Западные бренды, не ушедшие из России. Почему?

Российское вторжение в Украину заставило многие западные компании отказываться от России, но некоторые покидают свои магазины, торговые точки и отели открытыми в этой стране, твердя, что просто не могут их закрыть. 

Среди них – Marks&Spencer, Burger King, а также гостиничные группы Marriott и Accor. Они утверждают, что выйти из России им не дают сложных условий в сделках по франшизам.

Эти фирмы передали свой бизнес в России третьим сторонам и не контролируют заведения, на которых написано их брендовое имя.

В целом на подобных условиях в настоящее время работает около тысячи магазинов или гостиниц этих брендов в России.

Например, M&S имеет 48 магазинов, а Burger King – 800 ресторанов, до сих пор работающих. Marriott имеет 28 отелей в России, а Accor – 57.

Многие западные фирмы годами или даже десятилетиями заключали подобные соглашения, чтобы вести бизнес в России.

Например, магазины Marks&Spencer занимается турецкой компанией FiBA, которая с 1999 года имеет права на продажу товаров этого бренда в Восточной Европе. В M&S заявили, что уже прекратили поставки новых товаров FiBA из-за войны в Украину.

Между тем, в сети ресторанов быстрого питания Burger King рассказали BBC, что их договоры франшизы для работы в России “являются долгосрочными юридическими соглашениями, которые не так легко изменить в обозримом будущем”.

Гостиничная группа Marriott, IHG и французская Accor, которая имеет в своем управлении такие гостиничные бренды, как Ibis и Novotel, также имеют подобные договоры в России.

В Marriott BBC заявили, что в России отелями управляет третья сторона, но также добавили, что “продолжают оценку того, могут ли эти отели оставаться открытыми в России”.

Франчайзинг является моделью ведения бизнеса, когда продажи товаров или услуг определенного бренда осуществляются третьей стороной с соблюдением условий, принятых в материнской компании.

Такую модель западные фирмы часто использовали, чтобы зайти на рынки постсоветских стран, считая, что не имеют достаточно “опыта” и знания местных условий, чтобы сделать это самостоятельно.

“Как обычный человек вы, конечно, думаете: почему они просто не закроют свои магазины? Но с точки зрения бизнеса и права, сделать что-то действительно трудно без серьезных юридических последствий”, – объясняет специалист по договорам франчайзинга по Bird&Bird Грейм Пейн.

Эти последствия будут особенно неприятны, если владелец франшизы, которую обычно западные компании заключали на 10 и более лет, обратится в суд.

Впрочем, как пояснила BBC партнер в Bird&Bird Виктория Гоббз, если станет известно о связях владельца франшизы с находящимся под западными санкциями российским президентом Владимиром Путиным, то с точки зрения британского законодательства, это может быть основанием для расторжения соглашения на франшизу.

Между тем, все фирмы заявили о своей поддержке Украины в противостоянии с Россией и пытаются доказать это делами:

  • Accor, имеющий 57 отелей в России и персонал в 3500 человек под своим брендом, приостановил открытие новых отелей и обслуживание в санитарных отелях,
  • Burger King направляет свою выручку от ресторанов в России на гуманитарные нужды,
  • Marriott and IHG Hotels & Resorts, имеющая 28 гостиниц в России под своим брендом, также остановил инвестиции и закрыл свой корпоративный офис в Москве, который напрямую принадлежал компании.

M&S направил более 1,5 млн фунтов на гуманитарную помощь беженцам в виде пальто и теплой одежды.

Из все еще остающихся в России брендов в компании Yum Brands, которой принадлежат KFC и Pizza Hut, говорят, что уже завершают заключение соглашения с главным владельцем франшизы о приостановлении деятельности Pizza Hut в России.

Как предполагает Виктория Гоббз из юридической фирмы Bird&Bird, компании “очень обеспокоены” репутационными рисками для их бренда из-за продолжения деятельности в России, и что на них сильно угнетает общественное мнение и призывы к бойкоту их товаров и услуг.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-03-16