Зерновое соглашение продлили: Что дает Украине и миру аграрный экспорт

“Это тот Первый, что распинал нашу Украину”, писал о Петре I Тарас Шевченко. В инструментарии московского царя и основателя Российской империи был и указ 1719 г., запретивший украинцам самим экспортировать зерно, – торговать хлебом можно было только через “прорубленное” на Балтике “окно” в Европу, а также через Архангельск – по установленным россиянам ценам. 

В 2022 году проход в главные черноморские порты Украины был перекрыт еще до начала войны, в первой декаде февраля – мол, для безопасных учений российского флота “со стрельбами”.

После начала полномасштабного российского вторжения украинские порты оказались полностью заблокированными.

Разблокировать их удалось благодаря подписанному 22 июля в Стамбуле соглашению, гарантами которого стали ООН и Турция. Согласно подписанным отдельно Украиной и Россией документам, соглашение должно было действовать 120 дней – до 19 ноября. А дальше могла быть продолжена. Или нет.

В конце октября Россия заявила, что приостанавливает свое участие в соглашении, но это не остановило движение зерна из Украины. Менее чем через неделю Россия вернулась к участию в соглашении, но пригрозила, что “оставляет за собой право выйти из этих соглашений”, если, как заявил российский президент, Украина нарушит свои гарантии. Существование каких-либо дополнительных гарантий в Украине опровергли.

Теперь соглашение договорились продлить еще на 120 дней. Об этом сообщил министр инфраструктуры Александр Кубраков.

“Инициатива по безопасной транспортировке агропродукции через Черное море продлена еще на 120 дней. Это решение было принято только в Стамбуле. Гарантами выполнения инициативы остались Организация Объединенных Наций и Турция”, – сообщил украинский министр.

Что означает для Украины возможность свободно продавать свое зерно, как мир зависит от него и почему так важен путь через Черное море?

Цена вопроса для Украины

По данным Продовольственной и аграрной программы ООН (FAO), до войны украинский аграрный сектор давал до 20% ВВП и более 40% экспортных доходов. В 2021 году только экспорт зерновых принес стране более 12 млрд. долларов.

Российское вторжение не только привело к прекращению экспорта. Значительные разрушения получили теплицы, склады, перерабатывающие мощности и система ирригации. Только по предварительным оценкам потери украинского сельского хозяйства могут составить около четверти стоимости отрасли до войны.

“Реальные потери очевидно будут гораздо больше, поскольку нынешние расчеты не принимают во внимание потери в средних и малых хозяйствах на оккупированных Россией территориях или в зонах боевых действий”, – отмечают в ООН, и напоминают: именно в таких хозяйствах до войны производили до 40% всей аграрной продукции в Украине до войны.

По опросам, с начала войны около четверти агропроизводителей вообще потеряли доступ к финансированию и кредитам, еще 20% говорят о значительных сложностях при получении средств.

Поэтому, когда речь идет об экспорте зерна – основной продукции украинского АПК, следует помнить и о том, что деньги от него давали доход около 7,5 млн украинцев, работавших в сельском хозяйстве до войны.

Даже, несмотря на блокаду портов в марте-июле этого года, в предыдущем маркетинговом году (июль 2021 – июнь 2022) экспортировали 61,52 миллиона тонн зерновых и масличных культур на 22,2 миллиарда долларов, сообщил заместитель министра экономики-торговый представитель Украины Тарас Качка. По его данным, по 5,8 млрд долларов принесли экспорт кукурузы и подсолнечного масла, еще 4,8 млрд долларов – экспорт пшеницы.

Сколько приносит аграрный экспорт

По информации министра инфраструктуры, с 1 августа, когда благодаря соглашению, достигнутому при посредничестве ООН и Турции, из заблокированных Россией украинских портов отправились первые суда с продовольствием, Украина смогла экспортировать 11 млн тонн агропродукции в 38 государств.

В министерстве отмечают, что в октябре “объемы экспорта могли быть выше на 30-40%, если бы Россия искусственно не блокировала инспекции в Босфоре”.

В течение сентября-октября благодаря “зерновому коридору” Украине практически удалось выйти на довоенные объемы аграрного экспорта, заявил заместитель председателя Всеукраинского Аграрного Совета (УАР) Денис Марчук.

По его данным, с июля по конец октября Украина экспортировала почти 13 млн тонн зерновых, из которых морем на конец октября была вывезена львиная доля зерна – 9,3 млн тонн.

“Это чуть меньший показатель по сравнению с прошлым годом, потому что в прошлом году за этот период мы продали 19,4 млн тонн, – объясняет Марчук. – Но и это можно было бы нарастить, если бы Россия не притормаживала работу коридора “на Босфоре”.

Кроме торможения поставок в конце октября, несколько меньшие показатели аграрного экспорта были в июле и августе.

“А вот уже в сентябре-октябре мы фактически уже вышли на годовой цикл ежемесячной отгрузки, которая достигала где-то по 7 млн ​​тонн (зерновых) ежемесячно”, – говорит представитель ВАР.

Он предполагает, что если “зерновой коридор” будет работать и дальше, то Украина сможет выйти на “показатели довоенного времени” по аграрному экспорту, и даже сможет наверстать то, что не смогла продать из-за блокирования портов в первые месяцы российской агрессии.

В денежном измерении, по словам Дениса Марчука, только “урезанный” августовский экспорт зерновых принес Украине около 1 млрд долларов. Сейчас это один из немногих источников поступления не только доходов, но и твердой валюты в Украину.

Вместе с тем, общие объемы экспорта зерна все же меньше, чем в прошлом. По данным Минагорполитики, с июля по конец октября Украина экспортировала на треть меньше зерновых, чем за тот же период в прошлом году. При этом экспорт пшеницы сократился более чем на 60%, муки – на 20%, а вырос только экспорт кукурузы.

Из-за этого, а также из-за значительного подорожания горючего, страхования, всей логистики, существенно меньше и доходы производителей зерна, потому что все риски торговцы зерном закладывают в цену.

“Цены внутри страны значительно меньше, чем на мировых рынках. Это во многом объясняется дорогостоящей логистикой”, – говорит Денис Марчук. Даже когда речь идет о самом дешевом способе – доставке по морю, он значительно подорожал из-за рисков, связанных с войной.

Меньшие доходы, а то и просто отсутствие доходов у сельхозпроизводителей уже привели к тому, что в этом году озимые засеяны на 40% меньше площади, чем в прошлом.

И это плохая новость не только для Украины.

Цена вопроса для мира

По подсчетам FAO, по итогам 2021 года Украина была лидером мирового рынка подсолнечного масла с долей около 45%, третьим крупнейшим производителем кукурузы, ячменя и рапса.

В 2021 году Украина также была шестым крупнейшим производителем пшеницы в мире и давала десятую часть мирового экспорта. Именно эту культуру считают самой важной, если речь идет о немедленном потреблении, а значит, и об угрозах голода в беднейших странах.

доля Украины в мировом экспорте продовольствия

Не удивительно, что после того, как в феврале 2022 года украинские порты были заблокированы, в марте мировые цены на продовольствие – и без того достаточно высокие после пандемии коронавируса – начали устанавливать новые рекорды. Снижаться они начали вместе с первыми сообщениями о возможности открытия “зернового коридора” из украинских черноморских портов.

Как изменялись цены на продукты питания в мире

Крупнейшие покупатели украинских масличных в 2021 году были в Европе. Однако ведущими импортерами именно подсолнечного масла являются Индия, Нидерланды и Китай.

В прошлом году Китай также стал главным импортером украинского зерна. Египет, много лет удерживавший первое место, подвинулся на второе. На третьем оказалась Турция.

Среди других крупных импортеров украинского зерна – Иран и Пакистан, сдвинувшиеся с многолетних позиций в Бангладеш и Корею. В первой десятке также Испания и Нидерланды, Ливия и Тунис.

Кроме того, Украина была одним из главных поставщиков зерна не только в развивающиеся страны, но и в страны с “дефицитом продовольствия”, по терминологии ООН. К примеру, поставки украинской пшеницы в Эритрею составляли 47%.

Часть нынешних поставок “зерновым коридором” также идет через продовольственную программу ООН в страны, население которых находится на грани голода. И на это без устали указывает Россия.

Однако в этом случае, похоже, дьявол кроется в деталях. До 70% украинской аграрной продукции, которую удалось экспортировать за три месяца действия зернового коридора, – это кукуруза и пшеница.

как изменялись цены на пшеницу и кукурузу

При этом кукурузу, используемую либо для переработки, либо в животноводстве, преимущественно импортировали развитые страны. Зато пшеница, критическая для обеспечения продовольственной безопасности “глобального юга”, шла преимущественно в развивающиеся страны. А 20% ушли в беднейшие страны в рамках Всемирной пищевой программы ООН.

В общем экспорте (не только морем, но и сушей) кукуруза, по данным министерства аграрной политики, составляет более 9 млн тонн, тогда как объемы экспорта пшеницы почти вдвое меньше.

Если же брать данные по пшенице, то по состоянию на конец октября, по данным МинАПК, доля африканских стран в общей структуре отгрузок пшеницы составляла более четверти. А в страны, страдающие гуманитарным кризисом, вывезено 23% пшеницы. Речь идет о таких государствах, как Кения, Сомали, Ливан, Судан.

Кроме того, часть украинской пшеницы, доставляемой в Турцию, как ведущего экспортера муки и готовой продукции из нее, также поедет в страны, нуждающиеся в продовольствии. Сейчас на Турцию приходится более 20% экспорта украинской пшеницы.

Но если украинская еда так важна для мира, можно ли ее доставить не через черноморские порты?

Есть ли альтернатива Черному морю?

Последний довоенный 2021 год принес Украине рекордный урожай зерна за всю ее историю – как некоторые говорили, со времен Киевской Руси – более 106 млн тонн.

Когда с началом российского вторжения украинский аграрный экспорт прекратился, недоэкспортированными остались около 7 млн. тонн пшеницы и 12 млн. тонн кукурузы – двух главных культур украинского зернового экспорта.

Очевидны были не только финансовые потери украинских производителей и риски голода в странах, в которые должно попасть это зерно, но и то, что с новым урожаем – хоть и на 40% меньше довоенного – сохранять все это просто будет негде.

По состоянию на май 2022 г. около 14% элеваторов в Украине были разрушены, еще около 10% оказались на подконтрольных россиянам территориях.

В июне 2022, последнем месяце маркетингового года, количество невывезенного из Украины зерна более чем в 4 раза превышало показатели довоенного 2021 года.

До войны через южные порты шло около 90% украинского аграрного экспорта – ежемесячно около 6 млн. тонн зерна. По суше, через железную дорогу, шло около 300 тыс. тонн – в 20 раз меньше.

Сразу после того, как порты были заблокированы, попытки экспорта по суше не были особенно успешными. Для экспорта по железной дороге не хватало вагонов ни в Украине, ни по другую сторону ее западных границ. Разница в ширине путей также добавила проблем – перегрузка на границе довольно продолжительная и дорогостоящая операция.

В какой-то момент месячные поставки зерна по железной дороге удалось нарастить до 500 тыс. тонн в месяц. Говорили также о перспективе экспортировать до 1,5 млн тонн зерна по железной дороге.

Однако даже это очень далеко от того, что может производить и поставлять на мировой рынок Украина даже во время войны. Кроме того, есть и сомнения в способности принять все это по ту сторону границы.

“В Европе недостаточно портовых мощностей, чтобы принимать украинское зерно. Румынские и польские порты могут перегрузить 33 миллиона тонн зерна в год, а Украине нужно 50-60 миллионов тонн”, – объяснял представитель “Укрзализныци” Валерий Ткачев.

Да и доставка в эти порты по железной дороге существенно дороже перевозки морем, отмечает заместитель председателя ВАР Денис Марчук.

Еще одним альтернативным маршрутом стали реки или комбинация маршрута река-море. В июле украинские военные и администрация морских портов сообщили, что благодаря освобождению острова Змеиный от российских войск удалось разблокировать экспорт украинского зерна и другой продукции через морские порты на Дунае.

В ноябре “Украинское Дунайское пароходство” (УДП) сообщило о запуске проекта “Дунайский зерновой путь” для транспортировки аграрной продукции в румынский порт Констанца.

Как объяснил генеральный директор УДП Дмитрий Москаленко, этот путь разрабатывался на основе предположений о возможном выходе России из соглашения о зерновом коридоре. По его словам, этот путь предусматривает “безопасную и гарантированную доставку аграрной продукции из речного порта сразу на морское судно большого тоннажа”.

Однако одновременно он признал ограничение проекта – “мы фактически исчерпали возможность увеличения тоннажа”, написал Дмитрий Москаленко в фейсбуке, добавив, что “на втором этапе проекта “Дунайский зерновой путь” предполагается строительство новых барж”, а также модернизация тяги.

По данным МинАПК, с начала этого года через порты, фактически не работавшие 5 месяцев, было экспортировано почти 17 млн ​​тонн агропродукции, железной дорогой – 6 млн тонн, автотранспортом – 3 млн тонн.

Поэтому выглядит, что альтернативные пути экспорта украинского зерна существуют, но по эффективности и цене они значительно уступают пути через Черное море, поэтому этот путь остается жизненно важным и для Украины, и для стран, которым нужно ее зерно.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-11-17