Охота на дроны. Как ограничение Китая на продажу беспилотников повлияли на войну в Украине

dron

Беспилотники оказали огромное влияние на войну в Украине, их в больших количествах использовали обе стороны. Однако шаг Китая по установлению ограничений на экспорт вызвал беспокойство, что могут возникнуть проблемы с поставками на фронт. 

Многие дроны производятся в Китае, и новые поставки являются жизненно важными из-за больших потерь во время боев. Но в последнее время есть признаки сокращения количества китайских беспилотников и запчастей к ним как Украине, так и России.

По данным лондонского аналитического центра Royal United Services Institute (Rusi), Украина теряет около 10 тыс. дронов в месяц.

Многочисленные группы волонтеров сыграли немаловажную роль в сборе средств на пополнение запасов для украинской армии.

Коммерческие беспилотники используют вместе со специальными военными разработками, такими как турецкие беспилотники Bayraktar, которые используют Украина, и иранские Shahed, которые использует Россия.

Последние ограничения, введенные китайским правительством, вступили в силу 1 сентября. Они касаются дронов большего радиуса действия весом более 4 кг, а также связанного с дронами оборудования, например некоторых камер и радиомодулей.

Китайские производители такого оборудования теперь обязаны подавать заявки на экспортные лицензии и предоставлять сертификаты конечному пользователю. Правительство в Пекине, не осудившее вторжение России в Украину, говорит, что коммерческие китайские дроны нельзя использовать в военных целях.

Украинские волонтеры и военные говорят, что последние китайские ограничения пока минимально повлияли на доступность беспилотников, особенно вездесущих легких Mavic китайской компании DJI.

Однако говорят, что ухудшились поставки запчастей, а также опасаются, что в будущем ситуация может ухудшиться.

“Единственное изменение сейчас – мы активнее скупаем все запасы, которые остались на европейских складах, – говорит возглавляющая Dignitas Люба Шипович, одну из крупнейших украинских волонтерских групп, поставляющую военным беспилотники. – Но что мы будем делать в будущем, непонятно”.

Ее особенно волнует доступность таких частей, как тепловизионные камеры.

“Дни становятся короче, а ночи длиннее, это, безусловно, влияет на поставки для нашей армии и на то, как ведется война в целом, поскольку у нас не так много тепловизионных дронов. Наши подразделения слепнут ночью -, она говорит. – Это касается как готовых дронов с тепловизионными камерами, да и их запчастей”.

Наличие запчастей особенно важно для тех, кто самостоятельно собирает дроны или усовершенствует купленные модели.

“Влияние ощущается. Лицензии, которые требует Китай, теперь ограничивают доступ Украины к запчастям для беспилотников, – говорит старший оператор беспилотника из полка имени Кастуся Калиновского, использующего позывный Oddr, – Но мы ищем альтернативы, чтобы наши беспилотники работали так же, как и раньше”.

Это лишь одно из препятствий, с которыми сталкиваются волонтеры, закупаемые беспилотниками для украинской армии.

Крупнейший в мире производитель коммерческих дронов DJI прекратил прямые продажи и в Россию, и в Украину через два месяца после начала полномасштабного вторжения в феврале 2022 года. Он также запретил своим дистрибьюторам во всем мире продавать продукцию DJI клиентам в России и Украине.

По словам Шипович, количество китайских беспилотников, предоставленных дистрибьюторам в Европе, резко сократилось с августа по сентябрь 2022 года.

“Вряд ли это произошло случайно. Из европейских стран украинцы импортируют дроны”, – говорит она.

По запросу BBC DJI не смог подтвердить или опровергнуть какие-либо изменения в количестве дронов, доступных дистрибьюторам в Европе.

Ни одна из 10 компаний, продающих продукцию DJI в Великобритании, к которым обратилась BBC, также не была готова прокомментировать эту проблему.

Расследование The New York Times показало, что китайские компании в последние месяцы сократили продажи украинцам дронов и запчастей.

Но это касается не только Украины.

Ссылаясь на вступившие в силу 1 сентября ограничения, российская газета “Коммерсант” заявила: “Ограничения, введенные китайскими властями на экспорт беспилотников, серьезно усложнили их поставки в Россию и привели к дефициту некоторых деталей, таких как тепловизионные камеры”.

При отсутствии прямых поставок покупатели из России часто покупают китайские беспилотники в таких странах, как Казахстан, и, по данным “Ъ”, центральноазиатское государство также усложнило для них ситуацию, сделав более строгими собственные правила импорта беспилотников.

Чтобы минимизировать влияние китайских ограничений, украинские волонтеры заняты поиском альтернатив, изготовленных в других странах – как на Западе, так и в Украине.

Анатолий Полковников, который занимается закупкой дронов, говорит, что украинский стартап пытается запустить производство двигателей для дронов.

Он говорит, что смотрит в будущее с оптимизмом: “Я не думаю, что эти китайские ограничения повлияют на общую ситуацию. У меня такое чувство, что в долгосрочной перспективе они будут стимулировать производство в Украине”.

Война в Украине является первым вооруженным конфликтом, в котором беспилотники используются столь широко и в столь большом количестве, и обе стороны настроены продолжать в таком же стиле.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-10-23