Довоенные налоги возвращаются. Вот что следует об этом знать

“Просто полный абзац. Им все мало!” “Государства должны от***сь от людей. Пусть не мешают и дадут экономике дышать. Иначе войну не выиграем.” “Проблема одна – желание запихнуть нос туда, где что-то работает”. Такими комментариями развевались соцсети после новостей, что волонтерам придется уплатить налог с благотворительных пожертвований. Тогда объяснять, что волонтерство не облагается налогом, пришлось лично министру финансов Сергею Марченко. 

Казалось бы, измены не произошло. Но эта история заставила бизнес и обозревателей говорить о более широкой проблеме – полтора года налоговых послаблений все-таки завершаются. Несмотря на то, что война не завершается.

Мы собрали пять фактов о возврате налогов, чтобы вам не перечитывать все официальные документы, разъяснения чиновников и споры в соцсетях.

1. Как изменятся налоги на горючее

Возврат довоенных налогов на горючее сейчас является единственным изменением, о котором можно говорить уверенно.

Когда российские удары весной 2022 разрушили нефтеперерабатывающие мощности и склады горючего, цены взлетели. На заправках стояли километровые очереди. Чтобы стабилизировать ситуацию, правительство обнуло акциз и уменьшило почти втрое – с 20% до 7% – НДС на топливо.

В сентябре 2022 года акциз на горючее решили частично вернуть. Тогда же был принят закон с интересной формулировкой, что льготы будут действовать до завершения военного положения, но не позднее 1 июля 2023 года. Так что с 1 июля довоенный НДС и акцизы на топливо должны вернуться.

Первый заместитель комитета по финансам, налоговой и таможенной политике Ярослав Железняк напомнил, что изменения предложило правительство и одобрил парламент в законе, который в конце сентября 2022-го подписал президент.

“Норма уже в законах Украины, и даже если бы теоретически ее хотели бы перенести, это уже нереально”, – пояснил депутат.

Акцизы на бензин и дизель вырастут со 100 евро за тысячу литров до 213,5 и 139.5 евро соответственно, а НДС – с 7% до 20%.

В правительстве от довоенного уровня налогообложения горючего ожидают получить 8 млрд грн дополнительных доходов ежемесячно.

Но для потребителей это обернется повышением цен. Многие обозреватели оценивают подорожание горючего в те 13% разницы в НДС, которые прибавятся с июля. То есть, если взять среднюю цену за литр хорошего бензина в 50 грн, то подорожание составит где-то 6,5 грн.

Однако, по расчетам директора Консалтинговой группы А-95 Сергея Куюна, подорожание будет больше.

“Моделирование показывает, что при возврате довоенных налогов бензин подорожает на 11 грн/л, дизтопливо – на 8 грн, сжиженный газ – на 3”, – пояснил он в фейсбуке.

Впрочем, очевидно, что на этом история с налогообложением горючего не завершится. В июне на рассмотрение парламента был представлен новый законопроект, в котором предлагается установить единую ставку для дизтоплива и бензинов на уровне 175 евро, а для сжиженного газа повысить до 129,5 евро за тысячу литров.

2. Что будет с упрощенной системой

Весной 2022 г. изменения в налогообложении по упрощенной системе подавали как важную реформу. Они распространились не только на малый и средний бизнес.

“Начинаем налоговую реформу. Вместо НДС и налога на прибыль даем ставку 2% от оборота и упрощенный учет. Для малого бизнеса ставим добровольную уплату единого налога”, – заявлял тогда президент Зеленский. И объяснял: “Если сможете – платите. Не можете – нет вопросов”.

С этого времени предприятия с оборотом до 10 млрд грн (а впоследствии и этот лимит убрали) получили возможность уплачивать единый налог с оборота в объеме 2% по правилам, установленным для ІІІ группы плательщиков единого налога. То есть бизнес мог не платить налог на прибыль, НДС и другие платежи.

Для ФЛП I и II групп уплата единого налога стала добровольной. И все вместе были освобождены от налоговых проверок.

Однако в конце мая 2023 г. Совет принял за основу проект о возвращении упрощенной системы на довоенную схему.

В частности, документ предусматривает:

  • отмена 2% единого налога для ФЛП III группы и возврат до 5%,
  • возврат уплаты единого налога для I и II группы ФЛП,
  • возврат проверок и штрафов за нарушение, в частности, за неиспользование РРО.

От провала в первом чтении законопроект спасли три голоса. Предложенные правительством изменения поддержали всего 227 депутатов.

Предполагалось, что окончательно изменения согласуют в июне, и они вступят в силу с 1 июля.

Однако, как сообщили представители профильного парламентского комитета, с 1 июля этих изменений не последует. Депутаты не успевают рассмотреть проект.

Но это не значит, что от налоговых перемен решили отказаться.

Как пояснил Ярослав Железняк, “рассмотрение (законопроект) затягивается, и соответственно поэтому сдвигаются сроки внедрения”.

Этот законопроект может стать едва ли не первым с начала российского вторжения, когда “джентльменское соглашение” о политическом единстве в Раде во время войны нарушат.

Тем временем глава финансового комитета, член фракции “Слуга народа” Даниил Гетманцев утверждает, что налоги для упрощенной системы вернутся на довоенный уровень если не с 1 июля, то с 1 августа.

Показательно, что, несмотря на отсутствие принятых изменений, налоговая уже дала разъяснение, что нужно делать бизнесу, и сделать это нужно было до 15 июня.

Речь идет о том, что предприниматели должны определиться уже сейчас, в какой форме налогообложения хотят находиться с 1 июля. Остаться на упрощенной или вернуться к общей и написать соответствующее заявление в налоговую.

При этом сделать это они могут только один раз в 2023 году. Следовательно, если изменения не примут, они уже не смогут вернуться к упрощенной системе.

Нина Южанина, еще одна представительница финансового комитета, удивлена, что бизнесу предлагают действовать по еще не принятому закону: “Так предприниматели должны ванговать, когда это произойдет? Или писать заявления на свой страх и риск, чтобы, если что, “не вылететь” из упрощенной системы?”

Представители бизнеса не скрывают отчаяния от того, что в войну, когда неопределенность и так зашкаливает, в налоговом поле хаос. Ее волнуют их даже не размеры налогов.

“Почему когда в стране война и бизнес и так на грани вымирания, наши власти пытаются его еще добить? И речь идет не о восстановлении 5%, а о беспорядке и хаосе, отсутствии каких-либо заранее предоставленных объяснений и указаний”, – пишет в одном по сообщениям бухгалтер, которая ведет несколько ФЛПов.

А другой корреспондент добавляет: “Называется “не было бухгалтера работы”. Подбросили квест: “подать заявку на 5%, подать заявку на отмену заявки, закрыться, открыться. Супер”.

3. Почему налоги украинские, а говорят о МВФ?

Первое чтение проекта о ликвидации льготного режима в упрощенке депутаты голосовали именно тогда, когда миссия МВФ завершала пересмотр программы с Украиной.

МВФ и до войны негативно относился к налоговым льготам, исключениям и послаблениям, как к тому, что разбалансирует бюджет. То есть делает расходы несоответствующими доходам. А во время войны это стало вопросом жизни и смерти.

За первый год войны украинская экономика сократилась на 30%, в то время как расходы на оборону выросли в разы. Дефицит бюджета, то есть превышение расходов над доходами за первые 5 месяцев этого года больше 400 млрд грн.

Международные партнеры дают стране миллиарды долларов как в грантах, так и ссудами. Доля МВФ в этой помощи – относительно небольшая.

Из более 50 млрд долларов, которые Украина получила от союзников с начала войны, МВФ предоставил 5,6 млрд. В следующие 4 года страны Большой семерки и ЕС обязались предоставить Украине 115 млрд долларов, а новая программа МВФ рассчитана на 15,6 млрд. 5 лет.

Однако сотрудничество с фондом остается главным показателем для кредиторов, особенно частных. А их деньги тоже нужны Украине.

Кроме того, средства, вырученные от международных партнеров, не могут идти на финансирование украинской армии. Поэтому они закрывают потребность в финансировании социальных расходов, в частности выплату пенсий. А поступающие из экономики налоги идут на армию.

Однако даже здесь потребности превышают возможности. При ежемесячных налоговых доходах в 80 млрд. грн., на войну тратится 130 млрд. грн.

Не случайно, что в пояснительной записке к законопроекту правительство называет дополнительные 10 млрд грн до конца года как аргумент, чтобы отказаться от послаблений.

4. Что во всем этом не так

За 2023 год, когда Украина потеряла 30% ВВП, в бюджет уплатили всего на 8% меньше налогов, чем в мирном 2022 году.

10 млрд грн – это мало, и совсем “не та цена, за которую нужно терять доверие бизнесу”, считает старший экономист Центра социально-экономических исследований CASE-Украина, главный эксперт группы “Налоговая и бюджетная реформа” Владимир Дубровский.

Он отмечает, поскольку в свое время льготы для бизнеса были “изначально кривыми”, он не поддерживал схему с введением 2% налога для всех желающих. Но то, как и когда упраздняют эти льготы, вызывает еще больше замечаний.

Начать с того, что власти нарушают собственные обещания. Ведь льготы должны действовать на протяжении всего военного положения и еще полгода после его завершения.

Кроме того, говорит он, продолжается традиционная для страны практика изменения налогового поля с нарушениями закона, требующего, чтобы налогоплательщики знали об изменениях не менее чем за полгода.

Экономист отмечает, что для настоящего малого и среднего бизнеса, который платит налоги по упрощенной системе, а не просто решил воспользоваться временной возможностью платить 2%, не так важны ставки, как пугают возобновление репрессивных фискальных действий – проверки и штрафы. Возвращением штрафов за неиспользование РРО лишь снизит бюджетные поступления, а малый бизнес “перейдет в полную тень”, считает Владимир Дубровский.

Сергей Куюн также прогнозирует, что с возвратом довоенного налогообложения горючего вернутся и “тень” и “схематоз”.

“Все без исключения трейдеры видят проблему в возвращении схем по неуплате НДС, который планируют повысить с 7% до 20%, – утверждает эксперт и объясняет. – Невероятно, но факт: 7% НДС убили весь схематоз, который до войны был главной проблемой рынка и налоговой”.

Он отмечает, что многие трейдеры в течение года пониженных налогов на горючее отмечали, что столько НДС “не платили еще никогда” и что “если снова 20% – это путь назад, во тьму”.

“Получим грустное бинго: цены вырастут, а казна не получит запланированных средств”, – предусматривает результаты Сергей Куюн.

5. Существуют ли другие варианты

Сергей Куюн считает, что правительство должно повышать акциз на горючее, а НДС оставить низким.

“Бонусом” было бы исполнение обязательств о повышении акцизов до европейского уровня в рамках движения Украины в ЕС. Там считают, что у человека, имеющего авто, есть и деньги на налоги. Кстати, это требование стране придется рано или поздно выполнять, если намерения членства в Евросоюзе серьезны. Сейчас украинские акцизы на порядок ниже.

Эксперт по налоговой реформе Владимир Дубровский говорит, что правительству следует подумать о снижении налогов на труд. На данном этапе – хотя бы для внутренне перемещенных лиц. А также пересмотреть подход к налогообложению доходов.

“Нужно вводить налог на выведенный капитал, который в нынешних условиях вряд ли принесет меньший доход, чем налог на прибыль, потому что прибыли в большинстве нет. А также уменьшать нагрузку на заработную плату”, – утверждает экономист.

А если уж и отменять льготный режим, то надо бы делать это параллельно с реформированием всей системы. Не зря в многочисленных опросах бизнес называет коррупцию и судебную систему среди самых больших рисков работы в Украине и восстановление после войны.

Все это реально делать именно сейчас, когда есть финансовая поддержка международных партнеров.

“Пока идет война, они обязались нас поддерживать, и на самом деле это такой общественный договор, что мы за них воюем, а они нас финансируют, – говорит экономист, отмечая, – они еще дешево покупают себе свою безопасность”.

А что касается после войны, то, надеется Дубровский, в Украине будет возобновление и быстрый экономический рост, “если, конечно, сейчас не задушить экономику налогами до конца”.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-06-20