Почему Буча и Ирпень стали “Донецким аэропортом” возле Киева

Небольшие городки северо-западнее украинской столицы с первых дней российского вторжения стали эпицентром боевых действий. 

Гостомель, Буча, Ирпень, Ворзель, Бородянка взяли на себя удар неудачного “блицкрига” России, рассчитанного на скорый захват Киева.

Как и почему киевский пригород стал своеобразным “Донецким аэропортом-2022”? Разбираем несколько факторов сложившейся ситуации в боях под Киевом.

Фактор 1: Маршрут русских колонн 

Карта

“Главной причиной ситуации, в которой оказались Буча и Ирпень, стало предательство еще одного “братского народа” – белорусов”, – рассказывает боец ​​подразделения бучанской терробороны Юрий (имя изменено).

Именно с территории Беларуси к северу Киевской области в первый день вторжения 24 февраля начали заходить российские войска, целью которых была украинская столица.

“Все просто – маршрут через Чернобыль самый короткий, расстояние до окрестностей Киева примерно 70 км. Россияне взяли Чернобыль, далее Иванкив, из которого двумя колоннами двинулись на столицу”, – объясняет терроборонец.

Одна колонна прошла от Катюжанки до села Бабинцы и города Бородянка, где повернула к востоку по Варшавской трассе в сторону Киева.

Другая прошла в город Дымер и пыталась продвинуться в Вышгород, но в районе Демидова украинская армия подорвала понтонную переправу россиян через реку Ирпень.

Поэтому и эти силы русской армии решили двигаться в сторону Бучи, где был еще один мост уже на Варшавской трассе недалеко от Гостомеля.

Так в Буче сошлись несколько маршрутов россиян, тщетно пытавшихся прорваться в украинскую столицу.

“Мост через реку Ирпень на “Варшавке” также взорвали и таким образом оккупантов автоматически направили в сторону Ирпеня”, – добавляет Юрий.

Фактор 2: Гостомель

В городе Гостомель, в нескольких километрах от Бучи и в 25 километрах от Киева, расположен аэродром “Антонов”, который еще месяц назад был большой базой летных испытаний и “домом” для Ан-225 “Мрия”.

В первый же день вторжения россияне при поддержке своей штурмовой авиации попытались взорвать здесь десант из 35 вертолетов, по меньшей мере три из которых сбили.

Бои там продолжались всю ночь и последующие дни, в результате чего взлетно-посадочная полоса аэродрома была фактически уничтожена и россияне упустили возможность высаживать там дополнительные силы для быстрого штурма Киева.

“Главный расчет “блицкрига” был на захват аэродрома “Антонов” в Гостомеле”, – считает ветеран АТО Сергей, который с волонтерами мониторит ситуацию на Киевщине.

“Попытка десанта была неудачной, потому что украинский Генштаб явно готовился к такому сценарию и имел определенный резерв”, – добавляет он.

“Думаю, если бы тогда потеряли Гостомель, то на второй день ситуация была бы гораздо хуже. Киев бы не сдали, но все, что произошло в Буче и Ирпене, происходило бы уже в столице на Борщаговке и Святошино”, – отмечает Сергей.

Фактор 3. Отсутствие поддержки терробороны

Первая попытка россиян продвинуться на юг 27 февраля запомнилась тем, что они открыли огонь по БРДМ-2 на монументе воинам-афганцам в Буче, сожгли несколько жилых домов и оставили после себя десятки единиц сгоревшей техники, включая новейшие БТР-82 и БМД -4, по дороге в Ирпень.

Но уже 4 марта, пока украинские медиа сообщали об “окончательном освобождении Бучи”, российским силам удалось зайти в город со стороны Ворзеля с большим количеством техники.

С того момента Буча, Ирпень и окрестные поселки фактически стали оккупированными, а вокруг них начались продолжающиеся бои.

В настоящее время генштаб утверждает, что 70% Ирпеня под контролем ВСУ.

“За Бучу и Ирпень, считай, и не воевали централизованно. Там была пехота почти без техники плюс единственная колонна одной из бригад, и “орки” сожгли”, – говорит Илья Богданов.

Илья, известный также как “Правосек из ФСБ” – бывший гражданин России из Владивостока, который в 2014 году перешел на сторону Украины, воевал в Донецком аэропорту в составе “Правого сектора”, а затем получил украинское гражданство и открыл ресторан “Пян-Это” на Подоле.

С началом российского вторжения Илья Богданов снова присоединился к вновь созданному добровольческому подразделению присоединились люди с боевым опытом. Он участвовал в боях за гостомельский аэродром, а затем – за Бучу.

“Россиян там можно было остановить, было бы кем и чем. Но ВСУ фактически не было, кроме упомянутой сожженной колонны. А когда было сражение на “Новусе”, мы стояли возле церкви, прикрывали дорогу от вражеских колонн, никто не мог дать команды, что нам делать”, – жалуется он.

“Военные из разбитой колонны, тероборона, еще кто-то – человек 50 и где-то пять единиц техники – самоорганизовались и потом просто отступили, такое впечатление, что ими никто не руководил”, – добавляет Илья Богданов.

“Мы выходили на наших командиров и спрашивали, что нам делать. Никто ничего не сказал конкретно. В итоге нас обошли с тыла, мы снялись и вышли дворами. Хотя еще утром того дня разбили в Буче дозор вражеской колонны”, – вспоминает доброволец.

Слова Ильи о нехватке координации обороны именно Бучи и Ирпеня подтверждает и упомянутый бучанский терробороновец Юрий.

“Ирпень и Буча не объединили свои усилия для совместной борьбы. В результате тероборону Бучи затем вывели в защиту Киева”, – говорит Юрий.

Второй “Донецкий аэропорт” 

“Киевская область, эти наши небольшие курортные городки – Ирпень, Буча, Ворзель – по сути, приняли на себя удар на город Киев”, – констатировал 5 марта председатель Киевской областной военной администрации Алексей Кулеба.

С тех пор ситуация вокруг Бучи и Ирпеня в ежедневных сводках остается “напряженной” – вокруг этих городов продолжаются бои, россияне периодически пытаются продвинуться на юг за Житомирскую трассу, чтобы оцепить Киев с запада.

Параллельно они увеличивают силы для возможного штурма столицы.

По данным Генштаба ВСУ, еще 7 марта в районе Бучи, Гостомеля и Бородянки россияне сосредоточили в семь батальонно-тактических групп усиленных танками – это несколько тысяч бойцов.

“Они пытаются нарастить эти силы и двигаться со стороны Гостомеля, Ирпеня из-за форсирования рек. Двигаться все же в сторону Киева, но их движение довольно медленное. Они будут пытаться заблокировать и захватить Киев в кольцо по всем дорогам, обеспечивающим продвижение”, – считает директор информационно консалтинговой компании Defense Express Сергей Згурец.

После того как россияне не смогли преодолеть оборону украинцев в Макарове, они пытаются продвигаться по линии Мотыжин, Ясногородка, Белогородка.

Впрочем, не исключено, что они могут попытаться снова навести понтонные переправы через реку Ирпень к востоку от Бучи и Ирпеня.

Именно поэтому среди приоритетных целей для украинской артиллерии и Байракторов пока не только российские бензовозы из колонн обеспечения, но и военные понтоны, несколько из которых ВСУ уже сожгли к северу от Киева.

Тем временем северо-западный пригород украинской столицы остается зоной боевых действий.

“Буча, Гостомель, Ирпень становятся вторым Донецким аэропортом. Там идут упорные бои, военные держатся и не дают пройти в Киев”, – дал свое сравнение министр внутренних дел Денис Монастырский.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-03-15