За что отвечают городские власти Запорожья, – Инфографика

Если читать сообщения запорожцев в соцсетях, то голова кружится. Включили отопление в ноябре – гнев, мол, зачем? Не подали тепло – раздражение: мерзнем. Те, кто стоят в очередях на общественный транспорт, возмущаются ожиданиям, хотя часто не придерживаются масочного режима, подвергая соседей по салону и себя опасности. Пассажиры в транспорте рядом с пенсионерами недовольны, что старенькие занимают места, которые нужны рабочим. И кто во всем виноват? Правильно. Власть! 

Если же нести больше ответственности, меньше жаловаться и наконец разобраться, кто за что отвечает, результат был бы другим.

Способность власти

К сожалению, органы местного самоуправления, от которых в значительной степени зависят условия жизни, не всесильны. Они действуют в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Украины. К тому же тратят на нужды преимущественно деньги, которые получили от налогоплательщиков.

Основным финансовым документом любой территориальной общины является местный бюджет. В Запорожской городской общине, соответственно, бюджет города. Утверждает его городской совет в составе 64 депутатов. Исполком горсовета, в свою очередь, составляет и представляет на рассмотрение Запорожского городского совета бюджетные прогнозы, составляет проект сметы, обеспечивает его исполнение, отчитывается о ходе и результатах реализации. То есть ответственность за основной финансовый документ города и его исполнения – коллективная.

Бюджет формируется из нескольких источников. Из местных налогов и сборов, в частности, единого налога, налога на имущество, сбор за места для парковки и тому подобное. Основной же источник поступлений – общегосударственные налоги, в частности, на доходы физических лиц, 60% которого направляется в местные бюджеты, а 15% – на уровень области. Существенно могут улучшить финансовое состояние города субвенции и дотации из государственного бюджета, если, конечно, их выделят под конкретные проекты. А этим Запорожье похвастаться последние годы не может.

Еще один финансовый источник поступлений в бюджет города – неналоговые поступления. Это деньги по сдаче в аренду коммунального имущества, штрафов, предоставление лицензий и разрешений, доход коммунальных предприятий. Бюджет не только определяет прогноз на поступление средств, но и показывает, на что конкретно пойдут эти деньги.

Поэтому финансовая способность городской общины Запорожья, как видим, зависит от налогоплательщиков, то есть экономического состояния и способности государства и от профессионального распределения поступлений со стороны властей.

Общественный транспорт

Для качественной работы общественного транспорта местные власти могут закупать троллейбусы, автобусы, трамваи, финансировать ремонт тех, которые уже есть на его балансе, и курсируют в Запорожье.

За последние 4 года приобретено 95 автобусов. С 2016 года местные власти приобрели 10 троллейбусов и 7 троллейбусов с автономным ходом. За 4 года Запорожье также приобрело 13 европейских трамваев, которые ездят по разным маршрутам. Также по программе «Запорожский трамвай» уже собраны 12 новых трамваев, вообще парк коммунального транспорта за 4 года обновлен почти на 70%. Это позволило существенно улучшить сферу пассажироперевозок, сделать проезд в городском транспорте более комфортным и безопасным. И останавливаться на этом городские власти не собираются: в планах закупка еще 26 новых электробусов и 20 автобусов.

Городская власть регулирует работу общественного транспорта. И сейчас, когда Запорожье вошло в красную зону по COVID-19, также принимаются важные решения. В условиях распространения инфекции, чтобы уменьшить скопления людей на остановках, решением сессии Запорожского городского совета приостановлено право бесплатного проезда пенсионеров по возрасту в общественном транспорте. Ведь транспорт является одним из мест активного распространения инфекции, а пенсионеры находятся в группе риска.

Тарифы на тепло

От решений городского совета зависит стоимость жилищно-коммунальных услуг, но какой-то мере. Местные советы имеют полномочия устанавливать тарифы на те коммунальные услуги, которые предоставляют их коммунальные предприятия. И это в том числе услуги по централизованному теплоснабжению. Но есть большое но.

До 70% в стоимости тарифа на тепло составляет цена на газ, которая никоим образом не зависит от местной власти. А большие неплатежи населения приводят к балансированию коммунальщиков на грани убытков.

Проблема эффективности коммунальных предприятий не должна быть головной болью исключительно местной власти, а должна беспокоить также и население, считают специалисты по местному самоуправлению. Поскольку жители города Запорожье являются не только получателями услуг, а и конечными бенефициарами этих предприятий, и именно за счет их налогов КП воздерживаются.

Местные

В Украине типична ситуация, когда источником пополнения собственного капитала КП является преимущественно бюджетные ассигнования, а не чистая прибыль, как это должно быть у предприятия, функционирующего на конкурентном рынке. То есть КП не обеспечивают себя сами, а дофинансируются из местных бюджетов. Так, в Запорожье только 8 из 32 КП имеют потенциал к самофинансирования за счет заработанной прибыли. Остальные предприятия является или низкорентабельными и дофинансируются из городского бюджета, или являются убыточными и полностью перекладывают свои инвестиционные и текущие потребности на плечи городских властей.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2020-11-10