Цены на горючее в Украине растут. По информации компаний, снабжающих нефтепродуктами АЗС, за последний месяц (с 14 января по 14 февраля) цены на бензин марки А-92 в нашей стране выросли на 8,3%, а за год – почти на 37%. Соответственно показатели роста стоимости бензина марки А-95 составляют 8% и 34,6%, А-98 – 7,1% и 35,4%, дизельного горючего – 8,7% и 35%. Это огорчает потребителей и заставляет правительство принимать меры.
Государственное регулирование
3 февраля 2022 года Министерство экономики обнародовало новые предельные цены на бензин и дизельное топливо. Конечно, они стали намного выше, чем ранее. Цены на обычный бензин (не премиум-класса) не могут превышать 35,84 гривны за литр, а такого же обычного дизельного топлива — 35,3 гривны за литр.
Напомним, что для защиты потребителей, предотвращения манипуляций цен и обеспечения прозрачного механизма ценообразования в мае 2021 года правительство ввело временные меры по стабилизации цен на бензин А-92, А-95 и дизтопливо, реализуемые через сеть автозаправочных станций.
Тогда согласно принятым решениям бензин марки А-92 и А-95 и дизтопливо были внесены в перечень товаров, имеющих существенную социальную значимость, в отношении которых осуществляется декларирование изменения розничных цен. А также установлен предельный уровень торговой надбавки в размере не более 7 гривен с учетом НДС, начисляемого к средней стоимости литра дизтоплива, и не более 5 гривен с учетом НДС, начисляемого к средней стоимости литра бензинов автомобильных.
Однако стоимости бензинов и дизельного горючего, относящихся к премиум-категориям, государство не регулирует. И потому в этом сегменте рынка, отмечают эксперты, полный беспорядок: цены на такое горючее становятся просто безумными. К примеру, стоимость литра бензина премиум-класса А-98 превышает 40-41 гривну за литр, литр А-95 – 39 гривен.
Виноват доллар и не только
В чем причина такого роста цен на топливо и чего ожидать потребителям в дальнейшем?
«Первая причина, спровоцировавшая нынешнюю ситуацию, – курс американского доллара. В течение последних недель эта валюта подорожала на полторы гривны, что повлекло за собой рост цен на автозаправочных станциях за последний месяц на 2,50—3 гривны за литр. И к сожалению, есть прогноз, что это не последнее подорожание», — считает директор консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн.
С ним согласен эксперт рынка горючего Сергей Дяченко. Помимо этого именно этот фактор аналитик считает главным, ведь почти все бензины и дизельное топливо Украина импортирует.
Однако эксперты уверены, что второй фактор, также существенно влияющий на рост цен на топливо, — уровень военного напряжения со стороны России.
«Это не только влияет на падение курса гривны по отношению к доллару, но и держит в напряжении весь мир, компании, мировых потребителей. Те опасаются, что в Украине может быть горячая военная фаза и это приведет к дефициту топлива на глобальном рынке. А вот когда ситуация выровняется, я уверен, что и курс доллара, и цены на нефть упадут», — считает Сергей Куюн.
Однако повышение цен на горючее – не единственная проблема. Дело в том, что Украина за годы существования так и не смогла найти стабильные источники поставки топлива.
В этом году вопрос еще больше обострился. Украина импортировала ежегодно 50 тысяч тонн дизельного горючего и 20 тысяч тонн бензинов из Литвы. Однако, как известно, 7 февраля Беларусь запретила железнодорожный транзит нефтепродуктов, химических и минеральных удобрений из этой страны.
Поэтому возникает нехватка импорта. Этим может воспользоваться Беларусь, которая возьмет на себя большую долю поставок или Россия. Однако это очень опасно с учетом отношений Украины с этими странами.
«Это опасная ситуация. К примеру, уже сейчас нефтепродуктотрейдеры отмечают, что в марте может возникнуть форс-мажор, когда Беларусь снизит объемы поставок. Повод может быть такой: нехватка нефти, аварии на нефтепроводе, сбои в технологиях и тому подобное», – говорит Сергей Куюн.
Эксперт уверен, что Украина должна увеличить внутреннее производство горючего, по крайней мере, вдвое, а перевалку горючего в портах — втрое. Также, по его мнению, нужно создавать коммерческие и государственные запасы нефтепродуктов для железнодорожных структур и Вооруженных сил страны.
Работа наших заводов и помощь Польши
Андрей Герус, председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг, отмечает, что в Украине работают два основных производителя нефтепродуктов: Кременчугский нефтеперерабатывающий и Долинский газоперерабатывающий заводы.
«На сегодняшний день они не используют 100% своей мощности — уровень производства составляет около 60%. Потому возможности увеличивать собственное производство нефтепродуктов в Украине есть. Нам остается решать, мы должны импортировать дизель и нефть, или наращивать нефтепродукты для дальнейшего производства дома».
Недавно руководители польской компании Orlen заявили, что они будут перевозить нефтепродукты из своего нефтеперерабатывающего завода в Литве в Украину через Польшу.
«Сегодняшняя ситуация за нашей восточной границей показывает, что, принимая деловые решения, следует учитывать безопасность всего региона. Поставка горючего в Украину обеспечена», — отметил президент Orlen Даниэль Обайтек.
Не бойтесь оптимизировать налоги
Можно ли как-то обуздать цены на горючее в Украине?
Сергей Куюн уверен, что да. Он отмечает, что такая ситуация характерна и для других стран, но у нас просто привыкли мириться с повышением стоимости горючего и ничего не делать, чтобы что-нибудь изменить к лучшему.
«Нужно нам равняться на поляков. Там правительство снизило акциз, ликвидировало налог с розничной торговли. Однако там сделали главный шаг: снизили НДС на топливо с 23 до 8%. Цены в течение дня упали на 12%», — отмечает он.
В Украине из 36 гривен, которые потребитель тратит на покупку литра бензина марки А-95, 6 гривен – это НДС и 7 гривен – акциз.
Сергей Куюн считает, что украинцам нужно подумать о снижении НДС, ведь это самый криминализированный налог, который государство все равно очень плохо собирает. По его убеждению, в случае снижения НДС государство не терпит потери.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.