Неполная компенсация за перевозку льготников – одна из причин убыточности пригородных пассажирских перевозок

В 2021 году региональный филиал «Приднепровская железная дорога» АО «Укрзализныця» перевез пригородными поездами более 6,5 млн человек в Днепропетровской и Запорожской областях и частично еще в 5 регионах Украины. 

Каждый пятый перевезенный пассажир пользовался услугами железной дороги бесплатно или со скидкой – за этот период было транспортировано 1 млн. 269 тыс. льготников (или 20% от общего количества).

Покрытие расходов перевозчика доходами от перевозок составило 12%, то есть за каждый израсходованный на пригородный сегмент пассажирских перевозок гривну региональный филиал в прошлом году получил только 12 коп. дохода.

Из местных бюджетов железной дороги было компенсировано только 65% ее расходов на перевозку по социальным тарифам: из 28 млн 275 тыс. грн, начисленных за фактически предоставленные услуги – 18 млн 476 тыс. грн.

В хозяйстве загородных пассажирских перевозок львиная доля средств тратится на содержание и ремонт подвижного состава, большая часть которого эксплуатируется более 50 лет. Так, 53% парка пригородных электропоездов регионального филиала составляют секции ЕР-1 и ЕР-2, построены в 1959-1977 годах. Этот подвижный состав требует повышенного внимания к техническому состоянию несущих конструкций, своевременных ремонтов с продлением срока службы, а значит, значительных финансовых затрат.

Стоимость запчастей и материалов, необходимых для ремонтных работ, ежегодно растет. Так, в 2021 году стоимость металлопроката и метизов увеличилась почти в 2 раза, отдельные позиции кабельно-проводниковой продукции – на 79%, стоимость метизной продукции – на 34%.

Железнодорожники постоянно сотрудничают с местными госадминистрациями относительно необходимости закладывать в местные бюджеты средства для полного и своевременного возмещения регионального филиала его расходов на социальные перевозки, при отсутствии понимания принимают судебные меры. В частности, по результатам исковой деятельности в 2021 году железная дорога получила 12,1 млн. грн.

Крайне важна и добросовестность пассажиров, пользующихся железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. Отмечаем, что пассажиры льготных категорий должны иметь при себе документ, удостоверяющий их право на льготу при проезде железнодорожным транспортом (кроме детей в возрасте от 6 до 14 лет). Льготникам, имеющим право на бесплатный проезд (то есть 100-процентную скидку), необходимо обращаться в билетные кассы, чтобы оформить посадочный талон. Это позволит железнодорожникам вести корректный учет пассажиров, которым предоставляются услуги по льготным тарифам, а соответственно обращаться за возмещением этих расходов к заказчикам социальных перевозок.

Только совместными усилиями можно сохранить пригородный железнодорожный транспорт – один из наиболее массовых и надежных видов пассажирских перевозок в Украине.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-02-04