Школа в украинском селе на 4-5 лет отстает от школы в городе. Исследование PISA

Детям из сел нужно на 4-5 лет учиться дольше, чтобы достичь уровня учащихся в городах. Столь велик разрыв между сельскими и городскими школами в Украине. 

Это все результаты масштабного образовательного исследования PISA за 2022 год, проводимого в школах по всему миру. Исследование проверяет, как 15-летние учащиеся умеют применять на практике полученные в школах знания.

Результаты PISA показали, что через четыре года обучения в условиях пандемии и войны украинские дети стали хуже читать и считать.

На фоне ухудшения показателей украинских детей директор Украинского центра оценивания качества образования Татьяна Вакуленко обращает внимание на условия, в которых дети в Украине писали тест. Это был октябрь 2022 года – очень экстремальные условия блекаута и ракетных ударов России.

“Дети в Украине проходили тест в октябре 2022 года во время крупнейших ракетных обстрелов. Писали тесты после нескольких часов сиденья в укрытиях. Конечно, это стресс, трудно сфокусироваться и удержать интерес. Это влияет на концентрацию при чтении, на проведение расчетов. Хотя показатели в Украине значительно ухудшились, но они лучше, чем во многих странах мира, где нет войны”, – говорит Татьяна Вакуленко.

Рассказываем, какие образовательные потери понесла Украина.

Как знают математику?

По данным PISA, 42% украинских подростков не могут произвести базовые расчеты.

В 2018 году их было 36%.

Что это значит?

“Такие дети могут выполнять элементарные арифметические операции, но не способны применять их для решения практических задач. К примеру, просчитать проценты по кредитам”, – объясняет, что такое математическая грамотность у PISA Татьяна Вакуленко.

Только 58% украинских учащихся достигли базового уровня математической грамотности.

Исследование показывает, что лучшие результаты по математике имеют ученики, которые в свое время ходили в детский сад по меньшей мере два года, не пропускали обучение в течение трех месяцев подряд, а также те, кто тратил на выполнение домашнего задания более часа в день.

Примеры задач по математике, которые выполняли участники PISA: расставить мебель в кафе в зависимости от площади помещения и размера мебели, сосчитать скорость вращения колеса обзора, определить рост уровня выбросов CO2 в течение определенного времени.

Плохо читают?

41% украинских детей в возрасте 15 лет не имеют базового уровня читательской грамотности.

Значит ли это, что такое количество детей не умеет читать?

“Нет, – отвечает Татьяна Вакуленко, – Никто здесь не говорит о скорости чтения. Дети могут прочитать, но хорошо ли они понимают то, что прочитали? Это значит, что они не получают надлежащий объем информации из текста и не всегда делают правильные выводы из него”.

Задача PISA – это проверить, способны ли ученики прочитать и понять большие объемы текстов, говорят авторы исследования.

По словам Вакуленко, результаты нынешнего исследования свидетельствуют, что 41% школьников в Украине не могут работать с большими объемами текстов, не всегда способны проанализировать содержание и структуру текста. В 2018 году этот показатель составлял 26%.

Образовательные потери украинских учащихся в области чтения можно оценить почти двумя годами обучения. То есть, сейчас 15-летним подросткам нужно учиться на два года больше, чтобы достичь уровня чтения их сверстников в 2018 году.

По результатам PISA 2022, достигли базового уровня читательской грамотности 59% украинских учащихся.

Только 30% детей в Украине имеют высокий уровень читательской грамотности. То есть, могут найти и критически оценить большие объемы информации из текстовых и не текстовых источников – графиков или карт.

А как в других странах?

Исследование PISA позволяет сравнить системы образования разных стран мира, ведь ученики со всего мира выполняют одинаковые тестовые задания – например, рассчитывают площадь пола в кафе или потерю воды в теле спортсмена во время бега в жару.

Украинские 15-летние подростки знают математику лучше и имеют более высокие показатели по чтению и в естественнонаучных дисциплинах, чем их сверстники в Грузии, Болгарии, Молдове, Греции, Катаре.

Однако отстают от польских, эстонских и словацких школьников.

Средний балл по математике в Украине – 441.

Лучшие показатели по математике в мире, по данным PISA, имеют учащиеся из Сингапура – 575 баллов. Далее следуют Китай – 547, Япония – 536, Южная Корея – 527 и Эстония – 510.

Хуже всего знают математику в Гватемале – 344, в Парагвае – 338, в Камбодже – 336.

В чтении украинские школьники отстают почти на два с половиной года от сверстников из стран Организации экономического сотрудничества и развития на обучение. ОЭСР – это 37 стран мира, большинство из которых являются странами с высоким доходом граждан. Это большинство стран Европейского Союза, США, Австралия, Швейцария, Норвегия, Южная Корея, Япония.

При этом в мире лучше дети читают в Сингапуре – 543 балла, в Ирландии – 516, в Японии – 516 и в Южной Корее – 515.

В Украине средний балл за чтение – 428.

Хуже всего в мире читают в Марокко – 339, в Узбекистане – 336, Камбодже – 329.

Что такое PISA

PISA – это программа международной оценки учащихся, которую почти 30 лет назад положила начало Организации экономического сотрудничества и развития.

Оценка отвечает на знающие вопросы и умеющие 15-летние подростки.

PISA не проверяет, усвоили ли ученики образовательную программу, а оценивает, насколько они способны использовать полученные знания в реальной жизни – сосчитать коммунальные тарифы, расходы на мобильную связь, расходы материалов на ремонт в магазине.

Тестирование почти 4 тысяч учеников из 164 учебных заведений показало, что Украина за четыре года со времени прошлого исследования пережила масштабные образовательные потери. По стандартам PISA, они эквивалентны одному году обучения по математике, двум годам – по чтению и полугоду обучения по естественнонаучным дисциплинам, из-за войны оценивания проводили только в 18 регионах Украины.

Город и село

В Украине огромный разрыв между уровнями математической грамотности учащихся, которые учатся в селе и в городе. В больших городах средний балл детей по математике – 506 баллов. В небольших городах (население от 15 000 до 100 000 жителей) – это 448 балла.

Самые плохие результаты имеют ученики, проживающие в селах. Их средний балл по математике составляет 414.

В целом в знаниях по математике разница между учащимися из крупных сел и городов составляет более 4,5 лет обучения.

Разница в успешности учащихся в чтении и в естественнонаучных дисциплинах учащихся из сел и городов подобна.

К примеру, ученики из сельской местности отстают от своих сверстников из больших городов в чтении почти на пять лет. Средний балл по чтению у учащихся из больших городов составляет 490, а в сельской местности 392 балла.

По естественнонаучным дисциплинам дети из сельских школ отстают почти на четыре года – средний балл по естественным дисциплинам учащихся из крупных городов составляет 508, а учеников из сельской местности — 421.

Девочки лучше читают, а мальчики считают

Образовательное исследование показало, что ребята в Украине на 10 баллов опережают девушек по математике. В чтении, напротив, девушки опережают ребят на 23 балла.

Это означает, что разница в уровне чтения между девушками и парнями составляет более года обучения (20 баллов в PISA примерно оценивают в год обучения).

В 2018 году девушки читали лучше ребят на 34 балла, а считали хуже на 6 баллов. Но с тех пор показатели ухудшились у всех.

Довольны ли жизнью дети в Украине?

38% украинских подростков говорят, что они очень довольны жизнью при всех обстоятельствах.

Вместе с оценкой знаний по математике 15-летние подростки в Украине проходили анкетирование на разные темы.

14,7% учеников в Украине сообщили, что подвергались буллингу по крайней мере несколько раз в месяц. Это меньше, чем в 2018 году, когда об этом сообщалось 22,3% подростков.

38% украинских подростков сообщили, что они очень довольны жизнью, а 32% – что удовлетворены. Такие показатели несколько выше, чем в среднем по странам ОЭСР, а также украинские подростки чаще чувствуют себя счастливее, чем подростки в Молдове, Польше, Словакии и Эстония.

Может показаться, что украинские подростки, несмотря на все обстоятельства, имеют достаточно высокий уровень удовлетворенности жизнью, однако это не так.

В 2018 году довольными или очень удовлетворенными жизнью были 82% украинских 15-летних школьники, в 2022 г. таких оказалось уже меньше – только 70%.

Также почти вдвое в Украине увеличилась доля учеников, очень недовольных своей жизнью. Девушки и учащиеся с низким социально-экономическим статусом чаще говорят, что они очень недовольны своей жизнью.

В Украине большинство учеников (80%) чувствуют свою принадлежность к учебному заведению и лишь незначительная часть учеников чувствует себя там одинокими.

Почему так упало чтение и что с этим делать?

Эксперты говорят, что PISA – это и сравнение с другими, но в большей степени сравнение себя с собой.

15-летние украинские подростки отстают в чтении почти на 2,5 года от своих сверстников из самых развитых экономик свитки и отстают от украинских детей, проходивших это тестирование в 2018 году.

В Минобразования предполагают, что на это повлияло затяжное дистанционное обучение, стресс из-за войны, постоянное прерывание обучения из-за воздушных тревог, отключения света, а еще – долгие паузы в образовании, когда дети вообще не учились, потому что жили в оккупации или убегали от обстрелов.

Однако падение показателей есть и во многих странах, где войны не было.

“Мы видим, что все, включая развитые страны ОЭСР, показали снижение результатов. То, что объединяет всех, — это ковод и длительное дистанционное обучение. Мы единственная страна, которая проводила исследования во время войны. Война не могла не повлиять на это”, – говорит ВВС заместитель министра образования и науки Украины Андрей Сташков.

Тестирование PISA в украинских школах проводилось на восьмой месяц после вторжения, когда из-за тревоги обучение было разбалансировано. Иногда дети учились час, а три часа сидели в укрытиях.

“Когда ты все время только в онлайне, когда все взаимодействие только цифровое. Когда есть только бликовое восприятие информации, и ты прекращаешь прорабатывать большие тексты, навыки чтения падают, – размышляет о причинах падения чтения Анна Новосад, экс-глава Минобразования, и добавляет – Мне страшно , что будет в PISA 2025. Последствия войны для образования ужасающие. А важность чтения – это же, в частности, умение различать враждебное ИПСО, российскую пропаганду, манипулятивные месседжи”.

Если на стрессовые факторы сейчас повлиять трудно, то там, где это возможно, говорит эксперт, нужно разгружать школьную программу, интегрировать предметы, чтобы дети лучше читали, изменить подходы к изучению литературы.

“Огромный вес имеет внешкольная деятельность. Даже несколько часов внешкольной активности положительно влияет на желание детей учиться и на их навыки. Там, где дети не могут ходить в школу, организация такой внешколы важна, чтобы поддерживать хоть какой-то образовательный процесс. Должны быть кружки, преподаватели” , которые покажут детям, как работать с книгами и текстами”, – говорит Новосад.

В Минобразования уверяют, что на основе данных PISA МОН будет разрабатывать и корректировать образовательную политику – продолжить реформу НУШ, призванную сделать образование причастным к жизни, сделать возможным выбор предметов учащимися.

“Мы поставили целью вернуть как можно больше детей на очное обучение. К сожалению, это возможно не во всех регионах. Однако там, где возможно, уже активно ремонтируют и строят укрытия. В этом году на них выделено 1,5 млрд грн из госбюджета, на следующий год это уже будет 2,5 млрд грн”, – говорит заместитель министра образования и науки Андрей Сташков.

Также в МОН рассказали о планах закупать школьные автобусы, значительную часть которых передали ВСУ, или же их уничтожили российские захватчики.

“Автобусы – это возможность ездить в лучшую школу и получать более качественное образование, что особенно актуально для сельских территорий”, – отмечают в Минобразования.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-12-06