Артефакты на Хортице: как отыскивают находки на дне обмелевшего Днепра

Пушечное ядро, обломки керамики, лепной сосуд – такие артефакты в течение июля нашли работники Национального заповедника “Хортица” на дне обмелевшего Днепра в Запорожье.

В результате снижения уровня воды в Днепре, которое произошло из-за разрушения россиянами Каховской ГЭС, количество доступных находок возросло, отметила старшая научная сотрудница отдела научно-фондовой работы Национального заповедника “Хортица” Татьяна Шелеметева.

По словам Татьяны Шелеметевой, отыскивать артефакты помогают опыт, знания, а также современные методы — дроны. Сколько уже нашли еще не считали: “Мы не считали, потому что объекты могут быть очень разными. Это могут быть большие лодки, которые мы консервируем. Бывают интересные объекты на камнях. Также мы находим какие-то надписи и фиксируем. А бывают артефакты, которые мы принимаем уже на учет в музей, то есть разноплановые, разновременные экспонаты”.

После того, как артефакт был найден, его вносят в базу данных и исследуют, рассказывает Татьяна Шелеметева: “Каждый предмет имеет свою нумерацию. Мы стараемся написать место, локацию, где этот предмет был найден, написать его размеры, что мы можем сказать об этом фрагменте”.

Возле Хортицы также нашли лодки прошлого века, лодку-долбанку, которой не менее 300 – 500 лет, часть греческой амфоры, пуговицу XVIII века и пушечное ядро.

Нашли и лодку-байдак, которой не менее 100 лет. Артефакт увидел местный житель и сообщил археологам, – рассказал Общественному заведующий отделом охраны памятников истории и культуры Национального заповедника «Хортица» Дмитрий Кобалия.

“Он стоял у берега, потом затонул, потом его замыло паводком Днепра, потому что над ним очень большой слой песка. После разрушения Каховской ГЭС часть корпуса вымыло”, – рассказал Дмитрий Кобалия.

Древняя лодка длиной более 10 метров, шириной около четырех. Такие плавсредства использовались для перевозки грузов, рассказывает Дмитрий Кобалия: “Они очень полезны, потому что у них была небольшая осадка, плоское и широкое дно, то есть такая, как сковородка, которая на воде не тонет. Такие суда, с одной стороны, могли перевозить очень большое количество груза, а с другой – там была маленькая осадка, это очень важно, особенно для речных условий. Вообще я могу сказать, что такое плоскодонное судно — сугубо речное судно”.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-07-26