WP: Россия и Китай хотят построить подземный тоннель в Крым

krimskiy_most

Россия хочет с помощью Китая построить тоннель под Керченским проливом, который бы соединил Крым и Россию и защитил бы от украинских атак, пишет The Washington Post со ссылкой на перехват украинских спецслужб. 

По данным издания, переговоры о его строительстве уже велись. В них принимали участие бизнесмены из России и КНР, имеющие связи в правительстве.

Инициатором выступила российская сторона, которую, как пишет WP, очень беспокоит безопасность моста через Керченский пролив — ключевую логистическую магистраль российской военной группировки. Он остается одной из важнейших целей для украинских военных, уже дважды успешно его взрывавших.

Строить объект вблизи существующего моста будет крайне сложно, указывает WP. Во-первых, это будет стоить миллиарды долларов и продлиться годы, а во-вторых, никто никогда этого не делал в зоне боевых действий.

Но, несмотря на все трудности, эксперты считают, что у РФ есть очевидные причины для реализации этого проекта: без успехов на боли боя Россия столкнется с атаками Украины на Крымский мост в последующие годы.

Москва также стремится сохранить контроль над Крымом, который она незаконно аннексировала в 2014 году, и все больше зависит от Китая как источника глобальной поддержки.

При этом у тоннеля есть политические и финансовые риски и для Китая, ведь Поднебесная официально никогда не признавала Крым частью России – а это значит, что ее компании могут попасть под экономические санкции, пишут авторы статьи.

Спикер Кремля Дмитрий Песков отказался комментировать СМИ информацию о возможном строительстве тоннеля и назвал это “чепухой”.

Письма и встречи

Из перехваченной украинскими спецслужбами переписки следует, что Китайская железнодорожная строительная корпорация (CRCC) выразила готовность к участию в проекте.

Ее руководители, судя по перехвату, приезжали в Крым в начале октября, указывает WP.

CRCC – государственная компания, которая построила крупнейшие автомагистрали и железные дороги в Китае, а в последние годы установила тесные связи с Россией благодаря таким проектам, как расширение московского метрополитена. The Washington Post обратилась к CRCC с просьбой прокомментировать эту информацию, но ответа не получила.

Журналисты WP также узнали, что в Крыму зарегистрирован российско-китайский консорциум с участием лиц, фигурирующих в переписке.

Его генеральным директором значится Владимир Калюжный, который в письмах Георгию Мурадову, постпреду Крыма при президенте РФ, писал, что китайцы готовы стать генеральным подрядчиком в проекте.

Мурадов, ранее занимавший должность посла России на Кипре, на запросы о комментариях также не ответил.

При этом китайцы просят соблюдать секретность.

В одном из писем говорится, что CRCC будет участвовать в проекте только на условиях строгой конфиденциальности и из-за риска санкций в документах не будет упоминаться.

В электронной переписке также фигурирует китайский банк, который “готов конвертировать свои долларовые средства в рубли, чтобы перевести их в Крым для финансирования проектов [консорциума]”.

Американские чиновники и эксперты, к которым обратилось издание, были удивлены, что CRCC рискнула принять в этом участие, учитывая риск санкций и диверсий.

“Было бы странно, если бы консорциум крупных фирм КНР или правительство поддержали такой проект. Оно является достаточно легкой целью для украинских военных”, – сказал один из американских чиновников на условиях анонимности.

Возможно ли это технически

Эксперты считают, что строительство тоннеля под Керченским проливом технически возможно, и что Китай имеет для этого необходимый опыт и оборудование.

Это грандиозный проект, сравнимый по масштабам с туннелем между Данией и Германией, который строят уже восемь лет. Его стоимость превысит 8,7 млрд. долларов. Он станет самым длинным тоннелем в Европе после завершения строительства в конце текущего десятилетия, отмечает издание.

Эксперты также считают, что строительство Керченского тоннеля не удастся завершить вовремя, чтобы помочь России в ее военных усилиях. Но Москва может рассматривать туннель как долгосрочную инвестицию, призванную обеспечить надежную связь с территорией, которую можно было бы обжаловать десятилетиями.

Для Путина Крым имеет символическое значение, поэтому “важно соединить его с Россией-матушкай”, говорит эксперт по России и западным санкциям в Международном институте стратегических исследований Мария Шагина.

А вот Китай, вероятно, будет настаивать на хотя бы частичном владении туннелем, пишут авторы статьи. Китай также мог бы финансировать проект или вернуть деньги, взимая плату за проезд или поставку.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-11-24