Еленовка: что произошло в колонии №120 и почему российская версия не подтвердилась

elenovka

В результате взрыва, произошедшего в ночь на 29 июля в колонии в Еленовке Донецкой области, погибли более 50 украинских военнопленных. Украина и Россия обвиняют друг друга в нападении. Криминалисты и эксперты по вооружениям объяснили, почему версия событий российской стороны не соответствует действительности. 

По меньшей мере, 50 украинских военнопленных погибли, 73 были ранены в результате нападения, которое шокировало нацию и спровоцировало протесты в Украине и за рубежом.

Нападение произошло на территории самопровозглашенной “Донецкой народной республики”. Поселок Еленовка находится под контролем пророссийских сил с 2014 года, когда на востоке страны началась война.

Внимательно изучив фото, полученные из российских источников, мы поговорили с экспертами по баллистике и криминалистике, чтобы выяснить, что произошло, а чего не произошло в исправительной колонии №120 (официальное название учреждения).

Мы также пообщались с семью пленными, которых освободили всего за несколько недель до нападения. Они изображают мрачную картину жизни в Оленовке за несколько недель до нападения.

Пенитенциарное учреждение в Еленовке, официально известное как Волновахская исправительная колония №120, в таком формате работало с 1999 года (пока его не захватили пророссийские силы в 2014-м). Сейчас там содержатся тысячи пленных – от гражданских волонтеров до украинских бойцов – всех их задержали либо пророссийские силы так называемой “ДНР”, либо непосредственно россияне на юге и востоке страны.

Среди военнопленных – сотни бойцов полка “Азов”.

Созданный в 2014 году этот добровольческий батальон имел сначала ультраправое направление, но позже был реорганизован и вошел в состав Национальной гвардии Украины.

После продолжительной и отчаянной обороны портового Мариуполя на юго-востоке Украины, завершившейся в постапокалиптических развалинах металлургического гиганта “Азовсталь”, за ними закрепилась репутация самых храбрых бойцов Украины.

Разрушенный завод “Азовсталь”

Из заявлений украинских властей и списка погибших, который обнародовала РФ, кажется, что большинство погибших и раненых были из “Азова”.

Российская сторона утверждает, что ВСУ обстреляли колонию из систем дальнобойной артиллерии HIMARS, предоставленных Киеву США.

“Всю политическую, уголовную и моральную ответственность за кровавую бойню против украинцев несут лично [президент Украины Владимир] Зеленский, его поддерживающий их преступный режим и Вашингтон”, – заявил официальный представитель минобороны России генерал-лейтенант Игорь Конашенков.

Российские власти также продемонстрировали обломки боеприпаса HIMARS, якобы найденные на месте происшествия.

Лидер так называемой “ДНР” Денис Пушилин заявил, что ВСУ намеренно ударили по Еленовке, чтобы скрыть военные преступления и уничтожить своих бойцов, которые начали давать показания. В частности, о нападениях на гражданских, которые, по словам Пушилина, совершали по приказу лично Зеленского.

“Доказательствами были показания пленных, – рассказал Пушилин российскому телевидению. – Киев решил это уничтожить”.

На спутниковом снимке, сделанном на следующий день после нападения, видно одно здание, сильно поврежденное в результате взрыва.

Бывшие пленные говорят, что это здание расположено в промышленной зоне, вдали от основных бараков, где они содержались.


ВВС пообщалась с 15 экспертами по вооружениям и криминалистике, чтобы изучить доказательства — спутниковые снимки и видео разрушенного здания — и тщательно проанализировать заявления России о том, что Украина обстреляла пленных артиллерийскими ракетами.

Их выводы были удивительно последовательными.

“Не может быть, чтобы это [реактивная система залпового огня] было причиной”, – говорит Боб Седдон, бывший главный технический специалист британской армии по боеприпасам.

По его словам, разрушения, видные на фото, были слишком сконцентрированы. Несмотря на все невыразимые ужасы внутри, само здание остается относительно невредимым.

Он говорит, что реактивная система залпового огня типа HIMARS нанесет значительно больший вред.

Кроме того, тела внутри здания, которые видны на кадрах, обнародованных российскими СМИ, были целыми, а не разлетелись в куски, отмечает доктор Шехан Хеттиарачи, хирург и главный травматолог в Имперском колледже Лондона.

Вместо этого, похоже, там применили какой-то метод сжигания, говорит другой эксперт – Салейха Ахсан, британский врач с большим опытом работы в зонах конфликта.

На основе имеющихся ограниченных доказательств Пит Нортон, специалист по взрывным технологиям и технике безопасности в британской Академии обороны в Шривенхеме, заключает, что “взрывной заряд, возможно, усилен горючим”, разместили внутри здания.

Относительно намерения использовать такое устройство на сайте CAT-UXO, специализирующееся на распространении информации о взрывчатых веществах, указано: “Такое устройство могло быть использовано для нанесения ущерба вследствие пожара или уничтожения доказательств судебной экспертизы”.

Одним из противоречивых доказательств, которые мы не смогли проверить независимо, был телефонный звонок, якобы перехваченный украинскими спецслужбами.

Через несколько часов после того, как Россия обвинила Украину в нападении, украинцы обнародовали запись. На нем двое неизвестных обсуждают, как 200 новобранцев “Азова” переместили из барака в изолированный состав всего за два дня до нападения.

Один из мужчин говорит, что в воздух выпустили снаряды из российских “Градов”, чтобы заглушить звук взрыва внутри состава, и что “они, скорее всего, заложили взрывчатку заранее”.

ВВС попросила украинских официальных лиц предоставить более подробную информацию, но они отказались от комментариев.

Не имея доступа к месту преступления, невозможно точно сказать, что происходило внутри состава в ту ночь. Но изображение внешней части здания является дополнительным доказательством того, что пленники содержались в плохих условиях.

Эксперты аналитической компании McKenzie Intelligence Services, исследующие боевые повреждения, говорят, что некоторые тела извне состава могли быть мертвыми еще до пожара.

С оговоркой на то, что их наблюдения базируются на одном видео, специалисты говорят, что некоторые тела “кажутся истощенными и пострадавшими от недоедания”.

“Плохое состояние тел свидетельствует о низком уровне ухода за военнопленными в Еленовском СИЗО”, – говорят они.

Аналитики из SOAR, компании, занимающейся сложением карт на основе спутниковых снимков, указывают на еще одно доказательство, которое было еще до взрыва, – это раскопанная земля.


Украинские чиновники заявили журналистам, что на этих снимках видны следы выкопанных могил и что тюрьма готовилась к захоронению погибших. Однако только этих изображений недостаточно, чтобы подтвердить какое-либо погребение или намерение сделать это.

Мы также побеседовали с семью бывшими пленными Еленовской тюрьмы. Их уволили за несколько недель до взрыва, и никто не знает, почему их внезапно отпустили вместе с десятками других.

Независимо друг от друга все они описывали переполненность бараков, плохие санитарные условия и запугивание со стороны охранников. Все сказали, что первые несколько недель были самыми трудными, в течение которых их допрашивали и готовили к переводу в постоянные бараки.

“Все время было слышно, как бьют пленных. Одновременно играла музыка, чтобы замаскировать крики людей от боли”, – рассказал водитель-волонтер Константин Величко, задержанный, когда он помогал вывозить людей из Мариуполя.

Все сказали, что условия улучшились после перевода в обычные бараки. Но всегда был страх быть наказанным.

“Начальник тюрьмы сказал мне, что мы – его рабы”, – говорит Руслан, инженер, которого задержали почти на 100 суток за то, что помогал украинцам убегать от боевых действий в Мариуполе.

С начала полномасштабного вторжения Россия и контролируемые ею сепаратисты задерживали все больше украинцев: как военных, так и не прошедших фильтрацию.

И для этого они устроили целую сеть тюрем на оккупированных украинских территориях, рассказала BBC Татьяна Катриченко, правозащитница, координатор “Медийной инициативы за права человека”.

До Руслана и других людей, с которыми пообщалась BBC, содержали в других пенитенциарных заведениях самопровозглашенной ДНР, где, по их словам, условия были такими же ужасными.

Еда была дефицитным ресурсом, вспоминают бывшие пленные, в среднем рацион состоял из полустакана воды, куска хлеба и нескольких ложек хлопьев.

Но хуже всего приходилось бойцам “Азова”, говорят бывшие пленные.

Полицейский по имени Виктор рассказывает, как стоял в очереди к медику. В очереди также находился 20-летний “азовец”.

“Азовца избили по приезду. Так жестоко, что он не мог подняться с колен”, – говорит Виктор (имя изменено ради его безопасности). “Тогда один из надсмотрщиков крикнул: “Смотрите, новое мясо привезли!” голыми руками чистить туалет.

Спустя месяц в тюрьму привезли еще сотни бойцов “Азова”, вспоминает Виктор.

16-17 апреля именно в Еленовскую колонию №120 привезли немало пленных защитников мариупольской “Азовстали”.

По словам Виктора, их поместили в отдельный барак, подальше от других задержанных.

В середине мая в Оленовской тюрьме появилось больше российского персонала. Тогда же над ней подняли русский флаг. Об этом рассказал бывший гражданский заключенный 120 колонии Виталий Ситников. Он родом из Мариуполя и был задержан в городе, когда приехал туда эвакуировать людей из-под обстрелов.

О таких изменениях в колонии рассказывают и другие собеседники. “Азовцев” охраняли даже от нас, других заключенных. Россияне их очень боялись”, – говорит Виталий.

Издевательства над “азовцами” были беспощадными, об этом говорят все бывшие пленные.

“Они их так ненавидели”, – вспоминает Руслан.

В интервью, взятом после взрыва, Руслан даже утверждает, что слышал, как планировалось нападение.

“Я неоднократно слышал, как российские военные и охранники “ДНР” обсуждали, что если бы собрать всех “азовцев” в одной казарме и обстрелять их ракетами”.

18 мая колонию посетил Международный комитет Красного Креста, чтобы “оценить потребности” военнопленных. Но им не разрешили поговорить с заключенными лицом к лицу, сообщили они.

Прошел месяц после трагедии. Не имея доступа ни к тюрьме, ни к телам погибших, их семьи говорят, что не доверяют спискам, которые обнародовала Россия.

Украина требует, чтобы ООН получила доступ к расследованию того, что президент Зеленский назвал “преднамеренным военным преступлением”.

О готовности помочь украинским защитникам, получившим ранения в результате взрыва в Еленовке, заявил Международный комитет Красного Креста.

“Сейчас нашим приоритетом является обеспечение того, чтобы раненые получали жизненно необходимое лечение и чтобы с телами погибших обращались достойно”, – говорится в заявлении на сайте организации.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-09-02