Что означают первые аресты руководителей “Антонова” по делу о Гостомеле

Утром 10 марта Служба безопасности Украины сообщила о подозрении экс-руководителю авиапредприятия “Антонов”, чьи действия привели к уничтожению легендарного украинского самолета АН-225 “Мрия”. 

Самый большой самолет в мире и гордость украинской авиации “Мрия” сгорела во время атак россиян на гостомельский аэропорт в первые дни войны.

Вскоре, в марте прошлого года, прозвучали обвинения в адрес руководителей ГП “Антонов”, которые, несмотря на предупреждение о возможном наступлении россиян, не сделали ничего, чтобы эвакуировать флот компании.

Теперь правоохранители говорят, что дирекция предприятия не только ничего не сделала для сохранения самолетов, но и сопротивлялась военным, пытавшимся возвести оборонные укрепления на стратегически важном аэропорту.

Действительно ли бывшее руководство “Антонова” пыталось помешать обороне аэропорта, возможно ли было спасти “Мрию” и другие самолеты предприятия и стоит ли ожидать, что виновные будут наказаны?

Подозрения и аресты

Служба безопасности Украины сообщила о подозрении трем экс-руководителям государственного предприятия “Антонов”.

Речь идет о бывшем директоре авиапредприятия Сергее Бычкове, его заместителе Михаиле Харченко и начальнике по авиабезопасности Александре Нетесове.

Их обвиняют по второй части статьи 114-1 УК – “Препятствование законной деятельности Вооруженных Сил Украины и другим военным формированиям”.

Бычкова отстранили от должности еще в марте прошлого года, когда в СМИ появилась информация о том, что руководство ничего не сделало для того, чтобы спасти самолеты авиапредприятия.

Накануне правоохранители провели обыски в помещениях и офисах фигурантов дела, а Шевченковский районный суд Киева избрал Бычкову и Нетесову меру пресечения – содержание под стражей сроком на 60 суток без права внесения залога.

Харченко получил подозрение заочно, ведь сейчас он не в Украине, его объявили в розыск.

Чиновники обвиняются в том, что они не допустили военнослужащих Нацгвардии Украины на территорию аэропорта для подготовки к его защите.

СБУ установила, что в январе и феврале 2022 должностные лица прямо запретили украинским военным возводить оборонные укрепления и фортификационные сооружения на аэродроме.

Такие действия привели к временному захвату стратегически важного аэродрома и уничтожению имущества и самолетов предприятия, в том числе “Мечты”, говорят в спецслужбе.

В результате также погибли и получили ранения спасатели ГСЧС.

На предприятии “Антонов” также отреагировали заявление СБУ о подозрении руководству. Там говорят, что “активно способствуют расследованию и предоставляют все необходимые документы”. Детали этих событий не комментируют.

Что говорят в Нацгвардии

“Мы были не окопаны, окапываться нам не дали вообще”, – говорит BBC News Украина пресс-офицер бригады быстрого реагирования “Рубеж” Нацгвардии Украины с позывным “Старский”.

Военный вместе со своим подразделением участвовал в боях за Гостомельский аэропорт.

Накануне российского вторжения украинские военные планировали построить оборонительные укрепления и фортификационные сооружения на аэродроме. Но руководство “Антонова” сделать им это не дало, следует из заявления Службы безопасности.

Это подтверждает собеседник BBC в Нацгвардии.

“Были споры с директором. Он всячески пытался не дать подготовить позиции. Говорил, что здесь нельзя строить траншеи, ведь это аэропорт”, – говорит “Старский”.

Учитывая, что на тот момент уже была информация о готовящемся наступлении, директор не мог дать каких-либо четких причин, чему он сопротивлялся, добавляет военный.

Атаку более 30 российских вертолетов в Гостомеле встретили только пограничники и срочники, которым помогали бойцы Нацгвардии. “Это было сражение Давида и Голиафа”, – рассказывал корреспондент BBC защитник аэропорта.

“Бой был очень интенсивный, но необратимые потери украинские военные, в отличие от россиян, не понесли”, – рассказывает “Старский”. Несколько десятков украинских бойцов попали в плен, но смогли вернуться домой во время обмена.

Сражение за Гостомельский аэропорт продолжалось с 24 февраля до конца марта.

Он должен был стать базой для российских военных, которые планировали за считанные дни захватить Киев, но сделать им этого не дали.

Украинские силы обороны взорвали взлетно-посадочную полосу и, таким образом, остановили высадку следующих десантов в Гостомеле.

“Предательство человеческое, измена летная”

Оглашение подозрения руководителям компании считает важным шагом командир экипажа и пилот легендарного Ан-225 “Мрия” Дмитрий Антонов.

“Начало хорошее, но важно, чтобы на этом не остановились, нужно найти все доказательства, нужен прозрачный суд”, – говорит Антонов.

Командир экипажа и пилот легендарного Ан-225 “Мрия” Дмитрий Антонов считает действия стражей порядка важным, но только первым шагом. Он был одним из первых, кто еще в марте прошлого года обвинил завод “Антонов” в преступном бездействии.

По его словам, 26 января, почти за месяц до войны, представители НАТО и NSPA (так называют агентство, занимающееся закупками и обеспечением Альянса) из-за предупреждения Запада о возможном нападении России на Украину предлагали руководству “Антонова” перебазировать весь его флот в Лейпциг. вместе со всем персоналом, экипажем и запчастями.

Если бы команду дали, утверждает Антонов, самолеты можно было бы эвакуировать в течение двух-трех часов, но руководители этого не сделали.

“То, что все предприятие готовилось к сдаче россиянам, это должно доказать следствие, но то, что не эвакуировали самолеты, это, по моему мнению, как для пилота, главная беда. Уничтожены лучшие самолеты нашей авиакомпании”, – говорит Антонов.

По его мнению, причина этого состоит в том, что дирекция предприятия была убеждена в быстром захвате аэропорта и больше волновалась о своих собственных интересах.

“Готовился подарок тем, кто шел к нам с блицкригом. Это измена, человеческая измена, измена летная”, – говорит летчик.

Он объясняет также, что топменеджмент компании за две недели до войны уехал в Лейпциг в Германии, где находилось дочернее предприятие “Антонова”.

По словам Антонова, для них было ясно, что здесь [в Украине] практически все решено.

В результате боевых действий в международном аэропорту “Антонов” в Гостомеле были уничтожены и сильно повреждены восемь из 13 самолетов авиапредприятия.

Разрушена диспетчерская башня и админздание аэропорта, во флоте компании остались пять самолетов Ан-124-100.

“Когда говорят, что эвакуировали 5 самолетов, это не так, – отмечает Антонов, – они находились в коммерческой работе. Нам просто повезло, будь они все в Гостомеле, ГП “Антонов” в настоящее время не имело бы ни одного самолета”.

Будущее “Мрии”

Легендарную “Мрию”, крупнейший по размерам и грузоподъемности самолет в мире, уничтожили россияне во время атаки на аэропорт Гостомеля в первые дни войны.

Однако уже в апреле прошлого года завод Антонов объявил о планах отстроить самолет.

Как объясняли сотрудники предприятия, основные агрегаты для планера самолета имеются.

Но новая “Мрия” должна соответствовать современным летным нормам и быть оборудована в соответствии с задачами, которые будет выполнять самолет.

Относительно восстановления Мрии Дмитрий Антонов говорит, что работа идет, но пока есть много проблем.

По его словам, нет государственного решения относительно того, как будет развиваться авиапромышленность Украины в будущем и какова роль в этом “Мрии”.

“Я думаю, что это должен быть международный проект, международные инвестиции. “Мрию” будет строить свободная Украина вместе с авиационными производителями мира”, – говорит он.

“Это только начало нашего пути”.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-03-11