“То, как они погибли, очевидно, является важной частью этой истории. Но для меня они были просто обычными женщинами, обычными монахинями, которые сделали что-то необычное. Вот что делает эту историю особенной”. Восемьдесят лет назад, 1 августа 1943 года, немецкие нацисты убили 11 римско-католических монахинь.
Сестра Клара Волчек часто посещает место захоронения “Блаженной Марии Стеллы и ее десяти сподвижниц”, более известных как “Новогрудские мученицы”.
“Монахине помогли спасти 120 человек, которые не умерли, но были вынуждены отправиться в трудовые лагеря”, – говорит Клара в разговоре с BBC по телефону из Беларуси.
5 марта 2000 года Папа Римский Иоанн Павел II провозгласил монахинь блаженными, это статус в шаге от лика святых.
Где эти женщины нашли силы отдать себя в обмен на жизнь заключенных жителей Новогрудка? – спросил он.
Но нет четких доказательств того, что монахинь убили в обмен на освобождение пленных.
В поисках фактов
История начинается 4 сентября 1929 года, когда первые две сестры из Ордена Пресвятой Родины из Назарета прибыли в маленький городок Новогрудок.
На протяжении веков оно много раз переходило из рук в руки, и в начале Второй мировой войны здесь под польскими властями проживало около 20 000 человек.
В сентябре 1939 г. его захватили войска Советского Союза. Монахини были вынуждены покинуть свой монастырь и переселиться в дома прихожан.
В 1941 году германские нацистские войска вытеснили советских оккупантов. Монахинь поощряли вернуться в монастырь. Около половины населения города составляли евреи, которых нацисты начали уничтожать.
Первая резня произошла в декабре 1941 года, когда убили 5100 евреев. Еще 4500 евреев были убиты в августе 1942 года.
До 1943 года в районе действовали разные партизанские отряды. Гестапо, нацистская тайная полиция, 17-19 июля арестовала 180 человек, чтобы попытаться подавить это сопротивление. Вскоре поползли слухи, что всех арестованных казнят.
Рассказ священника
Преподобный Александр Зенкевич был единственным католическим священником, оставшимся в то время в Новогрудке.
Монахинь оставалось 12: 55-летняя сестра Мария Стелла была самой старшей, а 27-летняя сестра Мария Боромея – самой молодой.
Отец Зенкевич записал, как “мать Стелла” отреагировала на арест.
“Она сказала с присущей ей простотой: “О Боже, если нужна жертва жизнью, прими это от нас, свободных от семейных обязанностей и пощады тех, кто имеет жен и детей на попечении. Мы даже молимся об этом”, – написал он, а его показания позже опубликовала монахиня.
Через неделю монахинь вызвали в участок.
Отец Зенкевич встретился с сестрой Стеллой 31 июля. Во время их последней встречи он заметил в ней “тревогу и опасения”.
Сестра Стелла сказала ему, что ожидает, что их отправят в Германию на каторжные работы.
Позже сестра Стелла попросила сестру Малгожату остаться, пока 10 других монахинь будут сопровождать ее в полицейский участок.
На следующий день отец Зенкевич служил мессу и заметил, что на месте, где обычно были монахини, было пусто. Он почувствовал “печаль”.
Готовясь к исповеди, он узнал, что монахинь убили в то утро, 1 августа 1943 года.
Мотив ему был неясен. Священник слышал предположение, что это была ошибка – гестапо хотело убить членов другого религиозного ордена, подозреваемых в помощи советским партизанам.
Затем отец Зенкевич сам скрывался. В марте 1945 года, после разгрома нацистов в этой местности, он руководил эксгумацией тел монахинь и перезахоронил их возле их церкви.
Обжалованные доказательства
Рассказ священника совпадает с исследованием Тамары Вершицкой. Она основала Музей еврейского сопротивления в Новогрудке в 1992 году. После ухода на пенсию она продолжает заниматься исследованиями Холокоста.
“Насколько я знаю, эти два события не совпадают. Они были очень близки друг к другу, но, кажется, не связаны между собой”, – рассказывает Вершицкая BBC из Новогрудка.
Тамара Вершицкая не нашла связи между убийством монахинь и решением не казнить польских пленных
В 2011 году она сотрудничала с Мемориальным музеем Холокоста США и проводила видеоинтервью с очевидцами событий и выжившими.
“Мария Каравайская была единственным источником, кто от первого лица рассказал мне эту историю. Два ее брата были среди поляков, отправленных в Германию”, – говорит Вершицкая.
Мария рассказала ей, что в Германию отправили 112 поляков.
Вершицкая нашла в архивы список на немецком языке. В нем были имена 95 поляков, которых в конце концов отправили в Германию, вероятно, 24 июля, говорит она.
В интервью Мария рассказала об аресте своих братьев.
“Трех моих братьев арестовали, но одному удалось скрыться, – сказала она. – Их обвинили в организации подпольной партизанской организации. Немцы планировали их расстрелять. Даже могилы выкопали”.
Первоначально гестапо арестовало 180 человек. Аресты произошли в отсутствие ответственного офицера Вильгельма Трауба, происходившего из семьи землевладельцев в Германии.
Как только он услышал об арестах, он поехал в Минск и попросил начальство, чтобы заключенных отправили работать на его ферму, говорит Вершицкая.
“Мария рассказала мне, что Трауб разговаривал с ее польскими братьями и попросил их вернуться домой на ночь, чтобы взять необходимые вещи для дороги”.
“Уже на следующий день всем пленникам приказали прийти на вокзал”, – добавляет она.
“Это абсолютно правда, что после ареста польские семьи ходили в костёл и просили помощи”, – говорит Вершицкая.
“Монахини молились. Вполне возможно, что старшая монахиня во время молитвы сказала, что если уж должна быть какая-то жертва, то пусть это будут наши жизни. Я верю, что это может быть правдой”, – говорит исследовательница.
Но нет никаких доказательств того, что между монахинями и нацистами велись переговоры по поводу судьбы этих мужчин, добавляет она.
“Не похоже, что между арестом монахинь и увольнением этой группы поляков была какая-то связь”, – говорит Вершицкая.
Высшее призвание
Все люди, вывезенные на принудительные работы в Германию, пережили войну, рассказывает Вершицкая.
Сестра Амабилис, глава Конгрегации Пресвятой Родины из Назарета, поделилась церковными документами об этом событии.
“Все свидетели убеждены, что сестры пожертвовали своей жизнью, руководствуясь верой и любовью к Богу и ближнему”, – говорится в документе.
Когда сестру Амабилис еще раз спросили об отсутствии независимых доказательств, она сказала: “Сестры произнесли жертвенные слова, и мы верим, что Бог принял их жертву”.
Религиозная община в Новогрудке приходит в упадок, но сестра Клара твердо держится своей веры.
“Я верю в самопожертвование наших сестер, спасших заключенных”, – говорит она.
“Я знаю, что человеческая логика может интерпретировать факты по-разному, но Господь услышал и принял их жертву”.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.