Сотни разрушенных школ, миллионы детей-переселенцев и упраздненное ЗНО. Какие потери понесло образование за месяц войны?
“Когда я увидела в окошках зума улыбающиеся лица детей, растрогалась”, – рассказывает учительница младших классов одной из киевских школ Наталья Дорошенко.
В понедельник, впервые с начала войны, она провела два урока по видеосвязи – математику и украинский язык. Хотя почти все ее ученики уехали из Киева, к обучению онлайн присоединилось более половины класса, рассказывает педагог.
Во время урока математики за окном “бахкало” были перебои с интернетом, но “мы много пропустили, надо наверстывать”, говорит Дорошенко.
28 марта, по решению КГГА, киевские школы начали занятия в дистанционном формате, некоторые заведения проводят уроки уже несколько недель.
В целом в Украине в условиях военного положения школы работают дистанционно третью неделю.
Однако нормально возобновить обучение удалось только в 13 областях. Более 700 школ пострадали от бомбежек или разрушены полностью.
Государственную аттестацию и ВНО отменили, а вступительную кампанию в этом году планируют проводить по упрощенной процедуре.
Разрушенные школы
Война нанесла серьезный удар по всем отраслям, и образование не стало исключением. Разрушенные школы, целые регионы не могут возобновить обучение даже в дистанционном режиме. Миллионы людей, среди них дети и учителя, вынуждены покинуть свои дома.
Недавно на сайте МОН появилась интерактивная карта учебных заведений, пострадавших от войны. На сегодняшний день в Украине в результате обстрелов повреждены 773 школы и детсада, 75 из них уничтожены полностью.
В Мариуполе частично или полностью разрушены 90% учебных заведений, рассказал мэр города Вадим Бойченко.
По данным UNICEF, за месяц войны в Украине 4,3 млн детей, более половины от общего количества, уехали из своих домов в другие регионы Украины или за границу.
Как сообщает министр образования Сергей Шкарлет, в настоящее время дистанционное обучение полностью восстановлено только в 13 областях. Это западные и центральные регионы.
В девяти областях дистанционное обучение началось частично, часть школ остается на каникулах или обучение в них приостановлено.
В двух областях образовательный процесс пока не происходит, данных по еще одной области нет из-за активных боевых действий. О каких именно областях идет речь в сообщении министра не уточняют.
Министерство образования также разрешило детям, переехавшим в другие регионы, продолжить обучение на новом месте в любом формате. Сейчас это только дистанционные уроки.
BBC News Украина запросила МОН, сколько детей пока вообще не имеют доступа к среднему образованию и как эти дети будут возвращаться к учебе.
Однако к моменту публикации статьи ответ от министерства образование еще не поступил.
Обучение возобновлено?
С 14 марта в регионах, где позволяет ситуация с безопасностью, началось обучение в дистанционном формате.
На сайте министерства появилось всеукраинское онлайн расписание, содержащее ссылки на ежедневные уроки для 1-11 классов. Каждый день начинается с минуты молчания в память о погибших и психологической минутке.
Как объясняют в МОН, цель расписания – упростить организацию обучения большого количества детей, в том числе эвакуированных из других областей.
Дети с проблемами доступа к интернету могут смотреть видеоуроки на украинских телеканалах ПЛЮСПЛЮС, “Пиксель” и региональных каналах Общественного вещателя.
Интерактивное расписание содержит ссылки на материалы разных ресурсов, но преимущественно на Всеукраинскую школу онлайн, созданную в начале пандемии.
Впрочем, на сайте нет действенной инструкции, как использовать эти материалы, отсутствуют ссылки на тематично-календарные планы.
Поэтому спланировать обучение самостоятельно достаточно сложно.
По мнению соучредительницы ОО “Смарт образование” и советницы министра образования Иванны Коберник, министерство образования не разработало рекомендаций, как проводить дистанционное образование в условиях войны.
“Вы не найдете советов о дистанционном образовании – разве перепечатки новостей с отдельных сайтов проактивных областей департаментов образования”, – написала Коберник на своей странице в фейсбуке.
Она раскритиковала министерство образования за нехватку информации о других образовательных платформах, открывших свои ресурсы, и за отсутствие координации с ними.
На сайте МОН впоследствии появился перечень частных школ, бесплатно открывших доступ к своим учебным материалам.
Это, в частности, дистанционные школы “Оптима” и “Источник”, платформа ThinkGlobal Online, вайбер-сообщество “Школа_инфо” и другие.
Однако, как говорит Иванна Коберник, список этих частных школ не обновляется, рекомендаций, как ими пользоваться, нет.
Многие дистанционные школы открыли только опцию “экстернат”. То есть, они дали доступ к своим материалам, но возможности посещать уроки онлайн с учителем или получить связь с проверкой задач нет.
МОН не объясняет, как родителям в таких условиях устроить образовательный процесс, считает Коберник.
Уроки военного времени
На вопрос, стоило ли вообще возобновлять учебу в школах во время войны, большинство педагогов отвечают утвердительно. Впрочем, по мнению многих, о полноценном обучении в условиях физической опасности речь не идет.
Как считает преподаватель информатики киевского Политехнического лицея НТУУ “КПИ” Людмила Булыгина, “цель проведения занятий в военное время иная, чем в мирное”.
“Детям, в первую очередь, нужна поддержка взрослого, который может стать дополнительной опорой”, – говорит педагог. Однако для этого изначально “следовало бы проверить, готов учитель психологически выходить на контакт с детьми”, добавляет Булыгина.
Она отмечает, что очень необходимо было провести быстрый тренинг для учителей и объяснить им, как работать с детьми сейчас.
“Но министерство образования не дало адекватных советов и рекомендаций, как начинать дистанционное обучение, – говорит учительница. – О том, что нужно изменить формат, темы и методику проведения уроков, даже речь не идет”.
По мнению Людмилы Булыгиной, обучение во время войны должно быть “ориентировано на общественно полезные действия и на победу”.
Булыгина рассказывает, что объединила своих учащихся с 7 по 11 классы в одну группу и вместо школьной программы посвятила занятия “киберинформатике”. На уроках они с учащимися учатся бороться с фейками и манипуляциями в СМИ.
Другие учителя, с которыми поговорила BBC News Украина, рассказывают, что дети находятся в разном психологическом состоянии.
Многие оказались в не очень комфортных жилых условиях, у многих переселенцев нет учебников, есть проблемы с интернет-связью, уроки могут прерываться из-за воздушной тревоги.
Продолжать обучение в таких условиях требует незаурядного мужества как от детей, так и учителей, отмечают педагоги.
Как поступать в вузы?
Впрочем, в наиболее сложной ситуации в этом году оказались выпускники, в первую очередь те, кто готовился к внешнему независимому тестированию и поступлению в украинские вузы.
Несмотря на призывы педагогов и общественности не отменять ВНО, 24 марта Верховная Рада вместе с министерством образования приняла это решение.
Из-за боевых действий выпускников школ в 2022 году освободили от государственной итоговой аттестации (ГИА). А вступительная кампания будет проходить по специальной процедуре без использования результатов ВНО, единого вступительного экзамена и единого профессионального вступительного экзамена.
Депутаты подчеркнули, что эти изменения вынуждены и применяются только на один год.
“Поэтому речь не идет об устранении предохранителей для непрозрачного и нечестного поступления в высшие образования. Это вынужденное исключение, а не правило”, – написано в сообщении в официальном телеграмм-канале Верховной Рады.
Вместо внешнего независимого тестирования абитуриентам могут предложить мультипредментный онлайн-тест по трем предметам: украинскому языку, истории Украины и математике.
Тестирование должно пройти в июле 2022 года, рассматривается возможность организовать его в посольствах и консульствах.
Впрочем, как отметила депутат Наталья Пипа, решение не является окончательным, и МОН в настоящее время разрабатывает процедуру в деталях.
Решение отменить ВНО раскритиковали образовательный омбудсмен Сергей Горбачев, экс-замминистра образования Егор Стадник и ряд общественных деятелей.
По словам Горбачева, отмена независимого оценивания возвращает коррупцию во время вступительных экзаменов и “обесценивает работу ответственных выпускников”.
По мнению бывшего замминистра образования Егора Стадника, фактор опасности не является достаточной причиной для отмены ВНО.
“Так же опасно проводить вступительные экзамены и любые очные экзамены… Почему это стало причиной, чтобы отменить ВНО? Это лишь причина, чтобы отсрочить поступление… и провести ее не в июле, а позже в подготовленных безопасных условиях с использованием ВНО для всех поступающих”, – отметил Стадник.
Впрочем, по его мнению, именно этого и опасается МОН. Если вступительную кампанию перенесут, поступающие могут выбрать зарубежные вузы и “украинские университеты получат значительно меньшее число абитуриентов. А значит, будет сокращение финансирования со всеми дальнейшими эффектами”, предполагает педагог.
Он объясняет, что отмена ВНО или перенос вступительной кампании никак не остановит выезд за границу, а попытки упростить условия поступления и отнести всех, кто не готов к обучению, это ошибка, которая дорого обойдется украинским вузам.
“Студенты, которых наконец-то выпустят без знаний… И вот такие выпускники будут отстраивать Украину”, – отметил он.
Советница миносветы Иванна Коберник соглашается с решением отменить ГНА и выдать всем выпускникам документы по образованию. Однако она категорически отрицает необходимость отказаться от независимого тестирования.
“Пока нет решения, чем заменить, не разрушайте то, за что в том числе воюет наша армия – механизм прозрачного и справедливого поступления в университеты для всех”, – отметила Коберник.
BBC News Украина пока не получила ответа на свой запрос в МОН, как министерство образования планирует обеспечить прозрачность вступительной кампании этого года, если она будет происходить по упрощенной процедуре.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.