Новогрудские мученицы. Убийство 11 монахинь, до сих пор окруженное загадкой

“То, как они погибли, очевидно, является важной частью этой истории. Но для меня они были просто обычными женщинами, обычными монахинями, которые сделали что-то необычное. Вот что делает эту историю особенной”. Восемьдесят лет назад, 1 августа 1943 года, немецкие нацисты убили 11 римско-католических монахинь. 

Сестра Клара Волчек часто посещает место захоронения “Блаженной Марии Стеллы и ее десяти сподвижниц”, более известных как “Новогрудские мученицы”.

“Монахине помогли спасти 120 человек, которые не умерли, но были вынуждены отправиться в трудовые лагеря”, – говорит Клара в разговоре с BBC по телефону из Беларуси.

5 марта 2000 года Папа Римский Иоанн Павел II провозгласил монахинь блаженными, это статус в шаге от лика святых.

Где эти женщины нашли силы отдать себя в обмен на жизнь заключенных жителей Новогрудка? – спросил он.

Но нет четких доказательств того, что монахинь убили в обмен на освобождение пленных.

В поисках фактов

История начинается 4 сентября 1929 года, когда первые две сестры из Ордена Пресвятой Родины из Назарета прибыли в маленький городок Новогрудок.

На протяжении веков оно много раз переходило из рук в руки, и в начале Второй мировой войны здесь под польскими властями проживало около 20 000 человек.

В сентябре 1939 г. его захватили войска Советского Союза. Монахини были вынуждены покинуть свой монастырь и переселиться в дома прихожан.

В 1941 году германские нацистские войска вытеснили советских оккупантов. Монахинь поощряли вернуться в монастырь. Около половины населения города составляли евреи, которых нацисты начали уничтожать.

Первая резня произошла в декабре 1941 года, когда убили 5100 евреев. Еще 4500 евреев были убиты в августе 1942 года.

До 1943 года в районе действовали разные партизанские отряды. Гестапо, нацистская тайная полиция, 17-19 июля арестовала 180 человек, чтобы попытаться подавить это сопротивление. Вскоре поползли слухи, что всех арестованных казнят.

Рассказ священника

Преподобный Александр Зенкевич был единственным католическим священником, оставшимся в то время в Новогрудке.

Монахинь оставалось 12: 55-летняя сестра Мария Стелла была самой старшей, а 27-летняя сестра Мария Боромея – самой молодой.

Отец Зенкевич записал, как “мать Стелла” отреагировала на арест.

“Она сказала с присущей ей простотой: “О Боже, если нужна жертва жизнью, прими это от нас, свободных от семейных обязанностей и пощады тех, кто имеет жен и детей на попечении. Мы даже молимся об этом”, – написал он, а его показания позже опубликовала монахиня.

Через неделю монахинь вызвали в участок.

Отец Зенкевич встретился с сестрой Стеллой 31 июля. Во время их последней встречи он заметил в ней “тревогу и опасения”.

Сестра Стелла сказала ему, что ожидает, что их отправят в Германию на каторжные работы.

Позже сестра Стелла попросила сестру Малгожату остаться, пока 10 других монахинь будут сопровождать ее в полицейский участок.

На следующий день отец Зенкевич служил мессу и заметил, что на месте, где обычно были монахини, было пусто. Он почувствовал “печаль”.

Готовясь к исповеди, он узнал, что монахинь убили в то утро, 1 августа 1943 года.

Мотив ему был неясен. Священник слышал предположение, что это была ошибка – гестапо хотело убить членов другого религиозного ордена, подозреваемых в помощи советским партизанам.

Затем отец Зенкевич сам скрывался. В марте 1945 года, после разгрома нацистов в этой местности, он руководил эксгумацией тел монахинь и перезахоронил их возле их церкви.

Обжалованные доказательства

Рассказ священника совпадает с исследованием Тамары Вершицкой. Она основала Музей еврейского сопротивления в Новогрудке в 1992 году. После ухода на пенсию она продолжает заниматься исследованиями Холокоста.

“Насколько я знаю, эти два события не совпадают. Они были очень близки друг к другу, но, кажется, не связаны между собой”, – рассказывает Вершицкая BBC из Новогрудка.

Тамара Вершицкая не нашла связи между убийством монахинь и решением не казнить польских пленных

В 2011 году она сотрудничала с Мемориальным музеем Холокоста США и проводила видеоинтервью с очевидцами событий и выжившими.

“Мария Каравайская была единственным источником, кто от первого лица рассказал мне эту историю. Два ее брата были среди поляков, отправленных в Германию”, – говорит Вершицкая.

Мария рассказала ей, что в Германию отправили 112 поляков.

Вершицкая нашла в архивы список на немецком языке. В нем были имена 95 поляков, которых в конце концов отправили в Германию, вероятно, 24 июля, говорит она.

В интервью Мария рассказала об аресте своих братьев.

“Трех моих братьев арестовали, но одному удалось скрыться, – сказала она. – Их обвинили в организации подпольной партизанской организации. Немцы планировали их расстрелять. Даже могилы выкопали”.

Первоначально гестапо арестовало 180 человек. Аресты произошли в отсутствие ответственного офицера Вильгельма Трауба, происходившего из семьи землевладельцев в Германии.

Как только он услышал об арестах, он поехал в Минск и попросил начальство, чтобы заключенных отправили работать на его ферму, говорит Вершицкая.

“Мария рассказала мне, что Трауб разговаривал с ее польскими братьями и попросил их вернуться домой на ночь, чтобы взять необходимые вещи для дороги”.

“Уже на следующий день всем пленникам приказали прийти на вокзал”, – добавляет она.

“Это абсолютно правда, что после ареста польские семьи ходили в костёл и просили помощи”, – говорит Вершицкая.

“Монахини молились. Вполне возможно, что старшая монахиня во время молитвы сказала, что если уж должна быть какая-то жертва, то пусть это будут наши жизни. Я верю, что это может быть правдой”, – говорит исследовательница.

Но нет никаких доказательств того, что между монахинями и нацистами велись переговоры по поводу судьбы этих мужчин, добавляет она.

“Не похоже, что между арестом монахинь и увольнением этой группы поляков была какая-то связь”, – говорит Вершицкая.

Высшее призвание

Все люди, вывезенные на принудительные работы в Германию, пережили войну, рассказывает Вершицкая.

Сестра Амабилис, глава Конгрегации Пресвятой Родины из Назарета, поделилась церковными документами об этом событии.

“Все свидетели убеждены, что сестры пожертвовали своей жизнью, руководствуясь верой и любовью к Богу и ближнему”, – говорится в документе.

Когда сестру Амабилис еще раз спросили об отсутствии независимых доказательств, она сказала: “Сестры произнесли жертвенные слова, и мы верим, что Бог принял их жертву”.

Религиозная община в Новогрудке приходит в упадок, но сестра Клара твердо держится своей веры.

“Я верю в самопожертвование наших сестер, спасших заключенных”, – говорит она.

“Я знаю, что человеческая логика может интерпретировать факты по-разному, но Господь услышал и принял их жертву”.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-07-29