Законодательством значительно ограничены полномочия органов местного самоуправления в решении основных экологических проблем.
Об этом рассказал советник городского головы Запорожья Валерий Эделев. По его словам, практика наработок городской власти в сфере охраны окружающей среды показывает, что на сегодняшний день существует достаточное количество государственных нормативно-правовых актов, которые требуют внесения соответствующих изменений для усиления роли исполнительных органов власти и органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды.
– Промышленное Запорожье, состоящее из наиболее экологически опасных отраслей, было сформировано еще в начале прошлого века. Такая нагрузка неизбежно приводит к загрязнению окружающей среды города, – говорит советник городского головы.
Экологические проблемы, существующие в городе, являются достаточно сложными в решении, считает Валерий Эделев. Однако, согласно действующего законодательства, полномочия органов местного самоуправления значительно ограничены в этой сфере.
– Мы неоднократно обращались к Верховной Раде и Кабмину с вопросом внесения изменений в законодательство в сфере охраны окружающей среды, но тщетно. Например, местные органы власти не имеют права даже зайти с проверкой на предприятие. Также нет определенных законодательством полномочий участвовать в процессе выдачи разрешений для промышленных предприятий-основных загрязнителей атмосферного воздуха города, в частности, планирование мероприятий по сокращению выбросов для улучшения состояния воздуха городов, – констатирует Валерий Эделев.
Советник городского головы считает серьезным достижением, что в Запорожье работает мобильная эколабратория.
– Однако отработать в полном объеме ту информацию, которую она выдает, пока не представляется возможным, ведь процедура проведения внеплановых проверок предприятий существенно затруднена, – сказал Валерий Эделев.
Он отметил, что, например, даже контролирующие службы могут проводить внеплановые проверки предприятий только при наличии согласия центрального органа исполнительной власти.
– Сейчас, согласно законодательству, процедура проведения внеплановых проверок предприятий существенно затруднена и ограничены их основания. Основанием для осуществления внеплановых мероприятий является обращение физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства. Но внеплановое мероприятие в этом случае осуществляется только при наличии согласия центрального органа исполнительной власти на его проведение. Ожидания согласования затягивают сроки рассмотрения нарушений и не дают возможности оперативно реагировать на жалобы граждан, рассказал Валерий Эделев.
В 2020 году Государственная экологическая инспекция в Запорожской области была ликвидирована. Вместо этого создан межрегиональный территориальный орган – Государственная экологическая инспекция Южного округа (Запорожская и Херсонская области) с руководством в Херсоне.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.