на международном уровне. Мы будем решительно защищать и охранять законные права китайских инвесторов”.

Что говорят эксперты

Как отмечает старший экономист Центра экономической стратегии Дмитрий Горюнов, возможная национализация “Мотор Сич” – это точечный прецедент, связанный с оборонным значением этого предприятия. Оно производит двигатели, которые используются и в военных самолетах и ​​вертолетах. Основным рынком сбыта ранее была Россия, сейчас – собственно, Китай. Все остальные предприятия, которые производят аналогичную продукцию в Украине, являются государственными и не подлежат приватизации.

По мнению эсперта, инвестиционный имидж Украины не должен сильно пострадать, поскольку большинство инвесторов понимают, что это точечный прецедент. Тем более что во многих западных странах в явном виде существует механизм мониторинга иностранных инвестиций, который предусматривает, что соответствующий уполномоченный орган может не позволить покупку стратегического предприятия иностранцами, если это может нести угрозу национальной безопасности.

Отношения с Китаем, конечно, это может ухудшить, тем более, что это государственная компания. Но, думаю, они должны понимать, что мы не можем не прислушаться к мнению крупнейшего члена НАТО, партнером которого является Украина. Напомню, что в январе США внесли компанию Skyrizon, китайского инвестора Мотор Сичи, в перечень «военных конечных потребителей».

К тому же, как отметил Дмитрий Горюнов, Китай сам активно применяет механизмы экспроприации (например, земли для дорог), от чего неоднократно страдали иностранные инвесторы.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2021-03-16