Ткаченко больше не министр культуры. За что его уволили и чем он запомнился

tkachenko

Верховная Рада прогнозированно уволила с должности министра культуры и информационной политики Александра Ткаченко.

Шансов удержаться на должности у него практически не было – публичную команду уволить своего давнего соратника дал на прошлой неделе лично президент Владимир Зеленский. И хотя значительная часть депутатов от “Слуги народа” была против увольнения и профильный комитет не поддержал отставку, большинство все же послушалось президента – 321 голос “за”.

Александр Ткаченко руководил минкультом с июня 2020-го – более трех лет – не малый срок для этой должности. Весь этот период сопровождался скандалами и ссорами в культурной среде, Ткаченко обвиняли во многих проблемах сферы, хотя часто их причины происходили из офиса президента, а министр сам не соглашался со скандальными решениями и даже угрожал отставкой.

Он был одним из самых ярых сторонников автокефалии украинского православия в команде президента, а последние полгода стал одним из лиц кампании власти против УПЦ Московского патриархата.

Хотя Александр Ткаченко, как генпродюсер канала “1+1”, тесно работал со студией “95 квартал” Владимира Зеленского задолго до президентских выборов 2019 года и был его близким соратником, он уже давно удалился от нынешнего президентского близкого круга.

Как год назад президент решительно лишился своего давнего друга Ивана Баканова, так же поступил с соратником времен квартала и работы на канале Игоря Коломойского.

К министру накопилось много претензий, поэтому президент решил избавиться от Ткаченко, чтобы погасить скандал с финансированием крупных культурных проектов на фоне войны.

Почему уволили

Всю прошлую неделю соцсети разрывало – поднялся настоящий вал сообщений, что в разных регионах Украины власти тратят деньги на брусчатку, дороги, скверы или еще какие-то необязательные расходы. А в это время военных на фронте не хватает жизненно важных дронов.

И вместо того, чтобы пустить эти деньги на оружие, спасти жизнь военных, власти фактически тратят их неэффективно. Все эти расходы переводили в дроны Mavic, снайперские винтовки или пикапы для фронта.

На этой волне долили масла в огонь новости из культурной сферы – сначала парламент выделил минкульту полмиллиарда гривен на достройку второй очереди музея Голодомора, а затем выяснилось, что минкульт еще и заказал сериалов на сотни миллионов гривен.

В частности, 33 миллиона предполагали на сериал, в котором легко считывалась история об одиозном бизнесмене из Кировоградщины Александре Поворознюке. Его упорно раскручивал канал “1+1”, а видео с грубыми матерными заявлениями разлетались на youtube и tik-tok. Журналисты проводили расследование его уголовного прошлого и своевольных силовых методов работы с крестьянами. Сам он все обвинения возражал.

На этом фоне минкульт еще и затеял замену советского герба на щите “Родины-матери”. И хоть там Ткаченко нашел деньги частных инвесторов, а не государства, все это вместе еще больше разозлило людей и канализировало гнев на минкульт.

На пике скандалов 20 июля в вечернем обращении Владимир Зеленский признал проблему и попросил премьер-министра заменить министра культуры. Фактически, возложив на него ответственность.

“Музеи, культурные центры, символы, сериалы – все это важно. Но сейчас другие приоритеты. Находите внебюджетные средства, не государственные”, – сказал президент и фактически выпустил пару недовольства.

Хотя ранее Ткаченко парировал все упреки в неадекватных расходах, он в тот день принес премьеру Шмыгалю заявление об отставке.

Шумиха в соцсетях он назвал “волной недоразумения относительно важности культуры во время войны”.

“Культура во время войны важна, потому что это война не только за территории, а за людей, а люди – это наша память, история, язык, творчество, несмотря на войну, наследие и прошлое ради будущего”, – настаивал Ткаченко в своем посту об отставке.

Собеседники ВВС Украина в “Слуге народа” признавали, что увольнение Ткаченко – не самое лучшее решение президента. Там предполагали, что лучшего министра сейчас найти будет не так-то просто. Однако соглашались, что решение Зеленского было эффективным способом сбить информационную волну критики властей.

Готовой кандидатуры на замену у власти, как говорят собеседники, еще не видят, поэтому некоторое время министерством может руководить первый заместитель министра Ростислав Карандеев, работавший в ведомстве при министрах Вячеславе Кириленко и Евгении Нищук. Несколько человек из сферы культуры, с которыми общалась ВВС Украина, дали не лучшие отзывы о Карандееве как временном министре.

“Это не министерство, а электрический стул”, – говорит собеседник во власти, предсказывающий, что лучшей кандидатуры Ткаченко найти вряд ли быстро удастся.

Еще один влиятельный представитель культурной сферы Украины, оценивая неоднозначное наследие Ткаченко, признал, что радоваться отставке особо не стоит. “Однако и унывать не надо”, – добавил он.

Скандалы и достижения

Невывезенные музеи

Активисты и общественность за последний год несколько раз регистрировали на правительственном сайте петиции с требованием уволить министра культуры.

“Находясь на посту министра культуры и информационной политики, осуществлял руководство его деятельностью таким образом, что повлек за собой стагнацию в культурной сфере”, – говорилось в последней из них, которая в июне 2023 года набрала необходимые 25 тысяч подписей.

Чаще всего во время войны со стороны культурных деятелей было слышно упреки министру, что тот не организовал необходимую эвакуацию музеев и ценностей из тех регионов, наиболее пострадавших от войны или попавших в оккупацию. Там экспонаты либо уничтожены, либо их вывезли россияне. Речь о Херсоне, Мариуполе и других городах.

Ткаченко парировал, что в Украине не было закона о превентивной эвакуации, поэтому вывоз не приступали к вторжению. Да и денег на это не было.

С другой стороны, как указывал министр, музеи в Херсоне или в Мариуполе не эвакуировали, потому что российские войска захватили их слишком быстро.

Кроме того, многие музеи находились в подчинении местных властей, которые, как и власти центральные, не хотели паники и противодействовали эвакуации.

“Такой порядок должен быть создан под грифом секретно, должна была бы предоставиться команда всем местным органам власти. Но было общее видение, что это приведет к панике, и преимущественно большинство, к сожалению, директоров музеев категорически против перемещений ценностей, потому что они считали , что они потеряют эти коллекции”, – отвечал Ткаченко.

Как указывали собеседники ВВС Украина во властной команде, перед вторжением руководители ключевых органов власти получали указания успокаивать людей и не сеять панику подготовкой к возможному вторжению.

Претензии по поводу культурной политики касались не только пробелов эвакуации музеев.

“Как позорно, что за полтора года полномасштабного вторжения провалил наш Минкульт свою прямую, во время войны, миссию – беречь от врага культурное наследие, плюс (информационная составляющая) свидетельствовать о геноцидном характере этой войны”, – писала писательница Оксана Забужко.

По ее словам, чиновники не составили списка, из которого сразу было видно, скольких литераторов, актеров, музыкантов и создателей современной культуры Украина от российской агрессии потеряла физически. Кроме того, она жаловалась, что даже нормального представительского сайта поврежденных достопримечательностей (с надлежащим описанием, фотографиями нанесенных разрушений и т.д.) минкульт не смог сделать.

Оксана Забужко назвала отставку Ткаченко “долгожданной”.

“Большая реставрация”

Запомнился и масштабным проектом восстановления исторических памятников “Большая реставрация”, стартовавшего перед началом большого вторжения.

Это был своеобразный клон президентской программы “Большая стройка” в культурной сфере. Программа была рассчитана на три года, а в 2021-м власти определяли 57 первоочередных объектов для восстановления и создания туристических магнитов в регионах.

В общем, программу оценивали довольно положительно, ведь впервые во власти запустили комплексный подход к восстановлению памятников. Хотя были претензии к качеству реставрации отдельных памятников и возможным злоупотреблениям при финансировании. Великая война все эти планы сломала, а часть восстановленного Россия просто уничтожила.

После Евромайдана в Украине создали несколько государственных культурных институций, которые работали таким образом, чтобы сделать невозможным контроль со стороны министерств или правительства. При президенте Зеленском один за другим происходили скандалы в Украинском культурном фонде, переформатированном Госкино и в Довженко-центре. Представители культурного сообщества заявляли, что власти переводят государственные институты в режим ручного управления.

Постепенно Госкино и Довженко-центр вывели из подчинения минкульту и напрямую подчинили правительству даже несмотря на сопротивление министра Ткаченко.

Один из самых громких скандалов в украинской культуре времен Ткаченко – попытки власти реорганизовать Довженко-центр.

Этот культурный институт занимается сохранением, исследованием и популяризацией украинского кино.

Защитники Довженко-центра подозревали, что одной из причин действий власти является земля центра, которые могут получить в будущем застройщики.

В июле 2022 года правительство забрало Довженко-центр из-под управления минкульта и передало Госкино. Именно Госкино годом ранее так же правительство забрало у минкульта и подчинило себе. Тогда эксперты говорили, что эти действия санкционировались напрямую с Банковой.

Уже в августе 2022 Госкино издало приказ о реорганизации Довженко-центра, а в начале ноября отстранило от исполнения обязанностей руководителя центра Елену Гончарук. Которую практически единодушно поддержали кинематографическая общественность и культурная сфера.

Госкино пыталось назначить новую руководительницу, однако сделать это не смогло из-за громкого скандала по биографии претендентки.

Примечательно, что во время назначения руководительницы Госкино в 2020 году также был подобный скандал, ведь победительницы конкурса обвиняли в несоответствии должности и связи с офисом президента.

В конце концов, общественность смогла отстоять сохранение “Довженко-центра” и Елену Гончарук во главе, хотя споры в судах и с властью до сих пор продолжаются.

Александр Ткаченко выступал в защиту Довженко-центра, но утверждал, что помочь никак не могло, ведь и центр, и Госкино правительство забрало у Минкульта. Но ему все равно обвиняли, что он делал мало, а в начале работы в правительстве защищал руководительницу Госкино.

Кроме того, в культурной среде напоминали, что именно поведение министра, пока Довженко-центр был в его подчинении, могло привести к скандалу. Ведь полтора года до обострения Елену Гончарук не назначали полноценной руководительницей.

Показательно, что в ноябре 2021 года Ткаченко уже подавал заявление об отставке по несогласию с тем, что у минкульта забрали Госкино и урезали деньги на культуру в проекте бюджета на 2022 год. Однако тогда до реальной отставки дело не дошло.

Единый телемарафон

Оппозиция, журналистская среда и многие эксперты критикуют формат существования в Украине во время полномасштабного вторжения телемарафона “Единые новости”, монополизировавшего новостное вещание в доступном цифровом пакете.

Марафон запустили 24 февраля 2022 года, в него вошли каналы 1+1, ICTV, “Рада”, “Украина” (исчез после закрытия), “Интер” и “Общественное”.

Оппозиционные каналы, которые связывают с Петром Порошенко, туда не взяли, но их еще и выбросили из доступного цифрового пакета.

Оппозиция называет это политической цензурой, а власти говорят о едином голосе, который так необходим во время войны.

Организатором марафона был офис президента и Александр Ткаченко, неоднократно рассказывавший в интервью, что такой формат новостей будет продолжаться до окончания войны.

Несмотря на критику, что люди перестают смотреть марафон, Ткаченко настаивал, что доля телемарафона держится на уровне 13-15% просмотров, а люди включают в себя телевидение, чтобы “проверить достоверность новостей с Telegram”. Он отрицал, что марафон является инструментом государственной цензуры.

Однако, как предполагают собеседники ВВС во власти, в последнее время Ткаченко мог потерять влияние на информполитику марафона из-за ухудшения отношений с ОП.

Трезубец, выезд за границу и “хорошие россияне”

Министерство культуры с началом войны ответственно за предоставление разрешений на выезд за границу мужчинам-представителям сферы культуры и журналистам.

Процедура получения разрешений и так была достаточно непростой и запутанной, однако весной после скандала с бегством стендапера Щегеля ее осложнили.

По новым правилам артисты для выезда должны предоставить подтверждение, что в их организациях ведется военный учет и обновили свои персональные данные в военкомате.

Это привело к тому, что часть артистов перестала давать разрешение на выезд. Сам Ткаченко убеждал, что артисты все же уезжают, и уверял, что отказывают не стоящим на военном учете.

Среди мелких скандалов, которые были у минкульта при руководстве Ткаченко – попытка запустить флешмоб с новым жестом “Тризуб Независимости”. Его придумало креативное агентство Banda Agency в честь 31-й годовщины независимости, они с минкультом предложили украинцам жест-поздравления на обозначение трезубца.

На нем указательный и средний палец с мизинцем – прямые, а большой и безымянный – изогнутые.

Однако такое нововведение вызвало возмущение в обществе, ведь жест трезубца существует давно. Это поднятые вверх указательный, средний и безымянный пальцы. Такой жест на обозначение трезубца использовал политик и лидер Народного движения Вячеслав Чорновил.

Разработчики об этом не знали и извинились за недоразумение.

Александр Ткаченко в интервью BBC выступал против тотального запрета русской культуры и выступал за сотрудничество с “хорошими россиянами”.

“Мы не можем говорить о тотальном запрете русской культуры, мы можем призвать только к ее бойкоту. И, безусловно, после нашей победы она будет, мягко говоря, несколько иначе восприниматься, чем это было до войны”, — рассказывал Ткаченко ВВС о бойкоте русской культуры.

Он считал полезным сотрудничество с россиянами, не поддерживающими российское вторжение.

“Есть люди, которых связывают с нами демократические ценности, выступающие против Путина, против войны в Украине. Они, безусловно, — наши союзники, сообщники, я здесь не вижу никаких предостережений. (Используя их), мы расширяем спектр сопротивления, вынося его за пределы Украины”, – считал Ткаченко.

Александр Ткаченко был одним из активнейших участников властной кампании против Украинской православной церкви (Московского патриархата).

Еще в конце осени президент Зеленский объявил курс на духовную независимость от Москвы, после чего власти наложили санкции на ряд деятелей УПЦ и лишили украинских паспортов более десятка епископов этой церкви.

УПЦ настаивает, что она с мая 2022 стала независимой от РПЦ, частью которой была. Однако экспертиза профильной государственной службы подтвердила, что церковь до сих пор подчинена Москве.

Александр Ткаченко фактически стал двигателем движения за выдворение монастыря УПЦ “Киево-Печерская лавра” с территории лаврского заповедника.

Сначала минкульт забрал в УПЦ по пользованию Успенский собор и Трапезную церковь в так называемой верхней лавре, а с весны принял решение о выселении монастыря УПЦ МП с территории нижней лавры.

Этот процесс продолжается до сих пор, а наместник монастыря митрополит Павел обвинял в гонениях лично Александра Ткаченко и даже провозглашал проклятие в его сторону.

Александр Ткаченко еще в 2018 году поддерживал создание автокефальной православной церкви в Украине. У него были определенные контакты со Вселенским патриархом, а после создания ПЦУ и получения томоса поддерживал Православную церковь Украины.

Обозреватели в сфере культуры обращали внимание на участие минкульта в трансформации киевского государственного театра русской драмы имени Леси Украинки.

Театром более 30 лет руководил главный режиссер Михаил Резникович, известный своими пророссийскими взглядами и участием в Партии регионов.

После большого вторжения он несколько раз выезжал из Украины, а театр постепенно перешел на украинский язык и убрал из названия “русскую драму”.

Резникович оказал большое влияние во властных кругах, однако минкульт в конце 2022 года все же уволил его с должности. Формально – якобы из-за состояния здоровья.

Резникович с этим не согласился и обвинил в своем увольнении Ткаченко.

“Я ушел из театра не по своей воле. Я делал, поверьте, все от меня зависящее, чтобы остаться и участвовать в творческом движении театра. Против были два человека — министр культуры и Кирилл Кашликов. На сегодняшний день им это удалось”, – гневно отреагировал Резникович.

Затем он добавил, что Ткаченко вызвал Резниковича к себе 3 октября 2022 и потребовал уволиться.

Недавно живущий в Лондоне Резникович заявил, что в Киеве наступило “средневековье” и выразил надежду, что на сцену вернется русский язык.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-07-28