Как “голое платье” увлекла моду и стала трендом красных дорожек

Ни один музыкант не использует силу имиджа так, как американская певица Бейонсе. Каждое ее выступление – не только грандиозный перформанс, но и модный вызов. 

И новое мировое турне под названием Renaissance – не исключение. Шоу построено на миксе ретро-футуризма и эпохи диско: от комбинезона Alexander McQueen до платьев, меняющих цвет под влиянием ультрафиолета от японского бренда Anrealage.

Но один образ соул-дивы все-таки выделялся на фоне других. Это украшено драгоценностями боди от Loewe с принтами рук в стиле trompe l’oeil, создававшими оптическую иллюзию того, что кто-то обнимает или защищает обнаженное тело Бейонсе.

Однако на самом деле это не первый откровенный образ певицы.

На обложке прошлогоднего альбома Renaissance она сидела на голографическом коне в откровенном наряде из нескольких кусочков хрома, собранных художником Нуси Куэро.

На вечеринку по случаю вручения премии “Оскар”, которую она устроила с мужем Jay-Z в 2022 году, певица выбрала полупрозрачное платье от Celia Kritharioti из тончайшего шелкового тюля телесного цвета, демонстрировавшее отсутствие белья.

В 2015 году она одела на Met Gala потрясающее “голое” платье от Givenchy, украшенное драгоценностями.

Бейонсе раздвигает границы и сбрасывает одежду (или делает вид, что сбрасывает) на сцене — и в этом нет ничего нового, но реакция на ее образы свидетельствует, что обнаженное тело или даже намек на это до сих пор привлекает внимание.

Демонстрация тела всегда была надежным способом привлечь внимание. Но всегда ли это обнаженность в чистом виде? Может быть, за ней стоит нечто большее? Особенно когда ее выбирают такие звезды, как Бейонсе, которым не нужна тактика шока, чтобы привлечь внимание.

Термин “голое платье” впервые появился в 1930-х годах, объясняет историк моды Кимберли Крисман-Кембелл. “Тогда его использовали для описания платья без бретелей”, – рассказывает она BBC Culture.

К середине века актеры еще больше раздвинули границы: Марлен Дитрих носила смелые сценические костюмы, производившие впечатление наготы.

А в 1962 году “голое платье” и подавно стало мейнстримом – после того, как Мэрилин Монро надела инкрустированный стразами наряд телесного цвета, чтобы спеть традиционную Happy Birthday для президента США Джона Кеннеди на праздничном концерте в честь его 45-летия в Нью-Йорке.

Ее платье стало столь же популярным, как и само выступление. Монро заказала его у дизайнера Жана Луи и называла этот наряд “кожей и бисером”.

Сам дизайнер называл их “платьями-иллюзиями”: идеальный покрой, подчеркивающий фигуру, и тщательно размещенные стразы, покрывающие только нужные места.

Примеру Монро последовали другие звезды.

В 1974 году певица Шер появилась на своей дебютной ковровой дорожке Met Gala в прозрачном платье, расшитом стразами и перьями. Такой образ для нее создал кутюрье Боб Маки. В этом году мероприятие было посвящено открытию выставки “Романтический и гламурный голливудский дизайн”, а образ Шер был стопроцентным для этой темы.

Иногда знаменитости отрицают, что умышленно избрали обнаженный образ. В 1969 году актриса Джейн Биркин надела прозрачный наряд на премьеру фильма “Слоган”.

Вот, что она рассказала об этом французскому Vogue: “Я не знала, что платье такое прозрачное. Во всем виновата вспышка камеры фотографа”.

То же сделала известная модель Кейт Мосс. Ее прозрачная комбинация, которую она одела на вечеринку модельного агентства Elite Model в 1993 году, является одним из самых знаменитых и влиятельных примеров “обнаженного платья”. Однако звезда настаивала, что и не подозревала, что это было так откровенно.

Многие годы “голое платье” считали то мастерской иллюзией, прозрачной тканью, или почти полным отсутствием материала, как в легендарном платье Дженнифер Лопес от Versace, в котором она появилась на церемонии “Грэмми” 2000 года.

Сегодня, говорит историк моды Крисман-Кэмпбелл, этот термин чаще всего используют для описания образа из “прозрачных тканей телесного цвета, кружев или паеток. На них нужно посмотреть дважды, чтобы понять, демонстрирует ли человек обнаженное тело”.

И хоть в этом нет ничего такого, чего мы не видели раньше, каждая звездная модница хотя бы раз “сверкала” на красной дорожке в наряде, идеально подчеркивающем ее фигуру.

“Это по-прежнему отличный способ привлечь внимание и сфотографироваться, – говорит Крисман-Кэмпбелл. – Но может быть и чем-то большим”.

Ломать стандарты

Историк моды утверждает, что обнаженное платье может являться мощным инструментом отказа от устоявшихся норм красоты.

“Многие звезды и инфлюэнсеры выбирают [голые платья], чтобы подчеркнуть свою фигуру или кожу, чего раньше не было на красной дорожке”, — говорит Крисман-Кэмпбелл.

“Певица Lizzo, например, носит прозрачные платья, чтобы показать, что гордится своим телом, хоть оно и не идеально. Многие темнокожие знаменитости одевают откровенные платья, чтобы подчеркнуть цвет своей кожи”.

Она указывает на эффектный образ Голли Берри для “Оскара 2002”. В том году Голли получила золотую статуэтку за роль в фильме “Бал монстров”. А ее появление на красной дорожке в платье с топом из тонкой прозрачной сетки, которое украшала аппликация в виде лилий и листьев, стало культовым.

“Это было так сексуально и так откровенно. Она также привлекала внимание к цвету своей кожи, ведь Голли была первой афроамериканкой, получившей награду за лучшую женскую роль”.

Крисман-Кэмпбелл также указывает на модель Винни Гарлоу, которая с помощью откровенных платьев привлекает внимание к своему редкому заболеванию кожи – витилиго. “Она использует свое тело как произведение искусства, чтобы сказать, что это не то, что нужно стесняться, а то, чем можно гордиться”.

Для некоторых женщин обнаженное платье является, прежде всего, актом неповиновения. К примеру, наряд певицы Роуз Макгоуэн на вручении премии MTV Awards 1998 года – абсолютно прозрачное платье из бисера, без бюстгальтера и в крошечных стрингах – произвело эффект бомбы.

Недавно Макгоуэн (одна из первых женщин, обвинивших Гарви Уайнштейна в изнасиловании) объяснила, что это был “актом восстановления своего тела после нападения”.

Почему мода для взрослых вдохновила

“Сейчас женские тела снова оказались в центре политической битвы, – объясняет Кэролайн Стивенсон из Лондонского колледжа моды, – Поэтому не удивительно, что дизайнеры и знаменитости воспользовались этим моментом, чтобы представить женское тело как смелый символ расширения возможностей”.

Но самое мощное, что раскрывает “голую” одежду, – это самый высокий уровень уверенности в себе. Или, как в случае с Бейонсе, радикальная форма самопринятия и самовыражения.

“Прозрачное боди Бейонсе от Loewe – это не что иное, как придание силы, с руками в перчатках и красными ногтями, обвивающими ее тело”, – говорит Стивенсон.

“Эти руки символизируют любовь к себе и защиту, а не объективацию”.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-05-24