“Залужный сказал горькую правду”. Что мы узнали о будущем войны от главкома ВСУ

zaluzh

Статья и интервью главнокомандующего ВСУ Валерия Залужного британскому изданию The Economist о ходе войны и ситуации на фронте всколыхнули Украину. 

Залужный публично озвучил то, о чем уже много времени говорили в Украине и мире – летнее наступление в виде большой операции прорыва и освобождения территорий завершилось. И перешел в форму позиционной окопной борьбы, где ВСУ освобождают территорию в тяжелых боях за каждую посадку и каждый метр.

Залужный откровенно говорит о причинах, почему так произошло и ВСУ не удалось реализовать стратегию прорыва и выхода в Крым и Азовое море. Он дает свой непростой рецепт, что нужно сделать, что выйти из фактического “тупика” на фронте.

Судьба войны, как следует из слов Залужного, зависит от позиции и поставок Запада, но многое, как можно прочитать между строк, зависит и от политического руководства Украины.

ВВС Украина пообщалась с военным, военным экспертом и политологом, чтобы лучше понять, как следует воспринимать программные заявления Валерия Залужного и какие последствия это может иметь.

Почему наступление не удалось и что нужно

Издание The Economist опубликовало сразу три материала Валерия Залужного – небольшую колонку, расширенное эссе (ВСУ опубликовали украинскую версию) и интервью с главкомом.

В этих материалах он сконцентрировался на пяти факторах, помешавших наступлению и нужных Украине для выхода из тупика на фронте.

Это современная авиация для доминирования в небе, радиоэлектронная борьба и беспилотники, средства для контрбатарейной работы и разминирования, а также мобилизация человеческих резервов для войны.

Залужный признает, что план наступления был рассчитан по натовским учебникам на четыре месяца, в течение которых ВСУ могли дойти до Крыма. Но этого не получилось, и украинские силы продвинулись всего на 17 километров.

И главная проблема в том, что то, что требовалось для наступления, начали давать только сейчас, говорит Залужный. Здесь он говорил и о западных танках, и о ракетах дальнего действия ATACAMS.

Их США предоставили только в октябре, а о том, что они необходимы для наступления, Залужный писал еще в своей программной статье в сентябре 2022 года.

Статья вышла за несколько дней до чрезвычайно успешного наступления на Харьковщине, но сейчас Залужный говорит, что таких прорывов без господства над противником в небе и в технологиях больше не будет.

Задержка на год с предоставлением нужных ракет и другого оружия и техники позволила россиянам перегруппироваться после харьковского провала и создать мощные защитные линии, считает Залужный.

“Это было нам нужно год назад, а пришло только сейчас”, – говорит он.

Ситуация фактически зашла в тупик в окопах и сейчас приходится порывать фортификации как во время Первой мировой войны.

Но Залужный утверждает, что полностью наступление не остановилось, однако идет метр за метром, которые даются чрезвычайно большой ценой.

Отдельно он отмечает важность современной авиации, намекая на предоставление F-16, которое прогнозируют весной следующего года.

Но и этот шаг, по его словам, будет запоздалым. Ведь Россия успела подготовиться, модернизировав свои системы ПВО С-400 так, что могут доставать за город Днепр.

Он утверждает, что россияне несут большие потери, но не учитывают их.

Залужный признает, что верил в то, что может остановить Россию, обескровив ее войска. “Это была моя ошибка. Россия потеряла не менее 150 тысяч погибших. В любой другой стране такие жертвы остановили бы войну.

(Украина не называет цифры своих потерь, однако западные СМИ оценивали их на уровне около 70 тысяч убитых).

При этом Залужный упомянул пробелы в законодательстве Украины, позволяющие уклоняться от мобилизации в Украине.

Во всех трех его материалах между строками читается, что он и сам берет на себя часть ответственности за планирование наступления.

Какова цель Залужного?

В разговоре с ВВС Украина старший аналитик фонда “Вернись живым” и эксперт Национального института стратегических исследований Николай Белесков говорит, что главнокомандующий хотел честно объяснить ситуацию и причины ее возникновения.

По его мнению, основной смысл медийной активности Залужного – не зафиксировать ситуацию на фронте, а объяснить, в чем состоит позиционная война, почему ее трудно вести и что сейчас необходимо Украине для изменения ситуации.

“Это же об управлении ожиданиями на будущее, а также попытка объяснить, почему в рамках летней кампании 2023 года для Сил обороны Украины стало вызовом преодолевать позиционность”, – добавил Белесков.

Эксперт напоминает, что в Первой мировой войне, на которую ссылается Залужный, позиционный этап продолжался с 1915 по 1918 год и только потом произошел прорыв.

“Важно, что после такого системного видения от Залужного мы фактически возложили ответственность на наших партнеров”, – настаивает эксперт.

К примеру, он упоминает ситуацию с F-16, определенное количество которых Украина получит в 2024 году. Белесков говорит, что их сразу будет немного, возможно всего 12 бортов.

“F-16 в том количестве, которое мы сможем получить в 2024 году, точно не смогут сами по себе помочь преодолеть позиционность. Поэтому давайте правильно управлять ожиданиями, которые смогут и не смогут F-16 в кампании 2024 года”, – настаивает эксперт.

Эксперт не исключает, что ситуацию с позиционной войны может вывести и Россия, если решится на новое масштабное наступление, похожее на то, что было на востоке Украины в первой половине 2023 года.

“Сказал правду”

“Залужный сказал правду”, – заявил ВВС Украина эксперт, эксволонтер, а ныне оператор БПЛА 59-й бригады Александр Карпюк.

Он напоминает: о том, что нельзя наступать по широкому фронту без превосходства в воздухе, говорили давно. Минные поля стали непроходимыми, ведь россияне контролировали их с помощью штурмовой авиации и истребителей поколения 4++. У Украины их нет и неизвестно, когда получит.

То же Карпюк говорит и о дальнобойных ракетах ATACAMS, которые дали только сейчас, и то небольшое количество. Но даже обещанные западные танки, как он напоминает, пришли вовремя не все, а часть из них находилась в неисправном состоянии.

“У нас не хватает всего на цели, которые нам нарезали. Мы сделали несколько раз чудо для Запада – на Харьковщине и на Херсонщине. Но окна возможностей этих чудес закончились, потому что враг учится воевать”, – настаивает Карпюк.

Сам он сейчас сражается под Авдеевкой и утверждает, что после первых разбитых колонн и провалов россияне быстро адаптируются.

“Но хорошо, что у нас главком реалист и понимает, что нужно фронту”, – добавляет военный.

Карпюк напоминает, что без преимущества в воздухе невозможны атаки бронетанковыми группами.

“Поэтому украинская армия воплощает другой сценарий – выбивает артиллерию с живой силой на линии и перемещается на их позиции – все, посадку взяли. Работаем на другую посадку. Да, это занимает много времени, это и есть позиционная война”, – говорит Карпюк.

При этом он считает, что весной, если Украина получит авиацию и многое другое из перечня Залужного, больших операций и прорывов все равно вряд ли стоит ожидать.

“Мы будем писать новую страницу войны, но это не будет большой прорыв техники. Потому что ей работать тяжело, может быть новый формат боевых действий, а как это будет – покажет только реальная практика на поле боя”, – добавил он.

А известный военный волонтер Юрий Касьянов, много лет занимающийся дронами и сейчас воюющий, считает, что Залужный признал и часть своей вины.

“Главнокомандующий признает, что ошибался в оценке ситуации, в планировании и прогнозировании. Открыто и без украшений говорит о том месте, в котором мы сейчас оказались. Предлагает пути решения важнейшей задачи – увольнение Украины”, – указывает Касьянов у себя в фейсбуке.

“Отставка Залужного будет роковой ошибкой”

Статья Залужного – это своеобразное послание Западу и ответ на их вопросы о стратегии войны, считает политический аспект политолог Владимир Фесенко.

Он убежден, что это сигнал и западным партнерам и украинцам, что война переходит в другую фазу.

“Чтобы не было лишних иллюзий. Лучше горькая правда, чем политические фантазии и повышенные ожидания”, – считает Фесенко.

Залужный, считает он, сделал прагматический вывод и послал сигнал партнерам, но и украинской публике тоже полезно понимать объективную ситуацию.

Политолог делает два вывода по словам Залужного о позиционной войне и неподвижной линии фронта.

Первый выход, о котором упоминает Залужный – это готовить ресурсах и резерве, которые могут изменить ситуацию в пользу ВСУ.

Второй выход, который считывает Фесенко в статье, но Залужный об этом прямо не говорит – переговоры о мире.

“Не может быть бесконечной войны, рано или поздно придется договариваться. Любой эксперт может сделать такой вывод из этого материала», – настаивает он.

Одно из посланий Залужного, как обращает внимание Фесенко, адресовано чисто политическому руководству Украины. Это касается пополнения личного состава и усиления мобилизации.

Отчасти это ответственность генштаба, а отчасти – власти. Ведь, как напоминает эксперт, президент еще не подписал закон, позволяющий снизить возраст мобилизации с 27 до 25 лет. Возможно, об этом говорил Залужный, когда упоминал о законодательных препятствиях.

“Поэтому это послание и Западу и политическому руководству. Как часто у нас делается – через Запад сигнал быстрее доходит до своих нужных кабинетов”, – шутит Фесенко.

Некоторые эксперты уже предполагают, что такая колонка могла бы быть “криком души” перед потенциальным увольнением. Недавно в статье Time говорилось, что власти планируют уволить какого-то топгенерала за провал контрнаступления.

Однако Владимир Фесенко в такие версии не верит.

“Это была бы наиболее роковая ошибка президента – попытка уволить Залужного. Это самое худшее, что можно сделать. Это автоматически сделает его главным конкурентом Зеленского”, – настаивает Фесенко, поэтому не верит в такой шаг.

“Сейчас Залужный сконцентрирован на войне, а если его выжмут из ВСУ, то останется один путь – политика”, – прогнозирует эксперт.

Владимир Фесенко признает, что в ОП, возможно, есть ревность в сторону главкома, но убежден, что в команде президента понимают все последствия такого радикального шага.
o.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-11-03