Кто против орошения?

Законопроект об организации водопользователей очень нужен стране. С изменениями климата потребность в орошении сельскохозяйственных земель растет. Еще в октябре прошлого года Верховная Рада приняла в повторном первом чтении законопроект №5202-д «Об организации водопользователей и стимулировании гидротехнической мелиорации земель». Он определяет процедуру создания и функционирования организаций водопользователей в Украине. 

В настоящее время, как говорится в пояснительной записке к законопроекту, из 40,5 миллионов га земель в Украине, пригодных для ведения сельского хозяйства, только 2,2 миллиона можно считать орошаемыми (с учетом временно оккупированных территорий).

Да только считать. На самом деле, как отмечают специалисты, эти цифры намного меньше: по данным Государственного агентства водных ресурсов Украины, в 2016 году гидротехническую мелиорацию осуществляли на 477 тысячах га земли, в 2017-м – на 497 тысячах, с 2018-го по 2020-й – около 511 тысяч га. В дальнейшем площадь требующих орошения земель по естественным причинам будет только расти.

Подводные камни

Почему, когда развитие орошения в Украине так нужно, его не осуществляют? Главная проблема здесь – несовершенство правового поля. Нет четких законодательных оснований для планирования, исследования, проектирования, эксплуатации, обслуживания и управления системами мелиорации. Государственный мониторинг мелиорированных земель не ведется, отсюда и приведенное выше расхождение данных. Но это еще не все: те оросительные сети, которые остались со времен СССР, с разделением на паи земель остались без хозяев, поэтому преступники просто выкапывали оросительные трубы на металлолом — а что, можно, ведь ничьи!

У чудом оставшихся систем другая проблема — непроизводительные расходы воды. По сравнению с аналогичными системами в развитых странах на ту же площадь орошения приходится воды в два-три раза больше. В то же время практика свидетельствует: как только у системы появляется хозяин, эти расходы резко уменьшаются.

Президент Украинской зерновой ассоциации Николай Горбачев еще год-полтора назад подчеркнул: аграрные компании способны и сами создать необходимые системы орошения. Но для этого нужны два условия: доступное кредитование и государственный надзор за техническим состоянием водоемов, из которых берут воду. Ил на полях вместо воды никому не нужен.

И это не все, остается еще много нюансов. Например, оформление имущественных прав на оросительную систему (не на трубы, как ныне, а как на целостный недвижимый объект), отвод участка для прокладки труб чужими землями или для установки насосной станции и т.д. (см. «УК» от 30 июля и 20 октября 2020). Все эти вопросы следует законодательно урегулировать, иначе и дальше будем терять пахотные земли. На это и направлен законопроект.

Что предлагается

Задачи, для которых создан документ, понятно из предыдущего. А решать их предлагают с помощью создания организаций водопользователей — аграрных предприятий, применяющих воду для орошения. Им будет бесплатно передана в управлении мелиоративная инфраструктура низшего уровня, предусмотрено создание правовых механизмов инвестирования в создание такой инфраструктуры или модернизация существующей (ныне такие инвестиции фактически вне закона), внесение сведений о такой системе в Государственный земельный кадастр и т.д.

Создаваемые организации водопользователей будут иметь статус юридического лица — неприбыльной организации. Ее учредителями и членами могут быть только владельцы земельных участков сельскохозяйственного назначения. Организациям бесплатно передают объекты мелиоративной сети, которые находятся в государственной и коммунальной собственности или бесхозные.

Законопроект предлагает упростить административные процедуры, связанные со строительством и эксплуатацией объектов мелиоративной сети. Он вводит важные нормы, направленные на развитие систем мелиорации.

Кому что не нравится

Казалось бы, предлагают вещи важные и очень нужные, претензий быть не может. К тому же Комитет Верховной Рады по вопросам аграрной и земельной политики еще 18 ноября рекомендовал законопроект №5202-д ко второму чтению и к принятию в целом. Законопроект поддерживают уважаемые международные организации — Всемирный банк, Программа USAID по аграрному и сельскому развитию и т.д. Тогда почему это окончательное принятие никак не произойдет?

Даже в первом чтении законопроект пришлось рассматривать трижды, пока он был принят. При рассмотрении в профильном комитете произошли странные вещи: поступило обращение от 32 аграрных предприятий, получающих воду из Ингулецкого водохранилища, против принятия документа. Почему они решили выступать против своих же интересов? И почему другие аграрные предприятия Николаевщины, только узнав об этом, направили обращение противоположного содержания в поддержку организаций водопользователей?

Ответ на этот вопрос прост и в то же время печален: оказалось, что из тех 32 подписантов первого из упомянутых писем пятеро не имеют разрешений на специальное водопользование. То есть, пользуются водой для орошения незаконно. Еще четверо разрешений имеют, но договоры на поставку воды у них не заключен.

Выходит, у нас есть не только черные (теневые) аграрии, но и черные водопользователи! Они вступают в преступный сговор с руководством оросительных сетей и получают от них воду неофициально по сниженной цене. А поставщики списывают ее как урон. Кстати, это одна из причин, почему потери воды в оросительных сетях у нас гораздо больше, чем в развитых странах.

И еще. Из остальных подписантов протестного письма еще 12 имеют и разрешения, и договоры, но воруют воду другими способами: то кладут магнит на счетчик воды, то незаконно врезаются в трубопровод или отводной канал или что-то. В целом объем краж воды только из Ингулецкого водохранилища, по оценкам специалистов, по 2018 год составил более 13 миллионов кубометров для незаконного орошения более тысячи гектаров (точнее сказать нельзя, потому что воры не представляют официальных отчетов о своих действиях).

Правда, в 2019 году было создано управление каналов реки Ингулец с отделом экономической безопасности, который и обнаружил нарушения. Но ведь ни на одном объекте Государственного агентства водных ресурсов Украины такого отдела не было! А работники других подразделений много лет упорно не замечали незаконных врезок в их систему.

Заместитель председателя Всеукраинского аграрного совета Михаил Соколов отмечает: чтобы незаконные действия потребителей воды были незаметными, нужно заплатить кому следует за невнимательность. Поэтому нужно иметь наличные деньги, а для этого по крайней мере часть урожая реализовать в тени. То есть теневые потребители воды и теневые аграрии — это фактически одни и те же люди.

Естественно, когда мелиоративными системами будут распоряжаться сами потребители воды, такие способы станут невозможными — аграрии будут следить, чтобы никто не жулил, чтобы кому-то не досталось больше, чем положено. Кого поймают с поличным, то просто отключат воду, а тех, кто не имеет разрешения на водопользование, не примут в организации водопользователей и воду ему не будут поставлять.

Ревизионная комиссия должна проверять соответствие количества воды, которое фактически употребил каждый член организаций водопользователей, разрешения, которое он имеет. Такая поправка была внесена при подготовке законопроекта ко второму чтению.

Естественно, тот, кто работает по-черному, такого разрешения получить не может, ведь для этого нужно указать, где расположены орошаемые земли, какова их площадь и т.д. Следовательно, обнародовать теневые доходы равносильно появлению с признанием. Из сказанного очевидно, кому это не нравится.

А с того, как тяжело продвигалось первое чтение проекта закона об организации водопользователей, заметно, что его оппоненты — это не просто мошенники из провинции, а люди гораздо более серьезные, потому что имеют влиятельную поддержку в столице и не боятся бросить вызов интересам отечественного АПК и государства. в целом. Однако и честные аграрии в своей борьбе не одиноки – их поддерживает правительство.

В конце прошлого года министр аграрной политики и продовольствия Украины Роман Лещенко встретился с вице-президентами Европейского банка реконструкции и развития Аланом Пию и Марком Боуменом. Стороны обсудили инвестиционный проект “Реконструкция Нижнеднестровской оросительной системы” в Овидиопольском и Беляевском районах Одесской области, который Украина будет реализовывать совместно с ЕБРР в рамках Стратегии орошения и водоотвода в Украине до 2030 года. Министр отметил важность принятия законопроекта №5202-д для привлечения частных инвестиций в оросительные комплексы. А зарубежные инвесторы, как известно, мошенничество замечают и не прощают.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-01-29