Что ждет Метавселенную Цукерберга?

VR

На этой неделе я отправился в прошлое, чтобы побывать в будущем. 10 лет назад я в первый раз вошел в виртуальный мир на платформе Second Life. Это, возможно, была первая попытка создать то, что пытается построить каждый технологический гигант: так называемая метавселенная – онлайн-мир, где люди смогут работать, играть и общаться в виртуальной среде, используя гарнитуру VR – шлем или очки виртуальной реальности. 

Генеральный директор Facebook Марк Цукерберг также хочет сосредоточиться на создании своей метавселенной.

Термин “метавселенная” придумал американский фантаст Нил Стивенсон в романе 1992 года “Снегопад”. Так он описывал виртуальный мир, где живут аватары реальных людей.

Пик Second Life пришелся на конец 2000-х, когда миллионы людей проводили значительную часть своей жизни в цифровой плоскости.

Потом, как мне показалось, платформа начала постепенно умирать. Как я ошибался.

Похоже, что она имеет небольшое, но потенциально растущее сообщество “резидентов”.

Они собираются там, чтобы понять, как может выглядеть наше будущее в метавселенной.

С точки зрения визуальных эффектов это совсем не новаторство.

Это скорее напоминает блочный и пиксельный мир другой онлайн-платформы Roblox, а не блокбастер, построенный вокруг среды, создающий эффект присутствия и погружения.

Но разница здесь, конечно, в том, что, как и метавселенная Марка Цукерберга, Second Life – это не игра. Здесь нет задач, квестов или сюжетных линий. Это просто место, где можно пообщаться.

Одним из обитателей платформы был Рэй.

Наши аватары столкнулись после телепортации в приморский мир, созданный наподобие падшего шотландского рыбацкого поселка 1960-х годов. Он сказал мне, что уже около четырех месяцев в Second Life после того, как “заинтересовался всей этой метавселенной”.

Рэй не поддерживает идею Цукерберга о метавселенной.

“Они захотят все контролировать. Но я думаю, что нести ответственность должны люди, все должно быть максимально открытым”, – говорит он.

Марк Цукерберг, исполнительный директор недавно переименованной компании Meta, обратил внимание на эти опасения, когда объявил о своих грандиозных планах.

Цель вселенной не будет создавать какая-то одна компания “за одну ночь”, – заявил он на мероприятии Facebook Connect.

“Это будущее, которое выходит за пределы какой-то одной компании и будет создано всеми нами”.

Другие крупные корпорации, в том числе Microsoft, Epic Games, Roblox и даже Nike, объявили о планах войти в метавселенную в той или иной форме.

Беспокойство Рея относительно монополии на метавселенную разделяют многие, в частности Аня Каневские, вице-президент по управлению продуктами Linden Lab – разработавшей и в 2003 году компании запустившей Second Life.

Аня с любопытством наблюдает, как несколько технологических гигантов заговорили о новой идее жизни в сети.

“Дискуссия приобретает антиутопический характер. И это меня немного беспокоит”, – говорит она.

“Появление в пространстве слишком большого игрока, кажется, сигнализирует людям, что они не являются его владельцами, что кто-то другой будет устанавливать правила и управлять шоу, а они будут просто потребителями”.

Second Life очень похожа на Roblox – платформу, где пользователи создают определенную среду и приглашают других поиграть, хотя там гораздо меньше участников.

Рекорд Roblox по количеству одновременных игроков – примерно 5,5 млн, тогда как у Second Life – 90 тысяч.

Марк Цукерберг говорит, что тоже хочет поставить сообщество пользователей в центр своей метавселенной, но пока нет резидентов. Он пообещал взять на работу 10 тысяч человек по всей Европе, чтобы построить свой мир.

Некоторые утверждают, что речь идет даже не о предоставлении пользователям большего контроля: метавселенную должны создавать исключительно сообщества.

Джон Кармак, главный технический директор Oculus, подразделения гарнитур виртуальной реальности Meta, считает, что создание отдельной метавселенной – это “на самом деле не самый лучший способ стать частью большой метавселенной”.

“Я сомневаюсь, что одна платформа дойдет до такого уровня, чтобы взять на себя все. Я просто не верю, что один игрок – одна компания – в итоге будет принимать правильные решения для этого”, – цитирует его Ars Technica.

Опыт Second Life может многому научить Цукерберга и других.

На пике популярности платформа оказалась в центре громких виртуальных скандалов, связанных с финансовым мошенничеством и воспитанием детей.

Даже во время небольшого исследования этой недели я увидел проблемы модерации, с которыми сталкивается Second Life. Если бы метавселенная стала мейнстримом, их масштаб был бы значительно больше.

Блокируется поиск событий или мест по определенным ключевым словам, например, “порно” или “наркотики”.

Однако поиск по слову “секс” привел меня в виртуальные стриптиз-клубы, где мне предлагали цифровые танцы на коленях в обмен на виртуальные деньги.

“Управление в виртуальном мире – это сложный процесс”, – объясняет Каневские.

“Что-то можно автоматизировать, но многое требует присутствия людей. Это не просто бегство от реальности, красивые платья и отличные аватары”.

Вернувшись к Second Life, я задал Рэю последний вопрос перед тем, как выйти из системы: почему он возвращается сюда снова и снова?

“Я люблю мечтать глазами”, – ответил он.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2021-11-06