Укрзализныця запускает женские купе. Зачем это делают и как купить билеты

Укрзализныця разрабатывает широкие меры безопасности в пассажирских поездах и уже в ближайшее время обещает ввести пилотный проект – в некоторых вагонах появятся женские купе. Такова реакция УЗ на бурные дискуссии в социальных сетях о целесообразности таких купе или вагонов. 

В Укрзализныце сообщили, что сейчас разрабатывают IT-решения и готовят изменения в нормативные акты, также компания консультируется с юристами, международными и украинскими общественными организациями.

Председатель правления УЗ Евгений Лященко отмечает, что железнодорожники изучили мировой опыт существования женских купе или вагонов, но компания ставит целью внедрить и меры безопасности – это могут быть тревожные кнопки, сигнализация в купе, видеонаблюдение, усиленное патрулирование, а также наказание за любое доказаное проявление домогательств.

“Мы будем тестировать пилот в течение нескольких месяцев и вместе с обществом и специалистами примем решение по масштабированию. Это будет зависеть от реального спроса и отзывов”, – отметил руководитель Укрзализныци.

В ходе пилота женские купе появятся в экспериментальном режиме на нескольких выбранных маршрутах дальнего сообщения, пассажиры которых проводят в пути много времени.

На первом этапе купить билеты в женские купе можно будет только через мобильное приложение Укрзализныци.

В 2010 году Укрзализныця уже вводила такую услугу, но она не пользовалась спросом и была доступна исключительно в кассах.

Самый громкий скандал

Тема отдельных вагонов или купе для женщин возникает время от времени на протяжении многих лет.

Самая громкая история произошла летом 2020 года. Тогда женщину, ехавшую в купе с 7-летним сыном, избил и чуть не изнасиловал незнакомый мужчина в поезде Мариуполь-Киев.

Анастасия Лугова решила не скрывать, что с ней произошло, и добивалась наказания нападавшего

По словам потерпевшей, ей удалось скрыться в купе проводника в соседнем вагоне. Она утверждала, что полицию в Киеве вызвал ее муж, а не работники железной дороги. Нападавшего начальник поезда закрыл в отдельном купе, чтобы он не скрылся.

Анастасия Лугова решила огласить эту трагическую историю и наказать нападающего, который уже имел три судимости. Было возбуждено уголовное дело, 45-летнему мужчине грозило до 5 лет тюрьмы.

Но в апреле 2021-го Анастасия сообщила в Facebook, что нападающий скончался в СИЗО.

Также тогда Укрзализныця сообщила об увольнении причастных к событиям проводника и начальника поезда.

“Мне уже не хорошо”

Новая волна дискуссий началась после того, как одна из девушек написала в твиттере, как только зашла в купе и увидела троих мужчин-попутчиков.

“Я здесь три минуты, а мне уже не хорошо. Уважаемая Укрзализныця, сделайте, пожалуйста, только женские купе. Потому что я сейчас буду покупать билет в другое купе”, – написала она.

Сообщение девушки дало поводы для размышлений и комментариев. Выяснилось, что многие девушки и женщины сталкиваются с ситуацией, когда пребывание в купе и даже в плацкартном вагоне с незнакомыми мужчинами становится опасным.

“В метро я могу выйти на следующей станции, в поезде иногда просто некуда деваться, и всем безразлично”, – пишет в фейсбуке Ольга Ковтун.

“Известную иллюстратора детских книг и дизайнер пытались изнасиловать в СВ вагоне поезда. Но почему-то тонны ненависти и километры обвинений посыпались не на нападающего, а на девушку, которая “посмела” написать о случившемся”, – писала еще в 2021 году в соцсетях. депутат парламента Инна Совсун.

“Нападавшего никто не побеспокоил, он продолжил спокойно ехать в пункт назначения”, – писала она.

Многие рассказывают, что, получив некогда отрицательный опыт, пользуются только дневными поездами, если едут сами.

Многие мужчины в соцсетях возмущают, что их автоматически “записывают” у потенциальных насильников, однако и они соглашаются, что проблема существует.

Некоторые девушки просто боятся и перестраховываются.

“Много замечательные мужчины вокруг, но боюсь раз проиграть в лотерее УЗ”, – отмечает одна из корреспондентов.

В то же время некоторые участники дискуссии считают, что отдельные купе или вагоны для женщин проблему не решат, хотя и сделают поездки более безопасными для многих.

“Проблема – не в том, что “я не могу проехать в купе без того, чтобы не наткнуться на сексуализированный харасмент”, а в том что в целом есть угроза харасмента, но нет механизмов противодействия… Лучше работало бы, по моему мнению , привлечение к ответственности тех, кто игнорировал обращение женщин в поездах или пьяных мужчин”, – высказывает свое мнение в фейсбуке Сергей Честный.

Призывы к правительству

После возобновления дискуссий в соцсетях на правительственном портале появилась петиция, авторы которой просят создать гендерные вагоны или купе в поездах – мужские и женские.

“На длинных маршрутах, когда есть необходимость сна в купейных или плацкартных вагонах, пассажиры могут испытывать дискомфорт из-за пассажиров противоположного пола”, – говорится в петиции.

“Нередки случаи неприемлемого поведения, такие как навязчивое поведение, умышленные прикосновения к другим пассажирам и т.д. В частности, известны даже случаи изнасилования в купейных вагонах”, – отмечают авторы и просят ввести такие правила для поездов, находящихся в пути более шести часов.

На сегодняшний день петиция набрала более 20 тысяч голосов.

Как в других странах?

Во многих странах вагоны и купе для женщин введены давно.

Лидером является Япония, где междугородные и поезда в метро имеют места исключительно для женщин. В женские вагоны могут садиться мужчины с инвалидностью и ребята младше 12 лет. Еще 20 лет назад на некоторых маршрутах там ввели также “женские” междугородные автобусы.

Женские купе в поездах, а также местном транспорте, в основном, встречаются в странах исламского Ближнего Востока.

Отдельные вагоны или купе есть в Мексике, Бразилии, Индии. В Турции есть не только женские купе, но и женские трамваи на некоторых маршрутах.

В Индии женские вагоны очень распространены.

Однако и в Европе это не удивительно.

В Германии женские купе введены на длинных маршрутах, в Австрии билеты можно приобрести не только у женские купе, но и купе для кормящих младенцев грудью и имеющих маленьких детей.

В Швеции на ночные поезда, маршруты которых охватывают почти две тысячи километров, можно приобрести билет в женские купе.

Предыдущие попытки “Укрзализныци”

“Укрзализныця” бралась за решение этой проблемы неоднократно.

В 2010 году Львовская и Донецкая железные дороги попытались ввести на отдельных поездах разделения на мужские и женские купе. В частности, Львовская ввела новые правила для 12 поездов. В каждом из них был один специальный вагон.

Но оказалось, что спроса на него не было. Укрзализныця указала на другие причины, по которым не считала целесообразным делать отдельные места для женщин. Преимущественно говорилось, что, покупая билеты онлайн, пол человека определить не всегда реально.

Кроме того, возможна ситуация, когда свободные места есть только в женском купе, а мужчина не сможет купить билет.

Десять лет назад в пассажирских поездах дежурили сотрудники полиции, но в марте 2013 у правоохранителей функций обеспечения общественного порядка в пассажирских поездах забрали.

В 2020 году Укрзализныця и Национальная полиция возобновили сопровождение поездов. Это был пилотный проект на двух поездах – Николаев-Киев-Ровно и Одесса-Москва. Тогда объясняли, что и эти поезда избраны потому, что на них фиксировалось больше правонарушений. Полицейские и работники военизированной охраны Укрзализныци сопровождали 11 поездов.

Были также планы привлекать полицейских в 2022 году.

“Вопрос безопасности женщин в поездах назрел давно. Можно дискутировать об инструментах его решения: тревожные кнопки, камеры видеонаблюдения, женские вагоны, спецсредства защиты или обучения для проводников. Но самое главное, что мы должны осознать – это системная проблема, и дальше так продолжаться не может “, – писала депутат Инна Совсун почти два года назад.

С тех пор ничего не изменилось.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-05-23