Автобусостроение в Украине: восстановление после разрушения

Все черниговские предприятия, входящие в корпорацию «Эталон», приступили к производству после нанесенных российскими войсками повреждений в феврале–марте 2022 года.

Черниговским предприятиям, славившимся производством отечественных современных автобусов и запасных частей, очень нелегко пришлось в начале полномасштабной войны России против Украины. Но, несмотря на эти тяжелые испытания, выпуск автобусов на предприятии ООО «Черниговский автозавод» постепенно налаживается. У него есть незаурядные амбициозные планы на будущее.

Без кровли и стен решили возобновлять выпуск

Об этом заявил президент корпорации “Эталон” Владимир Бутко. По его словам, российские войска коварно истребили немалую часть производственных мощностей ООО «Черниговский автозавод» и смежных предприятий, таких как Черниговский кузнечный завод и ООО «Украинский кардан».

«Существенно повреждены наши производственные мощности. Доля разрушений составила 50—70% всех наших цехов. Можно так оценить ущерб: они составляют почти 30 миллионов долларов, если будем обновлять все повреждения, или 160 миллионов долларов, если будем заново строить предприятия», — подчеркнул он.

По словам директора ООО «Черниговский автозавод» Андрея Савченко, с начала апреля большинство работников начали восстановительные работы. «Не было газа, электричества, отопления. Во многих цехах даже не было кровли и стен, но мы решили, что даже в тяжелых условиях будем возобновлять работу и заниматься производством. Несмотря на большие трудности, мы выпустили 19 новых автобусов по заказу наших славных ВСУ и активно участвовали в изготовлении машин по программе «Школьный автобус», — заявил он.

Сосредоточились на новой высококачественной продукции

По его словам, в 2022 году автозавод с помощью филиала “Научно-исследовательский институт автомобилестроения “Эталон” (г. Львов) сосредоточился на производстве междугородного автобуса с возможностью перевозки пассажиров с ограниченными возможностями. Его длина составляет 9,6 метра, а общая пассажировместимость – 59 человек. Также разработан автобус с низким входом (low entry) длиной 9,3 метра и пассажировместимостью 72.

Продукцию завод производит в контролируемых условиях, установленных системой менеджмента качества ISO 9001:2008.

“На следующий год планируем продолжить работы по изготовлению городского электробуса пассажировместимостью 54 и запасом хода не менее 200 километров”, – делится планами Андрей Савченко.

По словам директора Черниговского кузнечного завода Виталия Трейтяка, российские войска фактически завалили кровлю предприятия на 2 тысячах квадратных метров. Всеми обломками засыпало производственные цеха.

Это предприятие было создано в 2005 году и производило и штамповало горячие поковки весом от 0,5 до 35 кг. За эти годы было освоено более тысячи наименований деталей для автомобилестроения, железнодорожного и сельскохозяйственного машиностроения.

«Хочу выразить огромную благодарность нашим акционерам, которые помогли нам возобновить работу на предприятии. Были направлены колоссальные объемы инвестиций на стабилизационные и ремонтные работы. С декабря 2022 года, несмотря на крупные разрушения, которые были на предприятии в марте, мы приступили к активной работе. Развиваем активные партнерские отношения не только с предприятиями Украины, но и с компаниями из Германии, Польши, Сербии. В 2022 были заключены контракты с пятью новыми контрагентами», — рассказывает Виталий Трейтяк.

Единственное в Украине

Нелегко пришлось и ООО «Украинский кардан», которое в довоенное время разрабатывало, производило и реализовало практически всю линию карданных валов для автомобильной и тракторной техники. В настоящее время предприятие оказалось в очень затруднительном положении. По заключению сертификационной комиссии, процент повреждений недвижимого имущества общества составляет 47,7% от общей площади 100 тысяч кв. метров. Только с июня на предприятии было возобновлено электроснабжение, что позволило частично возобновить производство.

«Наше предприятие было фактически единственным в Украине, которое производило подобную продукцию. В довоенное время мы экспортировали почти 75% своей продукции в страны СНГ. Теперь все это стало невозможно, и мы ищем новые рынки сбыта в других странах. Нам очень тяжело и нужны новые заказы. А работать эффективно можем, невзирая на разрушения», — считает директор ООО «Украинский кардан» Анатолий Потапенко.

В течение 17 лет существования предприятие производило 500 наименований карданной продукции и запасных частей для автомобилей отечественных производителей, а также из-за рубежа, прежде всего Германии, Польши и Румынии.

Как сообщил Владимир Бутко, от имени корпорации были отправлены письма в разные страны с просьбой помочь с поставкой на предприятия б/у оборудования. Он отметил, что особенно благодарен компаниям из Чехии и Швейцарии, которые откликнулись на беду черниговских предприятий и выразили желание содействовать этому.

Все предприятия автомобильной отрасли Чернигова, входящие в корпорацию «Эталон», сумели за короткое время восстановиться после массированных ударов, нанесенных российской армией, и активно работают. Пример достоин подражания.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-05-13