Сколько зерна нужно вывезти из Украины

Из порта в Одессе вышло судно с 26 тыс. тонн кукурузы, которая направилась в Ливан. 

Судно Razoni под флагом Сьерра-Леоне стало первым грузовым судном, которое смогло покинуть украинский порт с февраля, когда Россия начала морскую блокаду в Черном море.

Правительство Украины говорит, что 16 других судов с 600 000 тонн продовольствия ждут выхода из портов в ближайшие недели.

Блокада, введенная Россией, повлекла за собой резкий рост цен на зерно и его дефицит в некоторых беднейших странах мира.

Сколько зерна застряло в Украине?

В стране заблокировано около 20 млн. тонн зерна, предназначенного на экспорт.

Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что после урожая этого года это количество может вырасти до 75 млн тонн.

Война также означает, что урожай в этом году будет меньше.

Около 30% из 86 миллионов тонн зерна, которое обычно производит Украина, не будет собрано, говорит Лора Веллсли, специалист по продовольственной безопасности аналитического центра Chatham House.

Как дефицит зерна повлиял на другие страны?

Украина, как правило, является четвертым в мире экспортером зерна. Как правило, на нее приходилось 42% мирового производства подсолнечного масла, 16% кукурузы и 9% пшеницы.

Кроме того, сокращается и экспорт пшеницы из России – крупнейшего мирового экспортера.

Западные санкции не касаются российского сельского хозяйства, но Кремль утверждает, что они препятствуют экспорту, потому что влияют на платежи, потому что из-за них выросли страховые ставки. Российским судам, перевозящим сельскохозяйственную продукцию, доступ в порты ЕС не запрещен.

По данным Африканского банка развития, Украина и Россия обычно поставляют более 40% пшеницы в Африку.

Но война привела к дефициту 30 миллионов тонн продовольствия в Африке, говорится в отчете. Это привело к росту цен на продовольствие на 40% по всему континенту.

В Нигерии цены на основные продукты, как макароны и хлеб, выросли на 50%.

экспорт зерна

Так же Йемен обычно импортирует из Украины более миллиона тонн пшеницы в год.

По данным ООН, из-за падения поставок в период с января по май цены на муку в Йемене выросли на 42%, а на хлеб – на 25%.

В Сирии, еще одном крупном импортере украинской пшеницы, цены на хлеб выросли вдвое.

Лора Веллсли говорит, что если из Украины не вывезут зерно, многие страны Ближнего Востока и Африки столкнутся с его нехваткой.

“Это еще больше повысит цены на хлеб в этих странах, что приведет к серьезным социальным беспорядкам”, — говорит она.

Как сняли блокаду

Украина и Россия подписали “зеркальные соглашения” с ООН и Турцией, открыв “морской коридор” в Черном море.

Чиновники говорят, что сделки включают:

  • Коридор из портов длиной 310 морских миль и шириной три морских мили до Стамбульского пролива
  • Украинские суда проводят суда с зерном из-за заминированных вод портов
  • Россия соглашается на перемирие при транспортировке грузов
  • Турция проверяет корабли, чтобы развеять опасения России по поводу контрабанды оружия
  • Разрешен российский экспорт зерна и удобрений через Черное море

Украина не желает разминировать свои порты, опасаясь, что Россия может воспользоваться этим и совершить вторжение с моря.

Однако, как говорит доктор Сидхарт Каушал, научный сотрудник отдела морской силы в центре Rusi, “у Украины достаточно сил, чтобы сдержать Россию от высадки войск с моря”.

Кто страхует грузовые суда, идущие по морскому коридору?

Судно Razoni уже имело страховое покрытие своего путешествия из Одессы, говорит Нил Робертс из страховой организации Lloyds Market Association.

Теперь страховщики будут решать, какую плату взимать с грузовых судов, которые будут в будущем заходить в Одесский и другие порты для загрузки зерна.

“Это путешествие рассматривается как пробное, чтобы проверить, все ли в соглашении идет по плану”, – говорит Робертс.

Стоимость страхования судов, входящих в Черное море, выросла после вторжения России в Украину.

Некоторые страховщики взимают 5% или 10% стоимости судна за один рейс.

Однако цена будет ниже, поскольку действует соглашение о безопасном коридоре, говорит Робертс.

“Страховики оставят цену доступной, потому что это гуманитарная деятельность, а не ради прибыли”, – говорит он.

Как экспортировали зерно к открытию морского коридора?

До войны свыше 90% продовольственного экспорта Украина отправляла морем.

После блокады портов она пыталась экспортировать как можно более сухопутным транспортом, используя грузовики и поезда.

ЕС установил “пути солидарности”, чтобы украинское зерно можно было отправлять из портов на Балтийском море, а также из румынского порта Констанца.

Часть пути в Констанцу зерно можно было транспортировать на барже по Дунаю.

Эти пути могут пригодиться и в будущем. Соглашение о безопасном морской коридор действует только 120 дней и может быть не продлен по истечении срока действия.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-08-01