Когда и кто должен колядовать, щедровать и засевать?

Коляд, коляд, колядниця,

Добра з медом паляниця,

А без меду не така –

Дайте, дядьку, п’ятака…

Видимо, в Украине не найдется человека, который не слышал бы эту колядку. В последние годы дети, поздравляя с рождественскими праздниками, пользуются преимущественно этим текстом, хотя в прошлом, а иногда и в отдельных регионах еще сохранились глубокие традиции рождественских поздравлений. 

Когда нужно колядовать?

Молодые люди, сплачиваясь у ватаги (жены), начинали готовиться к колядованию от праздника Введения (Введение в Храм Пресвятой Девы Марии), то есть с 4 декабря. Они разучивали колядки, мастерили восьми-, семи- или шестиугольную подвижную звезду, выбирали главного распорядителя – ватагу (березу).

Колядки в Украине выполняют в честь Рождества или, как говорят на Полесье, на Рождество, которое приходится на 7 января по григорианскому календарю.

На Покутье (Прикарпатье) дети ходили колядовать на Сочельник, на преобладающей территории Украины – Слобожанщине, Полесье, Приднепровье, Гуцульщине – первого дня Рождества, на западном Подолье – только утром следующего дня.

В общем, иногда разрешалось колядовать вплоть до Сретения (15 февраля), хотя преимущественно – до Крещения (19 января), потому что тогда “расстреляли коляду на льду”, ведь во время освящения воды охотники стреляли из ружей, ознаменуя завершение рождественских праздников.

После ночной службы первыми извещателями рождения Иисуса Христа были семи-восьмилетние мальчишки, которые обегали дома ближайших соседей со стихотворными поздравлениями.

“Я маленький хлопчик,

Виліз на стовпчик,

На скрипочку граю,

Христа прославляю!”

или

“Колядин, колядин,

Я у батька один,

По коліна кожушок,

Дайте, дядьку, пиріжок!”.

Завершали речитатив словами: “Христос родился!”. И слышали в ответ: “Славим Его!”. После обеда колядовать отправлялись подростки, а к вечеру – парни. Колядовали преимущественно ребята, девушки в рождественских поздравлениях не участвовали, поскольку по давнему верованию первым гостем (полазником) должен был быть представитель мужского пола, чтобы осчастливить усадьбу.

На Гуцульщине в группу приглашали музыкантов: скрипачей, трембитаров. В колядницких текстах воспевались хозяин и хозяйка, им желали счастья, здоровья, щедрого урожая и помета, а взрослым детям – супружеской пары.

Одно Рождество вместо двух: раскол или единение?

Были отдельные колядки для батюшки, вдовы, пчеловода и т.д. В советское время коллективы художественной самодеятельности, пытаясь распространить новейшую обрядность, приветствовали агрономов, доярок, учителей, врачей специальными текстами щедривок из репертуарных сборников.

Дворы односельчан обходят вертепники, разыгрывая сцены евангельских легенд о чудесном рождении Иисуса Христа, поклонении Ему трех волхвов и злодеянии царя Ирода. Церковная певчая приветствовала односельчан с колядками христианской тематики “Небо и земля”, “В Вифлееме новость”, “Бог предвечный” и т.д.

Когда нужно щедровать?

Девочки-подростки и взрослые девушки зато щедровали под окнами на Щедрый вечер или Маланки (13 января). Как только начинало смеркаться, то тут-то там по деревне можно было услышать: “Ой седая да и кукушонка…”, “В поле, в поле плужек ходит…”

В селах Галиции, Буковины и Подолья до сих пор сохранился обычай молнии, когда мальчишка переодевала самого удачливого парня в Маланку, который делал озоры хозяевам дома: разбрасывал мусор, заглядывал в печь, высматривал повсюду убранно, вкусно ли. Поэтому хозяева заранее старались навести порядок в доме.

В Киевской области молодежь водила Козу, организовывая театрализованное представление, главными участниками которого были Коза, Дед, Доктор, Цыганка, Стрельцы-молодцы и т.д.

Под шутливые диалоги Коза умирала и не хотела оживать, пока хозяин ее не угостит чем-нибудь вкусненьким, а потом радостно танцевала, где Коза ходит, там рожь родит…

Когда нужно засевать?

С приходом Василиев (Василия Великого – 14 января) совершались обрядодействия аграрного характера. На рассвете мальчики отправлялись посевать от дома к дому односельчан цельными зернами ржи-пшеницы со словами: “Сей, Боже, роды, Боже, рожь, пшеницу и всякую пашницу! К счастью, на здоровье, на новый год, чтобы уродило лучше как в прошлом году !”.

Традиционно малых колядников, щедрователей и посевальников ждали с нетерпением и щедро одаривали яблоками, орехами, тыквенными семенами, пирожками, баранками, конфетами, изредка мелкими деньгами.

В ваза взрослых парней и девушек был михоноша, который в большую сумку собирал все гостинцы для общего угощения на больших вечерницах.

Рождественско-новогодние поздравления в разных регионах Украины. Они отличаются богатым и разнообразным содержанием и мелодикой. Однако их объединяет пожелания добра, достатка, любви и счастливой жизни в будущем году.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2021-12-26