Что известно о легендарных “азовцах”, которых отдала Россия. И чем ценны трое россиян, которых передала Украина

В субботу состоялся новый обмен пленными между Украиной и Россией – трех российских летчиков, сбитых еще в начале полномасштабного вторжения, обменяли на 45 защитников Мариуполя (в том числе – трех женщин), оказавшихся в плену в мае 2022 года после последней обороны, – пишет BBC

Рассказываем, что известно о тех, кого обменяли.

Один из вернувшихся из российского заключения – “азовец” Евгений Чуднецов, позывной “Чудик”.

Это был его второй плен.

Во время Широкинской наступательной операции в феврале 2015 БТР, на котором он ехал, подбил танк, и когда Евгений пытался отойти, то вышел на врага.

Так он оказался в тюрьме так называемой ДНР. Поскольку мужчина является уроженцем Макеевки, то в псевдореспублике его считали своим “гражданином” и приговорили к 30 годам заключения за “измену”.

“Мне говорили, что я предатель отечества. На что я отвечал, что давал присягу Украине и ей служу, а вот вы принесли присягу Украине – присягнули “ДНР”. Сейчас вернется Украина, вы снова ей присягнете”, – рассказывал Евгений Чуднецов в интервью после своего увольнения в конце 2017 года.

Он также рассказывал, что за два года первого плена прошел через пытки – ему плоскогубцами выбили зубы, а также били электрошокером и током от советского полевого телефона (“тапика”).

После возобновления Евгений вернулся на службу в “Азов”.

Как стрелок и парамедик полка с февраля 2022 оборонял Мариуполь и “Азовсталь”, откуда во второй раз попал в плен.

О том, что с ним происходило во втором заключении, пока нет деталей. Понятно лишь, что русские пропагандисты делали с ним сюжеты. На этих изображениях было видно, что мужчина очень похудел.

На фото по субботнему обмену Евгения Чуднецова можно узнать не сразу, впрочем мужчина выглядит достаточно бодро.

В общей сложности он пробыл в плену россиян почти год, а с учетом первого плена – почти три года.

“Медведи”, которых должны были расстрелять

Также среди уволенных – несколько бойцов Диверсионно-штурмовой группы “Медведи”.

До полномасштабного вторжения это было добровольческое формирование в составе “Украинской добровольческой армии” (бывшего ДУК “Правого сектора”).

“Медведи” воевали преимущественно на южном направлении, в том числе у Мариуполя и Широкино, а в состав группы входило до 10-15 бойцов.

Тогда группа была одним из самых боеспособных подразделений и вместе с морпехами проводила операции “на нуле”. К примеру, в 2020 году они уничтожили опорный пункт врага.

С февраля 2022 года они воевали в районе Мариуполя – оборонялись на меткомбинате имени Ильича, где была база украинских морпехов, а затем перешли на “Азовсталь”.

Также стало известно, что “Медведи” официально вошли в состав полка “Азов”.

После завершения обороны Мариуполя “Медведи” стали одним из главных объектов для российской пропаганды – сюжеты о них снимал “военкор” канала “Россия-1” Александр Сладков и НТВ.

В российских медиа также сообщалось, что над “Медведями” готовится суд с возможным приговором – казнью. В мариупольской филармонии даже сделали клетки из арматуры, которые, как многие предполагали, были предназначены именно для бойцов группы. Впрочем, этот публичный суд так и не состоялся.

Известно, что в плен россиян попали десять бойцов группы, однако в августе российские медиа сообщили, что один из них умер в тюрьме – якобы от “хронических болезней”, вызванных “наркоманией”.

А в сентябре Украине удалось обменять командира группы – Александра Кравцова с позывным “Медведь”. Человек был очень худым, у него появились дефекты речи.

“Нам говорили, что “Медведей” будут беспристрастно судить и, наверное, в итоге они получат в ДНР высшую меру наказания – расстрел. Но, видимо, обменяли”, – сетовал позже Сладков в своем Telegram.

Тем не менее, остальные “Медведи” оставались в плену и не попадали ни в один обмен.

И вот в субботу из фотографий, которые опубликовали их друзья в соцсетях, стало известно, что на этот раз среди обмененных пленных есть по крайней мере четверо бойцов группы.

Среди них, в частности, снайпер Владимир Гапич с позывным “Рой”, а также Вадим Китар с позывным “Штайнером”.

Последнего больше всего показывали российские медиа во время плена – ему приписывали “расстрел машин с водой Народной милиции ДНР” с противотанковыми ракетами.

В то же время благодаря этим сюжетам девушка Вадима Екатерина Турчанова по крайней мере узнала, что он жив – никаких звонков или других контактов с ним у нее почти год у нее не было.

“Мы понимаем, что там вообще не хватает ни воды, ни продуктов. Потому что я вижу, что Вадим при своем росте 195 см и при весе, достигавшем 100 килограммов – он весит очень мало. Он просто на себя не похож. Его обрили. , ему сбрили бороду. Я не понимаю, зачем это делать”, – рассказывала девушка “24 канала” летом.

С фото уже после возвращения Вадима и других видно, что все вернувшиеся из российского плена мужчины традиционно выглядят очень истощенными.

Вернули ли из плена всех “Медведей” неизвестно.

В общем, среди тех, кого обменяли в субботу, – десять офицеров и 35 рядовых и сержантов Нацгвардии (полк “Азов” входит именно в эту структуру). Все – из последних защитников “Азовстали”.

Среди них – Илья и Екатерина, ставшие мужем и женой уже в бункерах финального украинского пункта обороны Мариуполя.

“Илюшка, это ты?” – спрашивает мать, которой позвонил только что уволенный Илья.

“Я не сплю? Ущипни меня!”, – добавляет женщина.

Также из плена вернулся участник эвакуации вертолетом раненых из уже окруженного Мариуполя.

“Освободили, в частности, участника уже легендарной “вертолетной” миссии ГУР МО по эвакуации раненых из “Азовстали”. Эвакуационный вертолет, в котором он находился, сбили, но воин сумел выжить. Трудно раненому, ему угрожали так называемым “судом”. пройдет курс лечения и реабилитации”, – сообщил Координационный штаб по обращению с военнопленными.

Известно, что в мае 2022 года из “Азовстали” в плен к россиянам попали около 2,5 тысячи украинских бойцов – “азовцев”, морских пехотинцев и бойцов других подразделений ВСУ и полиции.

Несколько десятков из них погибли при взрыве в колонии Еленовки – Украина считает взрыв организованной местью россиян “Азову”. Сколько из пленных умерло в условиях российской тюрьмы (как один из “Медведей”), пока неизвестно.

Украине удалось вернуть из неволи несколько сотен защитников Мариуполя.

В то же время часть из них все еще остается у россиян.

“Украина продолжает сложную работу по возвращению из вражеского плена всех наших военнослужащих. Мы боремся за каждого и каждую”, – подчеркнули в Координационном штабе.

В обратном направлении в Россию поехали трое военных летчиков.

То, что Россия согласилась обменять лишь на трех своих пилотов на 45 “азовцев”, которым российские медиа создали образ главных “укронацистов”, может свидетельствовать о том, что тактическая авиация РФ испытывает нехватку квалифицированных летчиков из-за больших потерь самолетов за год полномасштабной войны.

Обмененные россияне действительно имеют высокие звания – двое подполковников и один майор.

Все они попали в плен в начале большого вторжения, в марте и апреле 2022 года.

К примеру, подполковник Максим Криштоп, заместитель командира 47-го смешанного авиационного полка.

“Он был пилотом одного из двух самолетов Су-34, бомбивших Харьковскую радиотелевизионную станцию”, – писал в Telegram советник министра внутренних дел Антон Геращенко.

3 марта самолет Криштопа сбросил на Харьковскую башню две авиабомбы общей массой 2,5 тонны в тротиловом эквиваленте, после чего его Су-34 сбили. Россиянину удалось катапультироваться, но был взят в плен и приговорен к 12 годам украинской тюрьмы.

Российские Telegram-паблики называют его “героем-летичком”.

Другой обмененный пилот – Сергей Косик, подполковник, заместитель командира 14-го истребительного авиаполка.

О нем известно, что его истребитель Су-35 украинские силы сбили также в марте недалеко от Изюма на Харьковщине.

По данным российских пабликов, он “11 дней скрывался и выживал в тылу противника, пытаясь выйти к своим”. Но все равно попал в плен.

Наконец-то третий переданный России летчик – Сергей Малов, майор, командир авиационного звена 159-го истребительного авиационного полка. Он также летал на Су-35.

Его сбили в начале апреля над тем же Изюмом.

Российские “военкоры” пишут, что у Малова “были обморожены ноги, далее гангрена, часть ступни ампутировали в тюрьме”. Тем не менее, он выжил и сейчас вернулся в Россию.

Пока неизвестно, есть ли в украинском обменном фонде еще российские военные летчики, которых можно было бы обменять.

Впрочем, в российских медиа упоминались фамилии этих трех пленных пилотов.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-05-08