Правильно ли было отказать Штайнмайеру? И какая политика нужна Украине по отношению к ФРГ

Немецкий президент Франк-Вальтер Штайнмайер 12 апреля заявил, что украинские власти отказались принимать его с визитом. Это вызвало трение в отношениях двух стран, хотя Владимир Зеленский заявил, что даже обращение по поводу его визита в Киеве не получали. 

Долгое время Штайнмайер был сторонником сотрудничества Германии с Россией и формулы урегулирования конфликта в Донбассе, против которого выступало немало украинцев.

Свое ошибочное восприятие политики России немецкий президент признал только недавно.

Как сейчас комментируют эту ситуацию в Киеве и Берлине и какие выводы должна сделать Украина для развития отношений с Германией?

Как это случилось

Сначала об отказе принять Штайнмайера в Киеве 12 апреля сообщило издание Bild. Издание со ссылкой на анонимного украинского дипломата в Киеве заявило, что немецкого президента в Киеве не ждут.

“Мы все знаем о тесных связях Штайнмайера с Россией, которые также были подкреплены формулой Штайнмайера. Пока его не будут приветствовать в Киеве. Посмотрим, изменится ли это”, – вроде бы сказал этот дипломат.

Позже Франк-Вальтер Штайнмайер после пресс-конференции с президентом Польши Анджеем Дудой подтвердил, что в Киеве его действительно не ждут.

“Мой друг, президент Польши Анджей Дуда предложил, чтобы мы вместе с президентами Эстонии, Латвии и Литвы поехали в Киев, чтобы показать общую европейскую солидарность с Украиной, и я был готов это сделать, однако, очевидно, и я готов принять это к сведению , в Киеве этого не захотели”, – отметил он.

В итоге 13 апреля четверо президентов совершили визит в Киев и разбомбленную Бородянку без Штайнмайера.

Франк-Вальтер Штайнмайер – один из ведущих политиков немецкой Социал-демократической партии, с 2017 года занимает пост президента Германии.

Он начал свою политическую карьеру в 1993 году руководителем личного бюро премьера земли Нижняя Саксония Герхарда Шредера. С того времени его карьера до 2005 года была связана с этим политиком. Шредер в 1998-2005 годах был федеральным канцлером Германии, а Штайнмайер почти все это время – руководителем его канцелярии.

Уже после завершения полномочий Шредера в должности канцлера в 2005 году, Штайнмайер был министром иностранных дел Германии в 2005-2009 и 2013-2017 годах в правительствах “большой коалиции” во главе с Ангелой Меркель.

Герхард Шредер в это время строил бизнес-карьеру, связанную с энергетическими проектами России. Уже в 2005 году он стал главой консорциума, который строил “Северный поток”, в 2017 году стал руководителем совета директоров “Роснефть”, а незадолго до нападения на Украину его выдвинули еще и в совет директоров “Газпрома”.

Штайнмайер, как глава МИД Германии, а затем президент страны неоднократно участвовал в переговорах по мирному урегулированию на Донбассе.

На этих переговорах 2016 появилась так называемая формула Штайнмайера. Глава МИД Германии предложил сначала провести в оккупированных районах Донбасса местные выборы, и после их признания ОБСЕ, внести изменения в Конституцию и закрепить особый статус Донбасса, а затем вывести российские войска и отдать Украине контроль над границей.

В Украине же всегда настаивали, что вывод войск и контроль над границей должны предшествовать выборам и обсуждению статуса Донбасса.

Одновременно Штайнмайер много лет поддерживал строительство “Северного потока-2”, запуск которого может избавить Украину от доходов от транзита российского газа. Сертификация этого газопровода остановлена ​​после решения России признать “ДНР” и “ЛНР”.

Дискуссии по сути и реализации “формулы Штайнмайера” активизировались осенью 2019 года и даже привели к акциям протеста в Киеве, но администрация Зеленского на этот шаг не пошла. Впрочем, по крайней мере, у части украинцев сложилось негативное мнение о немецком президенте.

4 апреля 2022 года, уже после зверств в Буче, Штайнмайер признал, что его политика в отношении России была ошибочной.

“Моя поддержка “Северного потока-2″ была ошибкой. Мы пытались сохранить мосты, в которые Россия больше не верила, и о чем нас предупреждали наши партнеры”, – заявил он, сообщает Tagesschau.

“Не может быть возвращения к нормальным отношениям с такой Россией. Российские военные преступления увидел весь мир. Их нужно задокументировать и расследовать, а виновников и принимающих политические решения нужно привлечь к ответственности”, – заявил президент Германии на пресс-конференции 12 апреля.

В последнее время политику Штайнмайера в немецких СМИ открыто критиковал посол Украины в Германии Андрей Мельник, и заявление немецкого президента об ошибочной политике по отношению к России появилось именно после одного из таких интервью.

“Посол обвинил Штайнмайера в плетении паутины тесных контактов с Россией”, – таким было название интервью издания Tagesspiegel с Андреем Мельником от 3 апреля.

“Федеральный президент – умный политик, один из опытнейших. Штайнмайер десятилетиями создавал паутину контактов с Россией. В этом многие люди, которые сейчас руководят в “светофорной коалиции” – г-н Плетнер в Ведомстве канцлера (советник по внешней политике Шольца, – прим. ред.), господин Михаэлис в министерстве иностранных дел (государственный секретарь, назначенный по сути заместителем Бербок, – прим. ред.) и многие другие важные посла”, – заявил посол Украины.

В интервью Европейской правде украинский дипломат прокомментировал заявление Штайнмайера о признании ошибок.

“Не верю в то, что человек может измениться в течение нескольких недель, тем более такой человек… Президент был вынужден признать отдельные ошибки, что он разочарован в Путине, что “Северный поток” был ошибкой, что он лично его поддерживал. Пока что мы видим такие первые шаги”, – сказал Андрей Мельник.

В то же время, он упомянул об усилении критики немецкой политической элиты со стороны СМИ.

“Мы видим огромную медийную кампанию в Германии. Целый ряд СМИ – буквально на последних, в минувшие выходные – они публикуют острые и критические публикации не только в отношении лично господина Штайнмайера, но и в отношении провала всей элиты политической немецкой за последние годы”, – добавил он.

Как ситуацию комментируют в Украине

13 апреля ситуацию со Штайнмайером попросили прокомментировать Владимира Зеленского.

“Я как президент и наш офис официально не получали обращения президента Германии и офиса президента Германии по поводу визита в Украину. У нас страна свободна, и мы готовы быть транзитным государством, если это вопросы экономические, а не политические”, – заявил Зеленский на брифинге 5 президентов.

Президенты Литвы, Польши, Латвии и Эстонии приехали в Киев без своего немецкого коллеги, поэтому мы уже не узнаем, захотел ли он принять участие в подобной фотосессии дружбы.

“Я думаю, что мы можем себе позволить, зная, что каждый день мы теряем людей, быть среди тех, кто нас реально поддерживает, среди реальных друзей. Я считаю, что реальных друзей много не бывает. Мы удовлетворены этим количеством”, – подчеркнул президент Украины.

В тот же день заместитель главы Офиса президента Игорь Жовква в комментарии Die Welt пояснил, что визиты следует совершать по приглашениям и с конкретным результатом.

“На визит в другое государство всегда приезжают по приглашению его руководства – иначе это просто невежливо. Каждый визит в Украину иностранных лидеров сегодня – это не просто символ поддержки, он должен увенчаться конкретным результатом; в случае с немецким руководством это могли бы быть или эмбарго нефть, или новые поставки вооружения, особенно тяжелого, или быстрое вступление в ЕС, или значительная финансовая помощь”, – отметил он.

А посол Украины в Германии Андрей Мельник в эфире ProSiebenSAT.1 заявил, что в Киеве с нетерпением ждут визита немецкого канцлера Олафа Шольца, чтобы обсудить поставки тяжелых вооружений Украине.

14 апреля на брифинге ситуацию прокомментировал министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба, возложивший частичную ответственность за ситуацию на немецкие СМИ.

“В дипломатии много рабочих моментов, касающихся согласования, форматов визитов, ожиданий результатов. Когда эту работу делают только дипломаты, мы всегда находим взаимоприемлемые решения. Когда нюансы рабочих процессов попадают в СМИ, или когда в СМИ появляется непроверенная информация , возникают публичные дискуссии, скандалы”, – отметил министр.

“Досадно, что сообщение одного из немецких СМИ со ссылкой на источник повлекло за собой непростую ситуацию, которую сейчас имеем, но в связи с этим хотим сказать: Украина с большим уважением относится к Германии, мы не всегда во всем согласны, но мы уважаем Германию как государство, как партнера, и для нас очевидно, что президент является одним из символов этого государства, и мы с таким же уважением относимся к институции федерального президента”, – добавил Кулеба.

По его словам, Украина не заинтересована в эскалации отношений с Германией и урегулирует ситуацию дипломатически.

“Никакого вреда для украинско-германских отношений не будет. Мы выступаем за отношения, которые строятся на взаимном уважении и построении новой немецкой политики в отношении Украины при нынешних обстоятельствах”, – подчеркнул Кулеба.

Реакция в Германии

Официальный представитель правительства Германии уже 12 апреля заявил, что решение украинских властей отказать в визите Штайнмайеру восприняли с удивлением, – сообщает DW.

“Федеральный президент четко и недвусмысленно занимает позицию на стороне Украины. Германия была и остается в международном масштабе одной из самых решительных поклонниц Украины, и это тесно связано с многолетней работой нынешнего президента”, – отметил представитель правительства Германии.

Ошибкой назвал решение отказать Штайнмайеру вице-канцлер Роберт Хабек, известный как один из самых ярых сторонников сотрудничества с Украиной и предоставление ей вооружений.

“К сожалению, я должен сказать это так: украинская сторона допустила дипломатическую ошибку. Федеральный президент – это Германия. И поэтому отказ в приглашении от президента Зеленского – это отказ Германии”, – отметил он, сообщает Spiegel.

На вопрос, совершит ли в Киев визит канцлер Олаф Шольц, как того хотят украинские власти, Хабек ответил: “Теперь мы все должны убедиться, что мы решим проблему, а не обостряем ее. Вот для чего придумали телефоны”.

Сам канцлер Олаф Шольц заявил в эфире радио rbb24, что украинский отказ принять Штайнмайера является “несколько раздражительным”, – сообщает Tagesspiegel.

“Федеральный президент хотел бы посетить Украину. Поэтому было бы хорошо его принять”, – сказал Шольц.

Он не ответил на вопрос, готов ли нанести визит в Киев.

Дали оценку отказу принять Штайнмайера и некоторые немецкие журналисты.

Обозреватель ARD Оливер Нойрот в комментарии Tagesshau заявил, что украинские власти оказали себе “медвежью услугу”. Он напомнил, что Штайнмайер признал ошибку, а сейчас Германия пытается поддержать Украину, в частности, вооружениями.

“Даже если Киев недоволен ролью Германии, отказ главе немецкого государства не является мудрым решением. Сейчас маловероятно, что канцлер Шольц поедет в Украину после отказа Штайнмайеру. Именно российский правитель Путин может теперь с удовольствием наблюдать, насколько разделен Запад”, – отметил он.

Ошиблась ли Украина со Штайнмайером?

Мнения украинских экспертов, комментирующих немецко-украинские отношения, разделились.

“Наша политика в отношении Германии построена на образах и претензиях. С Берлином нужно работать, спорить, убеждать, нашу точку зрения объяснять, почему им выгодно нас поддерживать. А такие демонстративные шаги нам больше вредят, чем пользы приносят”, – считает доцент Института международных отношений. КНУ им. Шевченко Николай Капитоненко.

По его мнению, немецкая элита в результате войны переоценивает позицию по отношению к России, готова признавать ошибочность некоторых своих подходов, правительство уже далеко ушло в санкциях против России и в поставках вооружения Украине.

“Нам сейчас важно не заниматься морализаторством. Если немецкие политики готовы менять свою позицию, приезжать в Киев и разговаривать, нужно, чтобы они приезжали в Киев и разговаривали, на любом уровне”, – говорит Капитоненко.

По его мнению, Украине не удастся плодотворно общаться с правительством Германии, одновременно игнорируя немецкого президента.

По мнению Николая Капитоненко, украинская внешняя политика сейчас живет образами на политику эпохи Ангелы Меркель, в условиях войны надо использовать все каналы коммуникации с Германией.

“Шансы на сотрудничество с Шольцом не становятся выше из-за такого отношения к Штайнмайеру”, – считает Капитоненко.

Он напоминает, что Украине нужна поддержка Германии – как в вопросе вероятных мирных переговоров, так и в вопросе вступления в ЕС.

“Рано или поздно дойдет до каких-то переговоров, и здесь надо иметь немцев на своей стороне. И ключевой вопрос – если за прекращение огня нужно будет платить отказом от НАТО, наиболее надежная гарантия безопасности – это ускоренное членство в ЕС. И здесь без немецкой поддержки мы не сможем ничего добиться, нам придется теперь делать шаг и приглашать Штайнмайера”, – говорит Капитоненко.

Он также не соглашается с критикой в ​​адрес Ангелы Меркель, которая сейчас звучит в Украине, и напоминает, что она сыграла одну из ключевых ролей во введении санкций ЕС в отношении России в 2014 году, и именно ее правительство предоставило большой объем помощи Украине.

В Германии об этой финансовой помощи тоже напоминают. По данным ZDF Heute, в 2014-2021 годах Германия предоставила Украине 1,83 млрд. евро помощи, а из 17 млрд. евро грантов и кредитов от ЕС за этот период 4 млрд. составляют немецкие деньги.

Другой позиции придерживается аналитик Западного института в Познани (Instytut Zachodni im. Zygmunta Wojciechowskiego), эксперт по германской внешней политике Виктор Савинок.

“Я не думаю, что решение по Штайнмайеру было ошибкой. Германии нужно было послать сигнал, который бы касался и личности самого Штайнмайера, и той позиции, которую занимает правительство в вопросах, связанных с поставкой оружия”, – считает эксперт.

“Фигура Штайнмайера неоднозначна, он еще несколько месяцев назад говорил, что Северный поток-2 – это последний мост, соединяющий Германию и Россию. Теперь он признал свою позицию ошибочной, но похоже, что это произошло не без давления со стороны посла в Германии Андрей Мельник. И сейчас украинская сторона сигнализирует, что таких заявлений недостаточно, чтобы принять Штайнмайера в Украине необходимо сделать больше, разобраться, где немецкая политика была ошибочной”, – говорит Савинок.

По мнению эксперта, немецкая помощь Украине недостаточна, а поставки вооружений тормозят некоторые политики из Социал-демократической партии, хотя это решение имеет полную поддержку у их партнеров по коалиции – зеленых и либералов (Свободной демократической партии).

“Да, Германия оказывает и экономическую поддержку, и политическую. Но трудно сказать, кто именно виноват в том, что решения по поставкам вооружений продвигаются настолько медленно, потому что есть много разнообразных объяснений, начиная от немецкой бюрократии до нехватки политической воли, которая зависит от ведомства канцлера (социал-демократа Олафа Шольца. – Ред.)”, – говорит он.

По мнению Виктора Савинко, в Украину следует пригласить посмотреть на последствия российского нападения не только Штайнмайера, но и всех ключевых фигур правительства – Кристиана Линднера, Олафа Шольца, Анналену Бербок и Роберта Хабека.

По мнению эксперта, в отличие от 2014 года, когда Ангела Меркель сыграла ведущую роль во введении санкции ЕС после событий в Крыму и на Донбассе, правительство Олафа Шольца потеряло ведущую роль в координировании помощи Украине на уровне ЕС.

“Сейчас эти вопросы решаются коалицией стран внутри ЕС, но Германия играет второстепенную роль или тормозит принятие отдельных решений, как это показали дебаты по отключению России от SWIFT и дебаты связанные с топливным эмбарго. Существует потребность в том, чтобы немецкую сторону склонять к принятие тех решений, которые будут выгодны Украине”, – считает Савинок.

По его мнению, в Германии нет нормальной экспертизы не только по Украине, но и по собственной безопасности.

“В Германии нет того осознания, что если россияне выйдут на украинско-польскую границу, то угроза для ФРГ будет реальной, и у нее даже не будет того небольшого времени, которое Шольц хочет потратить на модернизацию собственных вооруженных сил”, – говорит Виктор Савинок.

Он считает, что приглашать в Украину Штайнмайера все же стоит. Как и канцлера Олафа Шольца, вицеканцлера Роберта Хабека, министра иностранных дел Анналену Бербоку и министра финансов Кристиана Линднера.

“Нужно, чтобы они приехали в Украину и увидели те разрушения, которые повлекла за собой Россия. Чтобы задумались над уровнем поддержки и предоставлением финансовой помощи для восстановления. И конечно, нужно работать с немецкими СМИ и дальше “раздражать” немецкое общественное мнение, показывая людям в Германии фото разрушений и убитых Россией людей”, – отмечает Савинок.

Эксперт отмечает, что отказ от стереотипов по отношению к России и Украине в немецком обществе происходит болезненно и медленно, над этим нужно работать.

“Вопрос сейчас не в том, что украинцы делают мало, вопрос в том, готовы ли нас в Германии слушать. В 2014 году начался болезненный процесс переосмысления восточной политики. Он был очень медленным, широкомасштабная агрессия России ускорила ее излом, но есть еще люди, которые не могут отказаться от стереотипов в восприятии Восточной Европы, с этими людьми следует говорить”, – добавляет он.

Еще одна проблема для двусторонних отношений – война России против Украины происходит на фоне демонстраций и организаций автоколонн в Германии с символикой России, Российской империи и СССР, некоторые участники которых открыто поддерживают войну.

По данным 2019 года, в Германии проживало 2,6 млн человек, которые указали своими странами происхождение Россию и Казахстан, среди них немало этнических немцев, предки которых являлись жертвами сталинских репрессий и насильственного переселения в Центральную Азию. Для сравнения: выходцев из Украины было всего 314 тысяч. За полтора месяца войны к ним прибавилось еще 335 тысяч беженцев из Украины.

Хотя в пророссийских акциях в Германии берут сотни, больше тысячи людей, пропутинские лозунги и высказывания в поддержку войны (их можно услышать от участников, например, в этом репортаже Российской службы DW), создают приятную для Кремля картинку якобы широкомасштабной поддержки убийств украинцев диаспоры, которой на самом деле нет.

“Под российскими флагами уничтожают целые города, обстреливают гражданское население. Когда украинские беженцы видят, что по немецким городам ездят под “Калинку” автомобили с российскими флагами и эти люди кричат в поддержку Путина это внушает чувство опасности”, – говорит Савинок.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-04-15